Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о "белой" и "красной" России

19.11.2014 07:59


16 ноября в Севастополе отметили годовщину Русского Исхода.

С 13 по 16 ноября 1920 года из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта, Керчь) прошла эвакуация Белой армии. На 126 кораблях и судах вынужденно покинули Родину более 145 тысяч человек, из которых примерно 29 тысяч — гражданских.

На Графской пристани, откуда город покидали вынужденные отправиться на чужбину, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил литию по жертвам Гражданской войны и почившим вдали от Родины. На внешнем рейде Севастополя были возложены венки в память о жертвах трагедии Русского Исхода. Владыка Лазарь, в частности, сказал: «Этим людям не было суждено увидеть Россию. Но сегодняшняя Россия видит их подвиг и, смиренно склонив свою главу, просит у них прощения».

Мероприятия, посвящённые трагедии эвакуации Русской Белой армии, казаков и беженцев из портов Крыма в 1920 году, проводятся в Севастополе с 1995 г.

В России до сих пор нет общепринятого отношения к событиям Гражданской войны. Это объяснимо исторически. «Красная» точка зрения все советское время усиленно пропагандировалась через школу, кинематограф, литературу, в честь «красных» деятелей сочиняли песни, их именами называли улицы и т.д. Некоторые оговорки нужны только для 1970-х-80-х гг., когда белых иногда стали показывать не как отъявленных негодяев, а как пусть и заблуждающихся, но нормальных людей: любящих Россию, верных долгу и т.д.

«Белая» же точка зрения на Гражданскую войну по понятным причинам была представлена гораздо слабее. Она все-таки доходила через культуру неофициальную и полуофициальную, где сформировался даже целый жанр «белогвардейской романтики» - многочисленные песни вроде «Господа офицеры», «Поручик Голицын» и т.п., – но на общественное сознание влияла, понятно, гораздо меньше.

«Выправляется ли, на ваш взгляд, этот перекос? Каков ваш взгляд на Гражданскую войну и ее последствия?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

20.11.2014 09:43

То, что происходит в нашем обществе - не "перекос". Это культурная амнезия, разрушенная память о революционных событиях, Гражданской войне, судьбе Дома Романовых и Белой армии. В возрождении страны память об этом должна играть ключевую роль, выражаясь не в "интерактивных выставках" ("Романовы"-"Рюриковичи") и не в "белогвардейской романтике". Пришло время правительству признать преступления революции, говорить о годах красного террора как величайшем горе России.

Тысячи уничтоженных без суда и следствия казаков! Потопленные баржи с белогвардейцами, в чистоте и наивности своей полагавшимися на благородство "революционеров"! Все это - невыученные уроки нашей нации, беспамятство, которое может еще дать эффект неразорвавшейся бомбы. На истории нужно учиться жить, а сегодняшние подростки "играют" с образами Ленина и Сталина.

Разве вы не выходили после "Солнечного удара" Михалкова с чувством "На их месте мог быть я"? Разве мы не думали, видя беженцев с Украины, слыша в телефонной трубке рыдания знакомых и друзей, оставшихся в Киеве, Одессе, на Донбассе: "Как это все случилось?" – Да так же, как и тогда – из-за бездумности одних и безнаказанности других.

Так почему мы продолжаем ходить по улицам Дзержинского, Белы Куна и Дыбенко? И почему Императорский Дом Романовых до сих пор продолжает пребывать в изгнании, не имея возможности находиться в России легально, как преждецарствующая династия? Судьба большинства европейских династий, с которыми не так страшно обошлись подданные, сложилась по-другому. Осмысляя исторические уроки, нация возвышает монархию как символ общественного объединения, исторических скреп, формирующих общественное самосознание.

Я уверен, что именно с признания Дома Романовых, а через это - верную оценку событий Гражданской войны – Россия сможет шагнуть на новую ступень своей истории.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

19.11.2014 09:25

Представляю себе, какое щемящее чувство испытывали люди, стоявшие на Графской пристани. Они покидали свою Родину, но верили, что когда-нибудь вернутся.

