Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о хиджабах у школьниц

30.10.2014 07:41


Верховный суд Мордовии признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением республиканского правительства и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях религиозной одежды и головных уборов.

Представители мусульманской общины Мордовии просили признать это решение незаконным, сообщает "Интерфакс-религия" . Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

Ранее глава Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев попросил прокуратуру дать правовую оценку постановлению правительства республики о школьной форме, запрещающему ношение в образовательных учреждениях религиозной одежды. По мнению муфтия, это постановление затрагивает права религиозных девушек-мусульманок, которые носят хиджабы. Прокуратура Мордовии признала постановление республиканского правительства соответствующим федеральному законодательству.

В постановлении правительства Мордовии, принятом 12 мая и вступившем в силу 1 сентября текущего года, говорится, в частности, что "обучающимся запрещается ношение в образовательных организациях религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой". Кроме того, под запрет попали мини-юбки, джинсы, глубокое декольте, пирсинг. Школьницам запрещено красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.

«Кажется ли вам оправданным запрет носить в школе одежду и атрибутику, указывающую на религиозную принадлежность? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

30.10.2014 08:46

Мне представляется, что мы живем в тот переходный период, когда государство все еще считает себя стоящим над религией и вне религии. И поэтому у нас школы никак не обозначают свою религиозную принадлежность. Но невозможно скрыть, что есть некое этноконфессиональное меньшинство, которому хочется в другой среде обозначить свое присутствие, в этом и состоит вся коллизия.

Если бы школа четко обозначила, что она, например, атеистическая – тогда все понятно. Родители, которые отдают туда своих детей, сами атеисты и хотят, чтобы дети были атеистами. Понятно, что в такой школе вся религиозная атрибутика должна быть запрещена. А в православной школе как раз будет присутствовать православная символика, как и в мусульманской школе – характерные черты исламского культа.

А у нас школы пока все атеистические, хотя и с некоторым уклоном к традиционной доминирующей на конкретной территории религии. То есть если это Чечня, Татарстан или Дагестан, где преобладает мусульманское население, то в школе девочки будут в платках. Кроме того, сейчас во многих школах, где выбирают курс «Основы православной культуры», дети носят крестики, оформляются уголки или даже классы для православной культуры с символикой православия – распятием, иконами, например.

Понятно, что появление детей в хиджабах в тех районах, где исповедуют в основном православие, может вызвать некое возмущение со стороны жителей, которым это непривычно. Такая же проблема, кстати, и на Западе, - кое-где запретили строить мечети, ходить в школу в хиджабах и т.п. Это естественное обозначение территории, традиционной для проживания того или иного этноконфессионального сообщества, которое стремится сохранить эту территорию за собой. А территория образовательного учреждения – это важный элемент, там же как раз происходит воспроизведение этноконфессионального сообщества, и вторжение в эту территорию чего-то чуждого воспринимается как агрессия.

Думаю, подобные запреты будут вводиться и дальше, а мы должны быть готовы, что просто появятся школы, которые обязательно будут обозначать свою этноконфессиональную принадлежность.

Протоиерей Александр Пелин

Настоятель собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге

30.10.2014 08:42

В большинстве стран мира, в том числе в некоторых мусульманских, - как, например, в Турции, - принята совершенно четкая установленная форма одежды учащихся. Никаких головных уборов у девочек даже в старших классах там нет. А в Турции есть и серьезные богословские школы, - но несмотря на это в стране введена единая школьная форма.

У татар в России никогда не было столь уж жесткого регламента по поводу ношения головного убора. Все эти истории начались, когда наши молодые проповедники поехали учиться в Саудовскую Аравию и ряд других исламских стран, оттуда и стали привносить чуждые традиции в жизнь наших российских мусульман. Вот и возник ряд противоречий, и даже конфликтные ситуации.

Думаю, в Мордовии решение принято верно, уже найдены способы, как избежать жесткого противостояния в этих вопросах. Даже приглашали экспертов из комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной Палаты РФ. Был найден компромисс в этой непростой ситуации, который устроил обе стороны.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

30.10.2014 08:36

Мне кажется, мусульмане просто пытаются диктовать свои правила. Это ненормально. Есть закон, который все мы должны соблюдать, и не надо пытаться навязать свое мнение.

Раньше все ходили в школу в одной форме, и сейчас многие школы возрождают эту хорошую традицию. К тому же есть школьный устав, как, например, и армейский. В армии же ходят в форме, в фуражке, а не в чалме?

