Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

сайт СК РФ

За авиакатастрофы ответит МАК: Мнения парламентариев

09.01.2014 18:56


В связи с частыми авиапроисшествиями в России - в частности, ноябрьской катастрофой в Казани, унесшей жизни 50 человек - в Госдуме возникли вопросы к работе Межгосударственного авиационного комитета.

Депутат Госдумы от "Единой России" Александр Сидякин написал запрос министру транспорта Максиму Соколову по поводу деятельности МАК. Парламентарий просит информировать его о том, как МАК проводит расследования авиационных катастроф. Кроме того, Сидякин предлагает проверить работу МАКа на предмет беспристрастности, пишут "Известия".

По мнению Сидякина, последние авиакатастрофы показывают, что МАК, обладая широкими полномочиями, фактически никем не контролируется и выполняет неясные задачи. "Я хочу узнать, действительно ли эта организация не подчиняется Минтрансу, ведь в ее ведении находятся выдача всех сертификатов и оценка аварий, - сказал депутат. - Это странно, потому что какой-то контроль над организацией с такими полномочиями со стороны профильного органа осуществляться должен".

МАК был создан в 1991 году на основе соглашения 11 стран - бывших республик СССР. Эта организация занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также проводит расследования авиакатастроф.

Представители МАКа выдают сертификаты допуска и одновременно проводят расследования, отмечает председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета "Ространснадзора", бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. "Это называется - "расследовать самих себя". Но они не имеют ни прав, ни обязанностей по применению санкций к тем, кто не выполняет требования комиссии. В итоге люди гибнут", - говорит эксперт.

За последние три года в США при объемах перевозок более 800 млн пассажиров не было ни одной крупной катастрофы пассажирского лайнера, тогда как в РФ (80 млн пассажиров) аварии случаются часто.

Чаще всего причиной катастроф называют "человеческий фактор". В последнее время много говорят о плохой подготовке летчиков. Так, представитель СК РФ Владимир Маркин в начале декабря заявлял, что у многих пилотов - прежде всего, работающих в небольших авиакомпаниях - на руках, по сути, липовые дипломы. В негосударственных учебных центрах летчики практически не проходят подготовку, подчеркивал Маркин.

Позднее СК РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора петербургского авиационного учебного центра "Крылья Невы", который подозревается в выдаче поддельных документов, подтверждающих квалификацию пилотов. По информации "Фонтанки.ру", УФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Северо-Западное управление МВД на транспорте организовали повальные проверки и выявили 60 летчиков из 14 авиакомпаний, которые получили допуск к полетам по подложным документам.

Вот и в казанской авиакатастрофе МАК склонен винить пилотов. Однако, как отмечал Сидякин еще в декабре, сомнения вызывает практика, когда МАК одновременно и выдает сертификат летной годности воздушных судов, и расследует авиакатастрофы. "Естественно, во всех расследованиях МАКа мы слышим, что виноваты пилоты", - заявлял он.

Между тем недавно заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев направил депутатский запрос в адрес генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить связи МАКа с авиакомпанией "Трансаэро". Как говорится в приложенных к депутатскому запросу материалах, Татьяна Анодина, являясь главой МАК, одновременно является акционером авиакомпании "Трансаэро" с долей акций 3%. Кроме того, она связана родственным узами с основными собственниками компании. В запросе высказывается подозрение, что противодействие МАК установлению предельного возраста эксплуатации самолетов также связано с родственными и деловыми связями Татьяна Анодиной. Поводом к письму Валеева послужило журналистское расследование, которое вскрыло некоторые факты приобретения компанией "Трансаэро" самолетов, десятилетиями эксплуатировавшихся в странах "третьего мира", в том числе в Африке, сообщает "Новый Регион".