Да, Гражданская война расколола Россию на части, разъединила людей. И большой грех лежит на тех, кто развязал эту братоубийственную войну.

Красные боролись против собственного народа, прикрываясь высокими идеалами. За что на самом деле воевали красноармейцы во главе с Лениным? Они делали это не ради процветания и могущества России, они боролись за власть. И с кем? Не с завоевателями, а с собственным народом. И события того времени иначе как трагическими не назовешь.

О роли Белой армии в Гражданскую войну, действительно, было известно немногое. А ведь в ее рядах находились выдающиеся личности, искренне любившие свою родину. Сейчас перекос, на мой взгляд, выправляется: появляется больше информации о событиях того времени.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

19.11.2014 09:19

Происходившее в годы Гражданской войны нам гораздо легче осознать сейчас, нежели 20-30 лет назад. Сегодняшние события на Украине почти с полной достоверностью воспроизводят события Гражданской войны тех лет. Нам ясен трагизм ситуации, когда брат поднимает руку на брата и люди убивают тех, с кем на одной улице у них прошло детство. Конечно, это трагедия, и, как и тогда, хорошо заметна роль ее организаторов. Понятно: это не случайность, не недопонимание между жителями одной страны, но очень тщательно подготовленный и хладнокровно реализованный проект.

И сегодня нельзя смотреть на Гражданскую войну начала ХХ века как на недоразумение. Это, как и события на Украине, спланированная акция.

Да, сегодня больше говорят о Белом движении, чем прежде. Иначе, чем в советское время, снимают фильмы, пишут песни, ведут обсуждения - в этом смысле перекос, конечно уменьшается. Но я считаю, что исправить его можно только если не ограничиться воспоминанием и констатацией фактов, а переосмыслить сегодняшние реалии нашей жизни. А такого глубинного изменения отношения к России как к своему отечеству я, к сожалению, пока не вижу. Затрудняюсь сейчас сказать, какие проявления я хотел бы увидеть. Но их нужно искать не в новостях, а в произведениях искусства: в музыке, в кинематографе…

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

19.11.2014 09:13

Любая гражданская война – всегда трагедия. Сказать, однозначно, кто тогда был прав, а кто виноват, непросто. Белая армия все-таки не была «наследницей» Российской империи.

Но мне сердечно жаль всех погибших с обеих сторон. И я думаю, нам все-таки полагается и подобает немного исправить соотношение трагичности произошедшего как с одной стороны, так и с другой.

В силу разных причин государственного нашего строя, который у нас был, много сказано о красноармейцах, и меньше - о Белой армии. Сейчас не нужно искать правых и виноватых в той войне, надо просто почтить и увековечить общую память всех погибших.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

19.11.2014 09:08

Каждый православный христианин помнит эти кровавые страницы истории, когда отец шел на сына, а брат на брата. Но что двигало теми и другими? Кем были красные и белые?

Красные совершили государственный переворот. Помните слова из «Интернационала»: «мы наш, мы новый мир построим»? - И как велось это «строительство»? Расстреливали священников, рушили храмы, да так, что до сих пор восстановить не можем. Вот у нас в Благовещенске был разрушен красивейший Свято-Троицкий собор. Чтобы его восстановить, нужно 500 миллионов рублей. Я не знаю, когда мы соберем эти средства.

А какие мотивы были у белого движения? Белогвардейцы пыталось защитить то, что было им дорого: самодержавие, православие… Но, к сожалению, у них это не получилось. И мне более близки мотивы людей, встающих на защиту чего-то, нежели «разрушающих до основанья».

А пробелы, я думаю, можно восполнить. Раньше это происходило в основном через кинематограф, художественную литературу. Героев гражданской войны романтизировали (естественно, красноармейцев). Сегодня можно делать то же. Мы можем больше говорить о героях белого движения. Насколько мне известно, там были люди, искренне любившие Россию, которым можно подражать. Можно снимать больше фильмов о той эпохе. Уже, кстати, предпринимаются такие попытки. Да и в интернете любой желающий может найти интересующую его информацию.

