Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

сайт КПРФ

Какие ценности мы можем предложить детям: Мнения священнослужителей

10.11.2015 07:51


Историк и журналист Илья Смирнов опубликовал в газете «Известия» статью "Кто шагает дружно в ряд?", где комментирует указ о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Он, в частности, пишет:

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и если действительно появится новое движение (а не очередная бюджетная кормушка для креативных мальчиков и девочек далеко не школьного возраста), оно будет похоже на пионерию не больше, чем «Перекресток» на тогдашний гастроном.

Массовые общегосударственные самоуправляющиеся (на низовом уровне) организации детей и юношества — великий социальный эксперимент, и есть резон к нему обратиться сейчас, когда нам угрожает растворение в глобальной атомизированной биомассе. Но нужно трезво осознавать, чем этот эксперимент закончился. СССР проиграл сражение за молодежь не при Горбачеве, а намного раньше. Централизация пионерии и комсомола обернулась их бюрократизацией. К началу перестройки это были мертвые оболочки, расписанные лозунгами, которые не принимал всерьез даже тот, кто сочинял...

А чтобы увлечь молодежь, нужна идея яркая, революционная и — в широком смысле — религиозная. Последний советский руководитель, который верил в коммунизм, — Н.С. Хрущев. Брежневские идеалы стабильности и достатка были рассчитаны на ровесников тогдашнего руководства, равно как и упорные переключения стрелок с текущих проблем на ностальгические воспоминания.

Что предложить подросткам, какую «присущую российскому обществу систему ценностей»? Будь смелым, как Гагарин, честным, как Пожарский, тогда тебя примут в престижный вуз, где обучат финансовым спекуляциям, а потом, если повезет, назначат губернатором, ты купишь дворец во Франции, с которым и воссоединишься в итоге славных трудов на благо Отечества.

Вы скажете: начальству всегда было свойственно проповедовать одно, а жить по-другому. Согласен. Но лицемерие в том и состоит, чтобы скрывать противоречия. Если сейчас они выставляются напоказ, то это уже не лицемерие, а постмодернистская разруха в головах. Либо крест снимите, либо уберите рекламу потребительских кредитов на каждом углу».

«Как бы вы ответили на вопрос «Какую систему ценностей нынешнее российское общество может предложить подросткам»? Как добиться, чтобы детская организация не стала школой лицемерия и карьеризма, как это произошло в позднем СССР?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

10.11.2015 13:30

Молодежь у нас разная. Одни молодые люди готовы к одной системе к ценностей, другие - к другой. От чего это зависит? Ну, конечно, от взрослых, от воспитания в семье. От того, что происходит у нас на телевидении, что они видят в интернете, с кем общаются, какие жизненные примеры им показывают.

Я помню организацию пионеров, а потом и комсомольцев, в которую для меня лично, как для человека верующего, было делом доблести не вступать. Тогда такого человека считали белой вороной, что в детском и юношеском возрасте всегда чревато последствиями, что я вполне на себе прочувствовал. Для молодых людей мнение ровесников, сверстников очень важно. Если нет возможности формально войти в какую-то организацию, неизбежно возникают неформальные компании - и зачастую те, где употребляют наркотики, алкоголь, совершают грехи или даже преступления.

Поэтому для меня очевидно: молодежи нужно предлагать различные совместные организации, но так же очевидно, что такие организации должны быть разными, учитывая разнообразные интересы молодых людей. В частности, у нас в Церкви у молодежи, которая верит в Бога, хочет быть при любых жизненных обстоятельствах, в юности и в более зрелом возрасте, есть возможность объединиться и делать что-то важное, полезное.

Для меня движение тимуровцев, названное так по повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» за исключением идеологической, атеистической, коммунистической составляющей было таким, с которого стоило брать пример. Помощь другим, в особенности пожилым, немощным - пример православного, христианского к ним отношения.

Конечно, можно создавать разные организации. На мой взгляд, очень хорошо, если молодой человек, ищущий друзей в соответствии со своими убеждениями, имеет такую возможность. Так что я не вижу в таких идеях ничего плохого. Единственная проблема состоит в том, что любые организации, как правило, со временем становятся формальными и бюрократическими. Советский Союз во многом разрушило то, что декларировавшиеся идеалы на поверку оказывались пустыми, никому не интересными фразами. А молодежь как никто чувствует фальшь - и вот этой фальши хотелось бы избежать.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

10.11.2015 13:30

Любая школа становится школой карьеризма и приспособленчества, если в ней преподают учителя с соответствующим настроем. Как только такие учителя появились, школа с любыми ценностями станет таковой. Поэтому самая главная задача - воспитать учителя, который мог бы масштабом своей личности через себя показать идеал.

