Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Госдума

Власти заберут у оппозиции города-миллионники, - парламентарии о муниципальной реформе

10.12.2013 18:05


6 декабря на конференции ОНФ, проходившей с участием президента Владимира Путина, сопредседатель движения, депутат Госдумы Ольга Тимофеева озвучила главе государства предложения о реформе местного самоуправления: "Сегодня с уровня местного самоуправления мы убрали образование, здравоохранение, а мы по-прежнему выбираем своих представителей, которые, к сожалению, не всегда эффективны, у них нет на это денег, а они должны что-то делать".

В частности, не всегда эффективно местное самоуправление на уровне городов-миллионников, сказала Тимофеева. "Может быть, местное самоуправление опустить на уровень районов, потому что оно должно быть реально приближено к людям", - заявила депутат.

Полномочия муниципалитетов Тимофеева предложила пересмотреть. "Главный лейтмотив, который звучал, - давайте местному самоуправлению дадим ровно столько, что означает местное самоуправление, - рассказала депутат о дискуссиях в ОНФ. - Потому что иной раз ряд наших чиновников подзаигрались в политику, забывая, наверное, что прямая задача выбранных людей - исполнять полномочия, ремонтировать дороги, убирать их, когда снег, и тому подобные вещи".

Речь идет о радикальной реформе законодательства, говорит источник "Ведомостей", близкий к администрации президента. Идея в том, чтобы сократить количество уровней местного самоуправления, оставив его в поселениях и районах крупных городов, утверждает источник газеты в ОНФ: в результате будет повышена ответственность местных властей.

Собеседники газеты рассказывают: в случае реформы главы муниципальных районов и городов-миллионников будут переподчинены губернаторам, а уровень государственной власти опустится соответственно до уровня городов и районов областей. Посты выборных мэров могут быть сохранены, но они лишатся денег и полномочий - их поделят между регионами и поселениями.

Необходимость реформы объясняется запутанностью нынешней системы местного самоуправления: оно должно быть в первую очередь реально наполнено на первом уровне - поселков, малых городов, внутригородских районов в крупных городах, а на втором уровне - районном и крупных городов - появляется много задач и функций государственной власти в здравоохранении, образовании и т. д.

Похожую идею уже сформулировал в виде законопроекта депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. Он предлагает упразднить местное самоуправление на уровне городов-миллионников и создать на их базе 12 мегаполисов с подчинением вице-губернаторам. Бюджет мегаполиса будет консолидирован с бюджетом соответствующего субъекта РФ, чтобы гарантировать стабильное финансирование. По примеру Москвы в мегаполисах предлагается создать территориальные органы госвласти - префектуры районов. Местное самоуправление предлагается сохранить на уровне муниципальных районов мегаполиса, численность которых устанавливается от 100 000 и более человек в каждом.

Предполагается, что вопросы местного значения - дороги, строительство, ЖКХ, медицина, дошкольное и среднее образование, экология - будут решать органы госвласти, а муниципальные районы займутся решением вопросов развития физкультуры и спорта, досуга жителей районов, организации работы парков, музеев, библиотек, центров творчества.

Резко против подобных идей выступил лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. "Нельзя допускать одного - резкого сокращения перечня вопросов местного самоуправления", - подчеркивает политик. По мнению Митрохина, во всем мире давно поняли, что школы и поликлиники могут эффективно работать только под контролем местных сообществ.

Как вы относитесь к предложенной реформе местного самоуправления? С таким вопросом Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Анатолий Локоть

Мэр Новосибирска. Бывший депутат Госдумы от КПРФ.

10.12.2013 18:12

Думаю, идея такой реформы направлена вовсе не на то, чтобы приблизить систему местного самоуправления к людям, а совсем на другое.

В последнее время партия власти на выборах в городах-миллионниках все чаще стала терять свои прежние позиции. К примеру, в будущем году в Новосибирске должны состояться выборы мэра города. Уже сейчас становится очевидно, что шансы у оппозиции, в особенности у КПРФ, будут на этих выборах весьма высоки. Неуклонно растет влияние оппозиции в Омске, Иркутске, других крупных городах. Представитель оппозиционной партии, как вы знаете, победил недавно на выборах мэра в Екатеринбурге.

Естественно, подобная наметившаяся тенденция вызывает у власти серьезные опасения. Поэтому, по всей видимости, и возникла идея с реформой местного самоуправления, основная цель которой – выбить из-под крупных городов почву для проведения там выборов. Ведь что такое переподчинение городов-миллионников губернаторам? Это означает, что мэры этих городов будут не избираться на свои должности в ходе прямых выборов, а назначаться губернаторами. Вот и получается, что предлагаемая реформа затевается не в интересах людей, а исключительно в интересах правящей партии, что происходит у нас и со многими другими инициативами власти по изменению выборного и прочего законодательства.

Олег Пантелеев

Первый заместитель губернатора Курганской области. Руководитель Представительства Курганской области при правительстве РФ. Сенатор от Курганской области (2001-2014). Член ЕР

10.12.2013 18:11

На мой взгляд, система местного самоуправления в особом реформировании не нуждается - мы все-таки должны сохранить вертикаль власти независимо от того, избирается тот или иной руководитель или назначается. Должна быть централизация власти, но одновременно мы должны четко разграничить полномочия органов власти.

С другой стороны, надо подумать о большем влиянии субъектов на областные центры. Кроме того, у нас есть небольшая путаница с муниципальными образованиями, которыми называются и областные, и районные центры. На мой взгляд, муниципальные образования – это сельские и поселковые советы.