Сегодня, по-моему, мало сторонников «красной идеи»: она ассоциируется с переворотом, убийствами, кровопролитием. Мне б не хотелось, чтобы такое в нашей стране повторилось.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

19.11.2014 09:01

Преодолеть противостояние, заданное Гражданской войной, можно только если не занимать позицию одной из сторон, а попытаться елико возможно примирить обе, не принижая проигравших и не восхваляя победителей. Я основываюсь на опыте Гражданской войны в Испании: эта тема и сейчас болезненна для испанцев, но сам Франциско Франко не проводил репрессий, перезахоронил тела погибших на одном кладбище. Это хороший пример примирения нации.

А у нас еще очень далеко до таких попыток: сторонники «белых» и «красных» остаются непримиримыми. Поэтому и тема у нас еще будет оставаться болезненной очень долго. В стране не выработано четкое отношение к коммунистической власти - в отличие от нацизма, который осужден не только мировым сообществом, но и самой Германией. А идеи коммунизма жизнеспособны до сих пор, и во многих странах остаются основой идеологии.

Примирить «белых» и «красных» можно только за счет правильного освещения этих событий: писать и говорить о них надо не приукрашивая и не очерняя. Кроме того, надо разобраться с предыдущей историей, ведь Гражданская война есть следствие других процессов, она связана с Первой мировой войной и Российской империей. И мы должны определиться, чем является современная Россия по отношению к Российской империи, собирается ли она продолжать ее традиции или это новое государство, которое никак не связано с прежним. Только переосмыслив собственную историю, можно выработать общую точку зрения.

Я сам, честно говоря, не занимаю определенной позиции в силу того, что и «белые» и «красные» отрицали предшествующую Россию. Хотя «белые» и боролись против большевиков, восстанавливать монархию они не собирались, были враждебно настроены к Императорскому дому и, в сущности, предали его. А на ненависти нельзя ничего созидать, так что Белое движение было обречено. Кстати, агония белого офицерства хорошо показана у Михаила Булгакова. И мы должны рассматривать эту страницу истории не с точки зрения субъективного зрителя, а с точки зрения человека, который воспринимает свою историю, какая она есть, как часть собственной жизни.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

19.11.2014 08:45

Конечно, выправляется перекос. Все-таки в советское время история была совсем перевернута с ног на голову. Была умышленная установка: большевики боролись даже с памятью людей. И выросло поколение, которое просто не знало о «белых», от них эта правда была скрыта и украдена. Но теперь у нас свобода, которая дает возможность говорить правду.

Так что в головах как нашего поколения, так и будущих, свобода от советского наследия будет продолжать наступать и правда восторжествует. Хотя, конечно, преодолевать десятилетиями создававшийся барьер очень сложно.

Что касается Гражданской войны, то в любом случае это трагедия. Война, которая не имеет победителей. Когда народ воюет сам с собой – это лишь на пользу темным силам, дьяволу. Господь же говорит, что царство, разделившееся на две части, не устоит.

Так что можно говорить о «белых» и «красных», как угодно, но если серьезно посмотреть, то окажется, что не правы ни те, ни другие. Но говорить об этом нужно все равно: рана, которую Гражданская война нанесла народу, не заживает до сих пор. Кстати, благодаря позиции патриарха Тихона Россия смогла переломить эту ситуацию. Он постарался все-таки занять третью позицию, говорил, что когда брат убивает брата, то с какой бы стороны они ни были, какую идею бы ни несли, все равно они ведут пагубную для России войну.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

19.11.2014 08:41

Мы – поколение, которое выросло на авторитете Красной армии. В каждом городе есть Красноармейская улица или площадь, в том числе и в Туле. Мы о Гражданской войне знаем в основном из школьных учебников и из фильмов, а там сплошь положительные герои красноармейцы, которые борются с белогвардейцами - отрицательными персонажами.