См. также:
Вот только летчиков-гастарбайтеров нам не хватало! - Парламентарии об уроках катастрофы в Казани

Как бы вы прокомментировали запрос Сидякина, обоснованны ли претензии к МАКу? Надо ли менять систему обеспечения безопасности авиаперевозок и как это сделать? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

09.01.2014 19:07

Я полностью разделяю обеспокоенность моего коллеги деятельностью МАКа.

Эта организация пользуется своим монопольным правом на решение многих вопросов в области обеспечения авиаперевозок, и не исключено, что руководствуется при этом определенными корыстными интересами. Я не удивлюсь, если у него имеются отношения с компанией «Боинг». Достаточно обратить внимание на постоянные аварии, происходящие у нас с самолетами этой компании и на заявления самого МАКа, что во всех этих авариях всегда виноваты пилоты. Все хорошо понимают, что проблем с пилотами не может быть без проблем с техникой. У нас же идут постоянные ссылки на человеческий фактор. Как человека с инженерным образованием меня не могут убедить, к примеру, утверждения, что между новым самолетом и самолетом 30-летней давности нет никакой разницы. Я имею представление и об элементарной усталости металлов, о некачественном техническом обслуживании, которое очень трудно отследить в течение длительного срока эксплуатации самолета.

Для решения проблемы можно было бы, во-первых, ввести сменяемость руководства МАКа, а во-вторых – разделить между ним и другой структурой функции, о которых говорится в запросе депутата. Но главную проблему здесь я вижу в отсутствии в стране настоящего парламентского контроля за действиями исполнительной власти. Это единственная форма реального контроля над исполнительной властью. Пока ее структуры будут оставаться вне полноценного парламентского контроля, запросами и обращениями законодателей мы ничего не изменим.

Александр Старовойтов

Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

09.01.2014 19:05

Я могу только положительно относиться к любым депутатским запросам, продиктованным интересами повышения безопасности авиаперевозок. Если у нас, скажем, каждую неделю будут появляться какие-то новые инициативы в этой области, возможно, решение проблем в нашей гражданской авиации сдвинется с мертвой точки. А то, что ситуация здесь очень нехорошая, очевидно всем.

Для меня тоже не очень понятна структура и принципы деятельности МАКа. Думаю, получить официальные разъяснения этой деятельности нам не помешает. Но говоря на тему повышения безопасности в российской гражданской авиации, пенять нужно больше на неправильно выстроенную структуру управления в данной системе. У нас же эта система сегодня работает по принципу: у семи нянек дитя без глазу. Вопросами, связанными с регулированием деятельности гражданской авиации, занимается и Минтранс, и Росавиация, и Ространснадзор. В реальности же ответственность за решение конкретных вопросов оказывается размытой, а уровень контроля оставляет желать лучшего. К примеру, у Росавиции теперь нет права проводить внезапные инспекционные проверки авиакомпаний. Такие проверки возможны сегодня только по предварительному уведомлению, что, естественно, позволяет недобросовестным авиаперевозчикам вовремя легко подчистить свои «хвосты».

Поэтому прежде всего нужно навести порядок в самой структуре управления нашей гражданской авиацией, о чем наша фракция неоднократно заявляла. Мы предлагаем воссоздать Министерство гражданской авиации, которое взяло бы на себя ответственность за основной комплекс вопросов в этой сфере. Речь идет отнюдь не о смене вывески. Это позволило бы устранить нынешнюю неразбериху с функциями и полномочиями, помогло бы определить, кто и за что отвечает. Стоит отметить, что аналоги такого министерства существуют во всех цивилизованных странах и полностью оправдывают свою деятельность. Одновременно мы считаем, что Ространснадзор должен стать самостоятельной независимой структурой, не подчиняющейся Минтрансу, а зарплату его сотрудником следует существенно повысить. Специалисты разбегаются оттуда в другие структуры, поскольку ни один уважающий себя профессионал не будет работать за зарплату в 15 тысяч рублей.

Анатолий Локоть

Мэр Новосибирска. Бывший депутат Госдумы от КПРФ.