Правилен, на мой взгляд, и запрет на декольте, пирсинг, ярко окрашенные волосы, мини-юбки. Но это уже нравственный аспект. Нельзя вести себя аморально, тем более в школе. Это тоже вызов, но другой. Когда внутренний мир пуст, человек пытается выделиться через внешний вид. Все это, конечно, из-за нравственного разложения общества. Нам бы каждому заняться собой, тогда не было бы желания носить чересчур короткие юбки, красить в яркие цвета волосы...

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

30.10.2014 08:35

Запрет носить в школе одежду и атрибутику, указывающую на религиозную принадлежность, вполне оправдан. У нас школа светская, и принимаемые государством законы нужно соблюдать.

Но главная проблема, мне кажется, не в том, чтобы носить эту одежду или нет. Мусульмане добиваются возможности высказывать, демонстрировать свои религиозные убеждения. Но эту проблему сначала нужно решить на государственном уровне.

В советские годы была общешкольная форма, и никаких вопросов по этому поводу не возникало. Вообще, я считаю, она необходима для учебных заведений. Сейчас те из них, которые считают себя соответствующими высоким стандартам, форму для учащихся ввели. Это, на мой взгляд, правильное решение, и оно только способствует нормализации учебного процесса.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

30.10.2014 08:31

В государственной общеобразовательной школе ученики должны воспитываться в первую очередь как граждане страны. Наверное, неправильно, если какая-то группа школьников будет носить исламскую одежду. Это не отражает характер государственного образовательного учреждения.

Есть школы религиозные: православные гимназии, где будут свои требования к одежде, или мусульманские, и так далее. Это уже дело родителей - отдавать ли детей в такую школу. Но государственная школа в этом отношении должна быть нейтральной.

В принятом постановлении правительства Мордовии, мне кажется, нет ничего такого, чтобы оскорбляло чувства мусульман. Если хотят, пусть создают специальную конфессиональную школу, это допустимо. А то вначале одежда, потом будут требовать обязательного намаза в определенное время суток, а там дело дойдет и до законов шариата. Если в наших образовательных школах нет христианской молитвы или символики, почему должна быть исламская?

Мне кажется, государство не должно в этом вопросе становиться на ту или другую сторону, он решается проще: созданием конфессиональных школ, которые бы, с одной стороны, выполняли госстандарт, а с другой – могли добавлять предметы по своему усмотрению, в соответствии со своей религиозной традицией. Пусть будут еврейские, мусульманские, буддисткие, православные школы – я не вижу в этом ничего плохого. Но все-таки общеобразовательная школа должна отражать основную политику государства в этом вопросе - межконфессиональный мир и равноправие всех традиционных религий.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

30.10.2014 08:28

Действительно, ученики не должны приходить в школу в вызывающей одежде или, скажем, с пирсингом. Многие школы ввели форму для учеников – и мне кажется, это только на пользу.

С другой стороны, абсолютный запрет проявлять религиозную самодеинтефикацию мне кажется немного странным. Сначала запретим мусульманскую одежду, а потом могут возникнуть запреты на ношение христианских символов. Или, например, ребенку будет запрещено помолиться перед едой в общей столовой – хотя он при этом никому не мешает. Мне кажется, запрет этого в нашей многоконфессиональной, многонациональной стране чреват серьезными недовольствами.

Поэтому, может быть, в отношении мусульман было бы правильнее разработать какие-то нормы – например, оставить обязательную форму и разрешить носить платки – если дети этого хотят и требует религия и родители.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

30.10.2014 08:26

Что означает «религиозная одежда и атрибуты»? Если человек, помогающий в храме, наденет в школу, например, подрясник, - это одно. Если его будут ругать за ношение нательного крестика – другое. Где граница? Хотелось бы, чтобы закон ее определил.

По-моему, у школьников должна быть форма – не мини-юбки и джинсы, а общая форма для всех. Ученики не должны отличаться друг от друга по внешнему виду.
Мы все учились в школе, у нас была форма, и это не мешало верующим людям оставаться таковыми. Кто-то прикалывал крестик к маечке, при этом не выделяясь среди других.

Мне кажется, следовало бы пойти еще дальше, и ввести запрет на пользование сотовыми телефонами в школе во время учебного процесса. Это было бы правильно. А то у одного ученика телефон лучше, чем у другого, у второго джинсы дороже, чем у третьего. Форма нужна, чтобы показать: учащиеся равны перед образовательной системой.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

30.10.2014 08:22

Суд законы не устанавливает, а интерпретирует. Судья смотрит на закон исходя из знаний юриспруденции, а не своих личных предпочтений, свою личную религиозную или нерелигиозную позицию он иметь не может. А если мы этим решением не довольны, то должны обращаться к своим законодателям и указать им, что закон неадекватен и не соответствует нашей национальной воле, и должны потребовать, чтобы закон изменили.