Белогвардейцы до сих пор для многих остаются предателями Родины. Да, многие уезжали, бежали из России, так как Красная армия была повсюду и вытесняла их. И я понимаю, что «белые» были офицерами, интеллигентами, патриотами, ценили честь офицера. Но вместе с тем много было и плохого – грабежи, недостойное поведение, сотрудничество с интервентами. А что важнее, нам разобраться трудно, потому что с детства нам привили: «красные» – хорошие, а «белые» – плохие. И перестроить это в сознании пока тяжело, - историю Белой гвардии приходится раскапывать по крупицам.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

19.11.2014 08:32

Любая гражданская война - это катастрофа для народа, для государства, духовности, культуры. И то, что произошло после Октябрьской революции, это большая трагедия. До сих пор мы об этом помним и несем за все ответственность, так как творилось все руками нашего же народа.

Конечно, история - не точная наука. Она пишется победителями. Поэтому неудивительно, что большевики и коммунисты занимались пропагандой «красных», на протяжении десятилетий работали целые государственные институты, навязывавшие толкование этих событий в свою пользу.

Нынешнее поколение должно уже дать объективную оценку этим событиям. Очень важно рассказывать об этой трагедии и о ее ужасных последствиях, чтобы нынешнее поколение делало выводы для своего будущего. Мы должны учиться у истории, понимая, что какое бы ни было государство, но оно - фундамент, который позволяет людям разных социальных сословий, народностей, религии существовать и сохранять свое достоинство и здоровье. Особенно важно это понимать в свете нынешних событий, когда пытаются извне воздействовать на нашу страну.

Казалось бы, революция – это желание людей строить новую историю в справедливом государстве, но в итоге все приводит к трагедии для целого народа и всей страны. Гражданская война нас отбросила в моральном, духовном и культурном плане на многие годы назад. И до сих пор гражданское общество пытается по крупицам собирать наше наследие, чтобы возродить и приумножить достояние российского народа.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

19.11.2014 08:15

Гражданская война в любом государстве, а тем более в таком как Россия - страшная трагедия, которая отражается на всех происходящих в нем процессах. Самым наглядным примером служат сегодняшние события на Украине, где идет настоящая гражданская война. Это боль и тех, кто сражается и гибнет, и тех, кто успев уехать в Россию, оставил там родственников.

В России это привело к ужасной трагедии, она не забыта до сих пор. Преданные стране люди оказались за пределами из государства, а многие осталась, воевали в Красной армии. Благодаря ним она одержала победу, а затем всех этих людей уничтожили в годы репрессий.

Нужно вспомнить и первые концлагеря, которые построил Ленин. На Соловках находился концлагерь для детей кулаков. И в нем в 20-е годы побывал Максим Горький, которому показывали «потемкинские деревни». А когда он уехал, всех этих детей уничтожили. Это и гибель огромного количества представителей среднего класса. Отголоски этой трагедии мы наблюдаем до сих пор и будем наблюдать еще долго.

Страна была отброшена далеко назад в экономическом, социальном, политическом и этическом плане. Разрушение церквей, синагог; уничтожение священнослужителей всех религий изменило нравственный климат в стране. Население России было верующим на 90%. А позже люди начали отказаться от веры. Насаждалась новая религия под названием коммунизм. Был уничтожен морально-этический климат, существовавший в России. Возродить его очень трудно.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

19.11.2014 08:05

Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века. Когда брат идет на брата, а сын на отца, - что может быть более страшным, бессмысленным и беспощадным? Я не зря вспомнил эти слова; их применил Александр Сергеевич Пушкин к русскому бунту. Вот такой была и Гражданская война.

Да, конечно: это была война за идеалы, война, связанная с попыткой установить господство того или иного политического строя. Давайте признаем, что одного виновника у той войны нет: все ее участники – и белые, и красные, и зеленые - стремились достичь своих целей прежде всего вооруженным путем, отсюда такая жестокость и беспощадность. Но пострадавшим от этого не было легче. И стране в целом от этого было не легче: мало того, что сотни тысяч людей погибли на фронтах, еще несколько миллионов людей покинули страну по политическим мотивам.

