Олег Ефимов: В моей семье и в семье жены есть и репрессированные и расстрелянные и замученные только за то, что были христианами
02.03.2015 08:25
Олег ЕфимовИ у нас в России эта точка зрения сейчас распространилась, - хотя прежде отношение к памятникам у нас было иным, я бы назвал его христианским. У нас до ХХ века ставили памятники людям выдающимся, а точнее до XVIII века вообще не ставили памятников,- в память о человеке строили храмы или закладывались часовни. Когда же на европейский манер ставить начали памятники, то оценка, что такое выдающийся, была через призму Христа, через Евангелие, через ценностную шкалу добродетелей человека. У нас христианские критерии добра, справедливости, возможности подражать человеку, понятия героя отражены не только в истории, но и в русской литературе. Зато сейчас и в России активно идет смещение ориентиров, и героями нашего времени становятся тираны, убийцы, наркоманы и прочие. Достаточно кинофильмы современные посмотреть, как многие отечественные, так и зарубежные, да и почитать некоторых новомодных авторов - певцов низовых инстинктов.
С нравственной линейкой можно и нужно подходить и к образу Сталина. Да, в нем переплелось слишком многое. Он, безусловно, на своем посту сделал много и благого для страны. У нас вообще все лидеры страны с точки зрения экономической и хозяйственной пользы делали много хорошего. Но не все меряется деньгами, хлебом и колбасой. Нельзя судить о Сталине и других политиках только с этой стороны - экономического и политического блага.
А вот другая сторона его деятельности - это практически геноцид собственного народа, миллионы замученных на Беломорканале и прочих подобных ЛАГах, борьба с инакомыслием, вмешательство не только в сферу общественного устройства, но и в личную жизнь каждого. Партия была везде и имела право на все. То есть было полное бесправие личности перед машиной сталинской власти.
Так что для меня и для многих таких же, как я, - а нас миллионы в стране, - это на чаше весов никогда не перетянет побед индустриализации и экономических свершений, которые добывались благодаря морям пролитой крови.
При этом я с большим уважением отношусь к Г.А. Зюганову и многим другим коммунистам, среди которых сегодня немало порядочных людей. Но для меня невозможно появление памятников Сталину. Я не могу пойти на этот компромисс, и не только потому что я правнук «врага народа». В моей семье и в семье жены есть и репрессированные и расстрелянные и замученные только за то, что были христианами или представителями «нетитульной» нации. Это можно простить, но забыть нельзя, даже в Прощеное воскресенье. Думаю, я не одинок в своем мнении.
У нас у всех свобода воли и мнения, но при возведении столь спорных памятников все же необходим референдум, межпартийный и надпартийный - всенародный! Прошло то время, когда памятники ставили по воле одной партии. Но и уничтожать памятники, в том числе Ленину и Сталину - там где они уцелели – нельзя: можно убрать только по волеизъявлению всех граждан и в рамках закона.