Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

http://zauralonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3308:kurganskie-zhenikhi-stali-brat-familii-nevest&catid=12&Itemid=111

Семейный кодекс и "гражданские браки", - Мнения священнослужителей

19.03.2014 08:40


Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что Семейный кодекс нуждается в серьезной переработке. В интервью газете «Известия» она, в частности, сказала:

«По сегодняшнему семейному законодательству правовой статус родителя по отношению к ребенку ниже статуса представителей органов опеки и попечительства. Для наглядности достаточно вспомнить совершенно, на мой взгляд, одиозную норму, по которой несовершеннолетний при вступлении в брак обязан заручиться согласием не родителей, а органов опеки и попечительства. Это — устаревшая норма, перекочевавшая из кодексов советского времени. И такими действующий Семейный кодекс РФ буквально-таки наводнен.

С одной стороны, государство провозглашает, что оно не вмешивается в жизнь семьи. И это правильно. С другой — через многочисленные нормы семейного законодательства органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, администрации детских садов и еще порядка семи различных ведомств вправе совершенно законно в любое время вторгаться в жизнь семьи, зачастую бесцеремонно. Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать за ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык «семьи, находящейся в социально опасном положении». Это возмутительно. Ни один из существующих законов не откроет вам тайну, что же такое «семья, находящаяся в социально опасном положении». Как доблестные органы определяют степень опасности? Какими стандартами руководствуются? Нет ответа. До сих пор все наши попытки изменить законодательство в этом направлении терпели крах.

Необходимо смещать акцент в сторону как раз-таки защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной защите семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мы должны таким образом «реконструировать» Семейный кодекс, чтобы он защищал обоих родителей после развода, давал права ребенку на имущество, а также позволял видеться со вторым родителем.

В Семейном кодексе сейчас много непродуманных мер. Фактически он побуждает людей жить в гражданском браке (без регистрации акта в органах ЗАГС). Смотрите, пособие матерям-одиночкам, не состоявшим в браке, довольно высокое — в 5–6 раз выше, чем для многодетных семей. Естественно, молодая семья, у которой заработки не очень велики, смотрит, что выгоднее и выбирает денежное пособие, а не регистрацию брака. Минусов в таком положении вещей много, как правовых, так и психологических: пара перестает думать о семье как о едином целом. Необходимо дорабатывать систему мер поддержки семей, чтобы люди не отказывались регистрировать браки. Сложившаяся ситуация — своего рода преступление по отношению к институту семьи, конечно, не с позиции права, а прежде всего с точки зрения истории России».

«Как бы вы прокомментировали слова Мизулиной? Чем вы объясняете широкое распространение т.н. «гражданских браков» - т.е. вообще никак не зафиксированных сожительств? Почему невенчанный, но зарегистрированный брак Церковь таким сожительствам предпочитает?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

19.03.2014 10:00

Византийский император Юстиниан написал законодательные акты, названные новеллами; в одной из них говорится: брак, зарегистрированный обществом и признаваемый им, - а это аналог нашей записи в ЗАГСе, - законный, хоть и без благословения Церкви, то есть не блуд. Сама по себе регистрация брака органами местного управления говорит о том, что брак узаконивается, хоть и не имеет благодати от Бога.

Конечно, в советское время роль родителей и особенно отца всегда ущемлялась. Многие из моих друзей были разлучены со своими детьми, поскольку вопрос всегда решался в пользу матери. Сейчас это усилилось.

Я думаю, мы сейчас идем на поводу у Запада, который продвинулся гораздо дальше, пренебрегая интересами семьи в пользу якобы общества, а на самом деле в пользу каких-то группировок в этом обществе, которые навязывают всем планирование семьи, органы опеки и т.п. И мы пытаемся догнать их, но когда догоним, будет еще хуже.

Поэтому вернуться к традиционному представлению о семье или хотя бы приблизиться к нему необходимо. И в этом смысле я полностью на стороне Елены Мизулиной. Надеюсь, благодаря последним удачным событиям, где Россия проявляет себя как независимый субъект мировой политики, наши решения станут более самостоятельными. Укрепил границы - укрепляй семью. Конечно, будет много недовольных со стороны либералов, но у людей, ориентированных на нормальные ценности, это вызовет только одобрение.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

19.03.2014 10:00

Действительно в советское время семью подчиняли интересам общества, права родителей учитывались далеко не в первую очередь. Эта серьезная проблема часто поднималась в первые постсоветские годы, пока не зашел разговор о ювенальной юстиции, - тогда защитники семьи переключились на более страшные вопросы. Но что мнением родителей сейчас пренебрегают - это очевидно.