Это были далеко не худшие люди страны. В их числе - выдающиеся писатели, ученые, инженеры. Да и казаки, крестьяне, дворяне, вносившие свою лепту в строительство нашей Родины, которую им пришлось покинуть. А оставшиеся в стране победители, к сожалению, слишком долго еще помнили своих врагов и начали активно искать их среди оставшихся. Отсюда эти страшные репрессии, внутренняя борьба. Поэтому оценивать Гражданскую войну иначе как общенациональную трагедию невозможно.

А если говорить об освещении событий этой войны – не думаю, что сегодня в ее оценке преобладает какое-нибудь одно мнение. Нет. Все-таки и в науке, и в общественном мнении, и, я считаю, в массовом сознании преобладает понимание Гражданской войны как трагедии.

Наверное, никакие политические интересы и даже идеалы не стоят миллионов погибших людей, тем более что и идеалы-то были эфемерные, и последующая история эту их эфемерность подтвердила. А нам нужно извлекать уроки из истории, и стремиться к тому, чтобы подобные трагедии больше не разыгрывались. На Украине, к сожалению, об этом забыли. Надеюсь, наша историческая память все же поможет нам не допустить подобного развития событий.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

19.11.2014 08:04

Когда речь идет об этих исторических событиях, перед глазами сразу возникают известные полотна художников, «Исход», например: баржа, грустные лица людей, которые прощаются с Родиной. Вспоминается, конечно, «Философский пароход», исход русской интеллигенции, хотя это было позже и не в Крыму.

В русской литературе трагедию Крыма особенно ярко выразил Иван Сергеевич Шмелев - в своем «Солнце мертвых» он описал, что сам чувствовал, когда искал могилу своего убиенного сына Сергея. Доска с именем кровавой «Землячки» тоже еще есть на московском доме.

Насколько сегодня тема раскрыта и «белые» помирились с «красными», об этом замечательно сказала Марина Ивановна Цветаева: «Белый был - красным стал: кровь обагрила. Красным был - белый стал: смерть побелила». Братоубийственная война - самое страшное, что может быть. Аналогию многие проводят и с сегодняшним днем, когда кровь льется на Украине, брат на брата, даже если один из братьев обезумел и теряет человеческое лицо.

А если говорить об оценках, то мы все потомки свидетелей тех событий. Но где еще взять информацию? Безусловно, это архивы и публикации, которых сегодня множество. В литературе открывается заново «белая проза» – воспоминания военачальников, офицеров Белой гвардии, участников Белого движения, записки генерала Антона Туркула – «Дроздовцы в огне», воспоминания генерала Корнилова, множества других белых генералов и простых смертных. Это бесценная, политая кровью проза. И потом произведения наших знаменитых писателей Серебряного века, писавших в эмиграции. То, что раньше было закрыто для обычных читателей и школьной программы, сегодня все возвращается.

И эмигранты возвращаются в своих гробах в русскую землю: первое, что вспоминается – это захоронение в некрополе Донского монастыря Ивана Шмелева, там же перезахоронен в присутствии дочери генерал Деникин, Иван Ильин с женой. И то, что при этом присутствовали первые лица государства – это дань памяти, историческая справедливость!

Объединение «белой» и «красной» истории идет в правильном направлении, на мой взгляд. История не имеет цвета, она не «белая» и не «красная», она наша, одна. Часть этой истории – это потерянная и расстрелянная аристократия великого русского народа, которая оказалась по ту сторону баррикад.

В заключение хотелось бы опять вспомнить икону «Собор святых Новомучеников Российских от безбожников убиенных», и там изображены «белые», которых расстреливали на баржах. И последние слова их были: «За веру и за Отечество!». Именно так мы их и поминаем, когда молимся - за веру и Отечество жизнь положивших!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...