09.01.2014 19:03

То, что с безопасностью наших авиаперевозок не все благополучно – совершенно очевидно. Об этом свидетельствуют и авиакатастрофа в Казани, и все предыдущие аварии на наших авиарейсах.

Но боюсь, что одним запросом в Минтранс ничего не изменишь. Я против кампанейщины, и пока не торопился бы с огульными обвинениями в адрес МАКа: легче всего найти «стрелочника» и списать на него все беды. Не в «стрелочнике» дело – очевидно, что больна вся система. Поэтому есть все основания начать более углубленный разговор о причинах, которые ведут к трагедиям на авиатранспорте. Одну из таких причин я вижу в частом использовании у нас импортной техники, импортных тренажеров для подготовки пилотов. Нам необходимо опираться на отечественную технику, на свой авиапарк, свои разработки, развивать свой, российский авиапром. Осваивать и обслуживать отечественную технику всегда проще, она более ремонтоспособна.

Ну и, конечно же, нужно повышать качество подготовки собственных кадров в гражданской авиации, постоянно следить за уровнем квалификации пилотов, особенно когда они переходят работать с одного типа самолета на другой. Нельзя допускать ситуаций, при которых уже всерьез ведутся разговоры о найме иностранных летчиков.

Поднятие отечественного авиапрома и подготовка высококвалифицированных кадров - вот на чем должна строиться планомерная работа по изменению системы нашей гражданской авиации.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",
губернатор Красноярского края (1993—1998)

09.01.2014 19:02

У меня никаких претензий к МАКу нет. Более того, я просто в восторге от того, как работает данная организация – говорю об этом совершенно искренне и серьезно. Если сравнивать работу МАКа с другими госучреждениями, можно сказать, что по уровню профессионализма он находится на недосягаемой высоте.

В свое время я смотрел по ТВ трансляцию пресс-конференции МАКа, где сообщалось о результатах расследования авиакатастрофы под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда «Локомотива». Меня потрясло, что было проведено не просто детальное расследование, но и смоделирована с реальными летчиками сама ситуация, которая произошла с Як-42. Благодаря этому удалось получить предельно четкие и объективные ответы, связанные с той трагедией, убедительно разъяснить, что, как и почему произошло.

Все последующие 14 авиакатастроф в стране произошли из-за человеческого фактора. К сожалению, для этого имеются все основания: у нас давно нет специальных институтов, готовящих летчиков, мы не знаем, кто и как их сегодня готовит. А профсоюз летчиков при этом занял подлую (прежде всего по отношению к авиапассажирам) позицию, не позволяющую нанимать иностранных пилотов! У нас ведь действительно серьезно не хватает опытных летчиков. Почему российским пилотам после 35 лет позволяется ехать работать за рубеж, а оттуда приглашать никого нельзя?!

Я полностью согласен с мнением Анодиной, которая заявила: нужно прекратить играть в национальную специфику и переходить наконец во всем на международные стандарты. За доморощенностью и национальной спецификой у нас, как правило, скрываются брак, расхлябанность, халява и непрофессионализм. Поэтому первое, что нужно сделать в российской системе гражданской авиации – это разрешить принимать на работу иностранных летчиков, и в первую очередь командиров экипажей. Здесь должны действовать законы свободного рынка – иначе качества мы не добьемся. Уверен, когда у нас появятся иностранные летчики, и среди их российских колег найдутся те, которые потянутся на ними, начнут совершенствовать свой профессионализм.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

Дойдет ли до второго чтения закон о QR-кодах – сейчас трудно сказать, потому что ожидается массовый наплыв «омикрона», и в Москве он уже, строго говоря, начался. Если верить опыту Южной Африки, обычно продолжается он 1,5-2 месяца. Региональные власти у нас и без того делают то, что считают нужным, без закона о QR-кодах. Поэтому может быть так, что пандемия будет развиваться быстрее, чем будет приниматься этот закон.

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."