Причем многие вопросы по существующему законодательству решаются формально. Например, если в семье есть несовершеннолетние, не допускается обмен жилья или продажа, если приобретаемая жилплощадь уменьшится. Хотя мы знаем, что уменьшение жилплощади не всегда означает ухудшение условий жизни. И нет специальных комиссий, которые рассматривали бы подобные вопросы.

Конечно, государство должно следить, чтобы фундаментальные права ребенка соблюдались. Я не сторонник отмены госконтроля за важными и серьезными вещами: безответственных родителей тоже хватает. Но учитывать мнение родителей в последнюю очередь неверно.

В школьном образовании тоже перекосы: родители не могут повлиять на учебные программы. Поэтому, безусловно, законодательство нуждается в реформе, но действовать надо крайне аккуратно, не делая резких движений.

Как священник я часто сталкиваюсь с тем, что молодые люди боятся «расписаться», т.к. законодательство, особенно в области льгот, не способствует созданию юридически оформленного брака. Это касается программ по получению жилья, выплат матерям-одиночкам и т.п. Даже с советских времен мы знаем истории фиктивных браков и разводов. И тут тоже надо взвешено подходить к каждой ситуации, чтобы не ущемлять реально нуждающихся. Но полная семья тоже нуждается в поддержке государства - особенно многодетные семьи, или которые берут на воспитание детей-сирот, растят детей-инвалидов.

Границу брака и блудного сожительства Церковь проводит по такой категории как долг. Церковный брак - когда супруги дают публичные обещания взаимной любви и верности до гроба. То есть когда идут в ЗАГС, регистрируют свой брак, проходит свадьба, мы так или иначе имеем дело с публичными обязательствами. А в свободном сожительстве нет никаких обязательств, люди вместе, пока им хорошо вместе, и такое отношение ставит под удар их любовь и семью. Так что Церковь по отношению к христианам приветствует зарегистрированные и венчанные браки.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

19.03.2014 09:47

Незарегистрированные отношения не могут называться браком.

Распространение таких сожительств идет от убеждения, что человек должен наслаждаться жизнью, а никакие трудности, в том числе, забота о второй половине, ему не нужны, они будут только обузой. В мегаполисах практикуется искусственная стерилизация молодых девушек до 30 лет. Они прерывают процесс деторождения, дарованный женщине Богом. Впоследствии это станет большой проблемой общества: через несколько лет женщина поймет, что дети ей нужны, а рожать она уже не сможет. И мы станем свидетелями массовых суицидов, участившихся среди женщин случаев наркомании и алкоголизма. Женщине чем-то нужно будет возмещать чувство радости материнства, которого у нее никогда уже не наступит.

Если люди отворачиваются от Бога, последствия не заставят себя ждать. То же касается и таких грехов, как гомосексуализм, усыновление детей однополыми парами. Богу это противно, а человек пытается узаконить. Мы пытаемся перевернуть наш мир. Поэтому понимание семьи утрачивается, дети становятся обузой. Многодетные семьи в обществе осуждают, относятся к ним с презрением – дескать, «зачем плодить нищету?»

Это процессы, обратные тем, которые установил Господь с созданием мира. Если мы этого не поймем, общество будет стерто с лица земли.

Ну а что касается излишнего рвения органов опеки – нельзя отбирать детей, если, придя в семью, и открыв холодильник, вы не увидели апельсинов и бананов. Я вспоминаю свое детство: когда я рос, отец длительное время болел. Мы питались хлебом, а также тем, что мама собирала на огороде: морковью, картофелем… По всем сегодняшним законам, меня у мамы надо было забрать. Но об этом же подумать страшно! Да, у нас в семье не было особых изысков, но там царила любовь, мир, и ничто мне не могло заменить моих родителей – несмотря на небольшой материальный достаток.

Во главу Семейного кодекса нужно ставить любовь. Если у ребенка одна пара штанов, нужно помочь этой семье, а не забирать из нее ребенка. Забрать ребенка не сложно, но разве кто-то заменит ему маму?