Хиджаб для мусульман - весьма существенный элемент религиозной и духовной традиции, и он ничему не мешает, в отличие от никаба. Вот никаб шел бы в разрез с нашими российскими традициями, а хиджаб, как и крест православный, ничего страшного не несет. И в отличие от других эпатирующих элементов, которыми интересуется молодежь, - как, например, проткнутые ноздри и языки или юбки до паховой складки, - как раз традиционная одежда российских мусульман должна быть принята в качестве нормы. Но это должны решить не судьи, а законодатели. И если есть конфликты на эту тему, то законодатели Мордовии и всей России должны озаботиться вопросом и эту коллизию вывести в правильное русло.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

30.10.2014 08:15

В Ставрополье был уже такой прецедент.

Хиджаб действительно религиозная атрибутика, но, думаю, обычные платки носить можно. Я понимаю, что мы живем в государстве, где законы для всех едины. Но запрещать школьницам ходить в платках – это неправильно, можно было бы и разрешить. У нас в Туле тоже есть девочки, которые и дома, и на улице ходят в косынках. В косынке ничего страшного нет.

А вот когда носят длинное платье, и закрывают лицо - это, понятное дело, подлежит запрету, с этим я согласен.

Сегодня девочки в школе ходят в мини-юбках и с накрашенными ногтями, - как можно это сравнивать с ношением платка? Для приличия косынка как раз была бы уместна.

Я за то, чтобы в светской школе носили обязательно школьную форму и при этом по желанию - косынки.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

30.10.2014 08:12

Как человеку религиозному мне крайне отвратительно это решение светского суда. Значит, гомосексуализм в нашей стране разрешен, а целомудрие, которое проявляется, в том числе, в ношении хиджаба, запрещено? Женщин, которые стоят на панели, могли бы убрать в один день, но этого не делают, а вот целомудренных девочек надо раздеть?

Девочки одеваются так, как одевалась Дева Мария. На любой иконе она изображена только в платке. Что в этом плохого?

Те, кто выдает такие запреты, просто одержимые, по-другому назвать не могу. Сатана побуждает их к этому. Так что запрет, принятый в Мордовии, только усугубляет развращение общества!

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

30.10.2014 08:03

Здесь вопрос намного глубже. Ношение мини-юбки или пирсинга связано с личным желанием человека себя самовыразить, как-то выделиться, заявить о своих предпочтениях. Если же мы говорим про хиджаб - а это необязательно платок, это может быть шапочка, или палантин, который покрывает часть тела, - то его ношение вызвано требованиями религии, это не связано с личным желанием человека. Это религиозное предписание, как совершать ежедневно пятикратную молитву, принимать халяльную пищу, соблюдать пост и прочее. В любой религии такое есть.

Тот, кто сделал для себя выбор соблюдать религиозные традиции, сделал шаг вверх, совершил над собой усилие. Ведь надеть хиджаб не так-то просто в современном мире. И снять хиджаб – это духовное падение. Есть же много мусульманок, которые хиджаб не носят. Это значит, что они либо не знакомы с религиозными предписаниями, либо духовно еще не пришли к этому.

Так что если девушка носит хиджаб – это не ее личная инициатива, а предписание Бога, и она как верующая это предписание выполняет, для нее запрет на ношение - это потрясение, очередное искушение.

Те, кто хиджаб приравнивают к пирсингу и мини-юбкам, невежественны, они не проконсультировались у компетентных людей по этому вопросу, а копируют чье-то глупое решение, которое кем-то было принято по незнанию, сами не удосуживаются вникнуть в этот вопрос и не понимают, почему такая отрицательная реакция у мусульман.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

30.10.2014 07:57

Я считаю, в общеобразовательной школе, если она светская, а не религиозная, должна быть стандартная форма одежды, как это было в старые добрые времена. Есть родители более обеспеченные, а есть такие, которые не могут позволить себе купить ребенку дорогую одежду. Пусть в школе дети находятся в одинаковых условиях, а уж вне ее одеваются, как им позволяют возможности.

То же касается и религиозной одежды. У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, и что будет, если каждый придет в той одежде, которую предписывает ему носить его религия? Если школа общеобразовательная, нужно носить единую форму.

А если это мусульманская, христианская или иудейская школа, причин для ограничений, конечно же, нет. Почему бы в религиозной школе мусульманам и не носить хиджабы?

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

30.10.2014 07:55

Мне кажется, каждая школа и каждый субъект федерации имеет право принять такое решение. В Чечне людям не претит ношение платка, а в Мордовии претит. Это сугубо внутреннее дело учебного заведения.

А в Мордовии есть еще и причины для принятия такого решения - надо сказать «спасибо» ваххабитам из села Белозерье: из-за них отношение к исламу в регионе теперь настороженное.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...