Олег Ефимов: Объединение «белой» и «красной» истории идет в правильном направлении
19.11.2014 08:04
Олег ЕфимовВ русской литературе трагедию Крыма особенно ярко выразил Иван Сергеевич Шмелев - в своем «Солнце мертвых» он описал, что сам чувствовал, когда искал могилу своего убиенного сына Сергея. Доска с именем кровавой «Землячки» тоже еще есть на московском доме.
Насколько сегодня тема раскрыта и «белые» помирились с «красными», об этом замечательно сказала Марина Ивановна Цветаева: «Белый был - красным стал: кровь обагрила. Красным был - белый стал: смерть побелила». Братоубийственная война - самое страшное, что может быть. Аналогию многие проводят и с сегодняшним днем, когда кровь льется на Украине, брат на брата, даже если один из братьев обезумел и теряет человеческое лицо.
А если говорить об оценках, то мы все потомки свидетелей тех событий. Но где еще взять информацию? Безусловно, это архивы и публикации, которых сегодня множество. В литературе открывается заново «белая проза» – воспоминания военачальников, офицеров Белой гвардии, участников Белого движения, записки генерала Антона Туркула – «Дроздовцы в огне», воспоминания генерала Корнилова, множества других белых генералов и простых смертных. Это бесценная, политая кровью проза. И потом произведения наших знаменитых писателей Серебряного века, писавших в эмиграции. То, что раньше было закрыто для обычных читателей и школьной программы, сегодня все возвращается.
И эмигранты возвращаются в своих гробах в русскую землю: первое, что вспоминается – это захоронение в некрополе Донского монастыря Ивана Шмелева, там же перезахоронен в присутствии дочери генерал Деникин, Иван Ильин с женой. И то, что при этом присутствовали первые лица государства – это дань памяти, историческая справедливость!
Объединение «белой» и «красной» истории идет в правильном направлении, на мой взгляд. История не имеет цвета, она не «белая» и не «красная», она наша, одна. Часть этой истории – это потерянная и расстрелянная аристократия великого русского народа, которая оказалась по ту сторону баррикад.
В заключение хотелось бы опять вспомнить икону «Собор святых Новомучеников Российских от безбожников убиенных», и там изображены «белые», которых расстреливали на баржах. И последние слова их были: «За веру и за Отечество!». Именно так мы их и поминаем, когда молимся - за веру и Отечество жизнь положивших!