Я считаю, принимать решение по таким вопросам должна целая комиссия, в которую будет входить и священник, и общественные деятели. Ребенок же не вещь, чтобы его конфисковать! А законодательство в отношении детей только тогда будет полноценным, когда во главу угла начнут ставить родителей.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

19.03.2014 09:44

Причина, по которой молодые люди предпочитают сожительство браку, кроется не только в законодательстве, более или менее совершенном, но и в финансовом состоянии, а также в том, какие в обществе распространены взгляды на семью.

Сейчас постепенно происходит процесс возвращения к традиционным ценностям и понятиям. Но чтобы осознать, что гражданский брак, сожительство – несовершенные, неустойчивые формы, которые не дают человеку достичь тех целей в личной жизни, какие он перед собой ставит, может потребоваться немало времени.

У мужчин и женщин, кстати, разное отношение к таким союзам: большинство мужчин, живущих в так называемом "гражданском браке", считают себя свободными, а женщины говорят, что они замужем. В любом случае, такая «семья» – крайне непрочное образование. При ее создании сразу возникает множество вопросов: финансовый, взаимной ответственности и т.д., а также встает вопрос, насколько приемлемо в ней рождение детей.

Все-таки не может не радовать, что сейчас люди возвращаются к традиционным семейным ценностям. Я думаю, немалую роль в этом сыграла Церковь, православие, потому что все это заложено в наших православных традициях. А наше законодательство должно поддерживать традиционные семейные ценности, предоставлять молодым семьям правовые, социальные гарантии, которые помогали бы им эффективно решать различные вопросы, в том числе воспитания детей.

Священник Владислав Гончаров

пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской Епархии

19.03.2014 09:29

Не думаю, что причина тому, что сожительств, которые сейчас стали называть «гражданскими браками», становится все больше, кроется в Семейном кодексе. Она гораздо глубже, она не зависит от того, что у матерей-одиночек пособия больше, и лежит в духовной плоскости.

Люди сегодня привыкли жить, не связывая себя никакими обязательствами. Часто от сожительствующих пар, когда им задаешь вопрос, почему они живут, не заключая брак, можно услышать такой ответ: поживем, попробуем, не получится - разбежимся. Ну что это за семья? Это самая настоящая безответственность. Думать-то надо перед тем, как начинаешь семейную жизнь.

Церковь осуждает так называемый «гражданский брак», называя это блудом, то есть порочным сожительством. Мы видим, сколько минусов отсюда проистекает. Как бы то ни было, но зарегистрированный брак все-таки удерживает людей от каких-то опрометчивых поступков. Захотели развестись, потом подумали: нет, ради детей все-таки будем терпеть, а впоследствии и отношения нормализовались. Когда спрашиваешь такие пары, почему они не венчаются, они отвечают: делать это надо тогда, когда уверен в том, что отношения – навсегда. То есть они понимают серьезность брака.

Но венчаться все-таки нужно, когда только начинаешь супружескую жизнь: большая часть молитвословий таинства венчания – о том, чтобы были дарованы чада, чтобы они рождались здоровыми…. Поэтому мы видим, сколько у нас женщин не могу забеременеть, родить здоровых детей.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

19.03.2014 09:27

Прежде всего, я хочу сказать, что среди многодетных семей и родителей-общественников авторитет Елены Борисовны Мизулиной очень высок. Мы знаем ее как безукоризненно честного человека, ответственного депутата Госдумы, которая занимается наиболее актуальным сейчас вопросом – будущего нашей страны. Мы видим, что ее законодательные инициативы защищают наших детей, наши семьи.

Я полностью поддерживаю высказанные ею замечания и предложения к действующему законодательству. Совершенно очевидно: если оно, по инерции ли советского времени или в подражание западным нормам, будет ставить в семейном вопросе на первое место интересы государства, а уж потом интересы родителей, ни о какой политике защиты семьи, демографической политике, говорить, увы, не придется. Рождаемость будет падать, смертность – расти, прирост населения будет отрицательный.