Я также считаю, что муниципальным образованиям в обязательном порядке должны выделяться средства. А то мы сельские и поселковые советы избираем, а денег им не даем, но дела-то они должны на своей территории делать: и мусор вывозить надо, и забор покрасить, и дорогу подлатать, и кладбище прибрать. Так что власть властью, но и финансовое подкрепление должно быть. А то мы выбираем представителей в эту систему, и они сидят князьками, ничего не делают - денег же нет. А так появится реальный фронт работ, за который надо отчитываться.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

10.12.2013 18:10

Хочу начать с того, что в ноябре в Суздале прошел Всероссийский съезд муниципальных образований, участники которого затем встретились с Путиным. Все присутствующие сошлись во мнении, что нужна новая стратегия развития местного самоуправления. Видимо, эта встреча послужила импульсом для дальнейшего обсуждения этого вопроса. Естественно, изменения быть должны.

Что касается данного конкретного предложения, то хочу вернуть нас к базису местного самоуправления: какие бы формы управления сверху мы бы не создавали, если граждане не будут сами в этом участвовать, никогда нормального управления не будет. Местное самоуправление – это самоуправление граждан, и как они будут выстраивать свою систему – это их дело.

А система исполнительной власти России может строиться такой, какой ее видит президент, так как он высшее должностное лицо. И если исполнительная власть считает, что нужно иметь администрации в городах и районах, подчиненные исполнительной власти, она может работать в этом направлении – для этого есть все полномочия. Но ничего общего с местным самоуправлением это не имеет, это не местное самоуправление.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",
губернатор Красноярского края (1993—1998)

10.12.2013 18:09

Давайте уточним, кем работала до своего избрания депутатом Ольга Тимофеева, выступившая с идеей такой реформы.

Как выясняется, предложение сделано человеком, ни дня не работавшим в управленческих структурах – ни на уровне региона, ни на уровне муниципального образования. А это очень показательно, когда люди, не нюхавшие пороху, пытаются объяснять, как вести наступление. Ничего хорошего я здесь не вижу.

Во-первых, местное самоуправление у нас отделено от государственного, что прописано в Конституции. Поэтому прежде, чем выступать с идеями какого-либо переподчинения в этой системе, нужно думать о том, что придется менять Конституцию. Мне также интересно, пыталась ли автор инициативы спросить у кого-нибудь из мэров и губернаторов, хватает ли им полномочий или нет. Думаю, ответ на этот вопрос был бы очевиден: с полномочиями у нас все в порядке – не хватает денег. У региональных и муниципальных руководителей сегодня масса обязанностей по решению вопросов ЖКХ, тарифов, ветхого жилья, дорог, социальной сферы и т.д. Они знают, что именно нужно делать, но не знают как, за счет каких средств. Поэтому любой уважающий себя руководитель в ответ на предложенную идею реформы обязательно скажет: не надо советов, помогите лучше деньгами. Что изменится, если мы кого-то кому-то переподчиним? Разве в регионах от этого появятся деньги?

Данное предложение, на мой взгляд, из разряда тех, которые нельзя даже обсуждать. Оно находится на таком уровне безграмотности, что становится стыдно за своих коллег. Это просто неуважение к людям, которые работают сегодня на уровне мэров и глав регионов и ломают голову, что им делать с дефицитами своих бюджетов. У современного общества должна быть аллергия на подобный примитивизм, на нежелание знать и понимать реальные проблемы страны.

Остается только посоветовать автору инициативы поработать главой региона или муниципалитета хотя бы годик-два, чтобы понять ситуацию на местах изнутри.

Вячеслав Лысаков

Создатель и руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ VI-VII созывов

10.12.2013 18:08

Безусловно, необходимость такой реформы сегодня назрела. Но при рассмотрении основных ее направлений нужно вести речь не только о перераспределении полномочий, но и о перераспределении финансов.

Сегодня у муниципалитетов фактически нет средств для эффективного выполнения своих задач. Точнее, эти средства настолько ничтожны, что о каком-либо серьезном решении проблем населения говорить пока не приходится. Поэтому менять нужно не только полномочия между различными звеньями системы управления в стране, но ситуацию с финансовыми потоками. О необходимости пересмотра вопросов финансирования местного самоуправления говорил недавно и президент Владимир Путин.

В любом случае, 131-й закон об основах местного самоуправления требует существенной корректировки. С момента его принятия прошло достаточно времени для внесения туда изменений. Делать это нужно быстро, но не поспешно, с предварительным широким обсуждением со стороны гражданского общества и экспертов различного профиля и уровня. Хочу обратить внимание, что в рамках ОНФ существует уже десяток площадок общественного мониторинга, в том числе и по вопросам развития местного самоуправления.

Изменения в системе местного самоуправления неизбежны, поскольку жизнь не стоит на месте: меняются реалии, вызовы, риски, экономические и социальные условия. Основной же их целью должно стать повышение качества жизни наших сограждан.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

Дойдет ли до второго чтения закон о QR-кодах – сейчас трудно сказать, потому что ожидается массовый наплыв «омикрона», и в Москве он уже, строго говоря, начался. Если верить опыту Южной Африки, обычно продолжается он 1,5-2 месяца. Региональные власти у нас и без того делают то, что считают нужным, без закона о QR-кодах. Поэтому может быть так, что пандемия будет развиваться быстрее, чем будет приниматься этот закон.

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."