Церковь различает брак и внебрачное сожительство. Под браком Церковь понимает союз мужчины и женщины, заключенный по церковному закону либо по закону той страны, где этот брак заключается. Таким образом, мы можем говорить о различии между браком церковным, когда союз мужчины и женщины, кроме того, что зарегистрирован, еще и благословлен церковью, и о браке гражданском, если он заключен только по действующим в государстве гражданским законам. Просто совместное проживание мужчины и женщины браком не является, а определяется Церковью как внебрачное сожительство.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

19.03.2014 09:17

Церковь приемлет брак, зарегистрированный в ЗАГСе, потому что в нем есть ответственность мужа перед женой, а жены перед мужем. Венчание же - это благословение Божие на брак, которое возможно для верующих людей. Если люди взяли на себя ответственность друг перед другом, перед обществом, но они неверующие, почему бы их союзу не называться семьей? В таком случае брак заключается только лишь в ЗАГСе.

Причина же сожительств, которые сейчас стали называть «гражданскими браками» – потеря мужественности у мужчин и их инфантилизм. Мы прекрасно понимаем, что мужчина должен быть главой семьи. Именно от мужчины требуется ответственность (у женщины другое положение, она выходит замуж, ЗА мужа). А так как мужчины обязательств на себя брать не хотят, но вместе с тем понимают, что одному быть нехорошо, желание получать, ничего не отдавая, и становится причиной таких союзов.

Я согласен, что государство и Семейный кодекс должны как-то предотвратить постороннее вмешательство в дела семьи, особенно в том, что касается воспитания детей. Когда мы говорим только о правах ребенка, забывая о его обязанностях (что активно навязывает нам Запад), и когда есть третьи лица, вмешивающиеся в дела семьи, это к добру не приводит. Семья - единый организм. Если у нее возникли проблемы, по желанию можно обратиться к специалистам. Конечно, есть из ряда вон выходящие случаи, требующие, так сказать, оперативного вмешательства, но у нас эти случаи предусмотрены Семейным и Уголовным кодексами. А вот оградить от стороннего вмешательства семью не помешало бы.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

19.03.2014 09:06

С Еленой Мизулиной я согласен: надо пересматривать законодательство. И, конечно же, абсолютно верно, что нужно создавать в нашем обществе такую правовую основу, чтобы полная семья воспринималась нормой, а не пережитком прошлого, как иногда приходится слышать.

К сожалению, органы опеки чаще выступают в роли контрольно-карательных. Нужно, чтобы они не карали, а помогали и поддерживали настоящую семью. Потому что родители для детей - это святое, и детей отбирать у родителей можно только в экстренных ситуациях, - которые, конечно, тоже бывают. Но никакие органы опеки не заменят настоящих родителей.

А незарегистрированных браков все больше, потому что Европа пошла по пути разрушения традиционной семьи. Это делается именно для того, чтобы узаконить грех. Все меньше ответственности у родителей, в первую очередь у мужчин, которые не берут на себя ответственность за содержание семьи, а в случае расставания мать с детьми остается без поддержки.

Церковь как раз выступает за ответственность, за единственный брак в жизни человека и за то, чтобы были механизмы стимулирования семьи. Поэтому нам важно, чтобы был документ, который обязывал бы человека. Раньше браки регистрировались в Церкви, во время таинства венчания задавали вопросы, которые задают теперь в ЗАГСе. Эти вопросы юридически фиксируют брак. Но так как юридическое право у Церкви отняли, она готова признавать брак, зарегистрированный в гражданских органах. То есть Церкви важна фиксация брака в качестве гарантии. А если гарантии нет, это грех, а не брак.

Иерей Георгий Христич

настоятель храма святых Жен-мироносиц на пр. Народного Ополчения, преподаватель Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, кандидат богословия

19.03.2014 09:03

Елена Борисовна поднимает очень важную тему: в противовес муссируемым регулярно слухам о введении "ювенальной юстиции", действительно, необходимо заниматься именно социальной защитой "трудных" семей, максимально им помогать - чтобы из карательных органы опеки они превратились в поддерживающие.

К сожалению, в обществе нет четкого понимания роли семьи как основополагающего института, часто ее подменяют просто сожительством, без принятия ответственности, без духовной составляющей. Здесь уместно прибегнуть к роли Церкви, которая может дать людям стержень и опору, помочь в созидании семьи - "малой Церкви". Поэтому в поддержке социально нуждающимся семьям нужно использовать опыт и ресурс Церкви (а для иноверных - опыт их религии), предоставить Церкви широкие полномочия и материальные возможности для помощи людям.

Например, священники и активные многодетные прихожане могли бы давать консультации оказавшимся в трудной семейной ситуации, заключения относительно условий проживания "сложных" семей, распределять материальную помощь (без "распилов" и "откатов").

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

19.03.2014 09:01

Конечно, закон должен отражать реалии жизни. У нас, слава Богу, нет пока ювенальной юстиции, но и своих жестких законов хватает.

Кроме того, органы опеки могут злоупотреблять своим служебным положением. Этого нельзя допускать. Самые близкие люди ребенку – это, конечно, родители, и они должны иметь больше прав. Хотя, к сожалению, есть родители, которые не знакомы с ответственностью перед своими детьми. Тем не менее, надо привести Семейный кодекс в порядок.

А «гражданских браков» много, потому что у нас сегодня мужчины боятся ответственности. Другого объяснения этому у меня нет.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

19.03.2014 08:51

Инициативу Мизулиной я поддерживаю. За долгое время это одна из наиболее стоящих и необходимых законодательных инициатив, связанных с заботой о коренном населении страны.

К сожалению в общем информационном пространстве понятие традиционной семьи размывается, как и многие другие традиционные ценности. Институт семьи подменяется каким-то институтом сожительства, партнерства – это все неприемлемо, богопротивно и не имеет Божьего благословения, зато активно насаждается нам разными «экспертами», которые с Запада несут эти разрушительные идеи. Отсюда рост числа неполных семей и не зарегистрированных законно.

Кстати, с точки зрения ислама ребенок, рожденный вне брака, не может быть священнослужителем. Ребенок должен рождаться в полной семье. В противном случае это блуд.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

19.03.2014 08:46

Любой закон действительно может стать неактуальным и устареть, его можно менять, это нормально. Конечно, институт семьи нуждается в реформировании, нужны дополнительные нормативы и законные инициативы.

Конечно, у нас есть проблемы, как и в любом обществе. Тем не менее, жесткие критерии органов опеки в некоторых случаях необходимы. Мы знаем, что у нас много неблагополучных семей: социальных сирот по разным данным около миллиона. Особенно это проблема остро стоит в регионах, где трудно найти достойно оплачиваемую работу. Так что иногда вмешательство органов опеки единственная защита детей. Конечно, перегибы бывают, но все же работа органов опеки больше направлена на защиту детей, которые нуждаются в защите от произвола собственных родителей.

Одна из причин «гражданских браков» - это духовная деградация нашего общества, где царят свободные половые отношения. Роль семьи, ответственность, которая была присуща нашему обществу в советский период, размыта и носит формальный характер. Выросло целое поколение молодых людей, которые формировали свои взгляды на жизнь в лихие 90-е годы, когда не было достаточного духовного воспитания и тем более внимания со стороны государства.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

19.03.2014 08:43

Можно приветствовать предложение Елены Мизулиной. В результате дискуссии могут родиться решения, соответствующие нынешнему времени.

Мы должны помнить, что дети наши будут обходиться с нами так же, как мы обходимся с ними. Так что надо быть с ними более откровенными, воспринимать их как равных, хотя и еще слабых физически и духовно по сравнению с нами. И СМИ должны посвящать как можно больше внимания вопросам семьи и воспитания детей.

Что касается сожительства, безусловно, это грех. Люди должны получить благословение родителей, повенчаться и зарегистрировать свои отношения, они должны быть законопослушными гражданами страны. Сейчас, конечно, все обычно бывает не так, и потому запрещать сожительства бессмысленно, - но уж поощрять их точно не стоит. Надо показать таким парам преимущества законного брака. И необходимо повышать статус родителей, чтобы было всем ясно: семья - святое для государства.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Разве привлечение мигрантов это единственный вариант решения проблемы? Естественно, гораздо проще взять и откуда-то завезти людей. Это точно так же, как нам говорили: ребята, а зачем нам перерабатывать нефть, газ, высокие углеводороды? Мы их лучше туда отправим, а оттуда возьмем полиэтилен, привезем оттуда на вырученные деньги еду, или оттуда привезем одежду. Мы хорошо помним людей, вроде Чубайса, которые придерживались подобной логики..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...