А дальше вопрос: каков этот идеал? Идеалы всегда имеют религиозную основу. Если это атеизм, то идеалом будет Маркс, Ленин или поздний Сартр, Камю и прочие. У традиционных конфессий понятно, кто идеал. Это всегда нечто недостижимое, но к чему можно стремиться.

Но у большинства нынешних людей, даже у тех, кто по роду своему исповедует традиционную религию, идеалы прагматические, кальвинистские, когда человек считает себя угодником Богу и проявляет это в своей успешности. Но на этой основе создавать что-либо невозможно. Это противоречит менталитету, культуре всех народов России. Потому у нас либерализм отторгается, наши традиционные ценности противоречат ему. Нельзя быть любителем Тургенева и Достоевского, понимать их правильно, и быть при этом протестантом-кальвинистом, то есть бороться за прибыль чуть ли не любой ценой.

А когда понимаешь Евангелие и классику целостно, тогда и нужно создавать молодежные организации в содействии с традиционными организациями или на их основе. Иначе не получится. Нельзя вступить в ту же воду дважды, нельзя повторить пионеров или, например, перетащить к нам бойскаутов.

Вот у нас в Рязани есть детская организация «Витязи». Мальчишки там изучают военное дело, Закон Божий, рукопашный бой – все, что им интересно. И воспитываются в православном духе православными людьми. Это как раз образец того, какой может быть детско-юношеская организация.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

10.11.2015 08:18

Ценности, которые можно предлагать молодежи, универсальны: любовь к Родине, к своей истории, к своему языку, стремление к творчеству и общечеловеческие нравственные нормы - честность, порядочность, чистота. Мне кажется, сегодня призывать к этому не значит призывать к чему-то надоевшему и устаревшему. Да, и в пионерской организации было много хорошего, но сегодня, мне кажется, важно показать, насколько актуальны идеалы, имеющие тысячелетнюю историю.

Мы говорим, что христианство – вечная, и в то же время новая религия. Она призывает общество к развитию, к тому, чтобы идти не назад, а вперед, но до сих пор эти идеалы не воплотились. И поэтому, мне кажется, нужно дать обществу какой-то ориентир в то время, когда, казалось бы, ориентиров нет; незыблемую шкалу ценностей, когда, кажется, все ценности относительны.

А что касается лицемерия – фарисейство болезнь многовековая, любого сообщества и коллектива. Всегда есть люди, которые говорят одно, а делают другое. В христианстве борьба с фарисейством в себе самом - один из стержней духовной жизни. Кстати, лозунг «Быть, а не казаться» христианский, он вполне может стать лозунгом новой молодежной организации.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

10.11.2015 08:16

Такие молодежные организации могли бы существовать и успешно работать, если бы молодые люди сумели себя там как-то проявить – в спорте, в музыке, в занятиях физикой или чем-то еще. Но это должны быть не скучные дополнительные занятия, а масштабные интересные мероприятия, лагеря. Понятно, что организовывать такие молодежные организации нужно при поддержке государства.

На Западе есть студенческие объединения, которые предполагают создание целых лиг, - например, футбольных. Такие молодежные организации помогали бы молодым людям отыскать свое место в жизни, определиться в отношении своего будущего.

Эти организации нужно оградить от политического влияния, а вот воспитывать нравственность в молодых людях необходимо. Не знаю, насколько возможно сделать воспитание религиозным, если речь идет о светских людях, но общие знания об общественных, религиозных ценностях, думаю, дать следует.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

10.11.2015 08:13

Самая главная ошибка, на мой взгляд, - проблему, как всегда, пытаются решить административно-командным способом. А нужны не команды и не идеи. Нужны примеры, причём примеры живые! То есть нужны воспитатели, вожатые, руководители - назовите как хотите. Детей нужно увлекать собственным примером.

Возьмите любой успешный молодёжный проект. Всегда изначально в нём есть искренние, увлеченные взрослые люди. Так что нужно всячески поощрять и помогать людям, которые имеют энтузиазм (а такие пока ещё есть), тогда это не будет лицемерием.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

10.11.2015 08:10

Это действительно очень сложная проблема, и не совсем понятно, как ее можно решить. Воспитывать подростков в ХХ веке было проще, потому что советская система была замкнутой. Да, в конце СССР она себя дискредитировала, но в начале эпохи, в 1920-30-е годы система была эффективна, - это была кузница кадров, которая в условиях господства единой идеологии формировала личности. Мы знаем людей, которые до конца сохраняли идеалы и были им верны, они создавали общество, которое в середине ХХ века было сформировано в нашей стране.

А мы живем в условиях либерализма, демократии и навязать систему ценностей подросткам невозможно. Поэтому не будет толку, если убрать одну рекламу и повесить другую.

Но в условиях возможности выбора должна быть очевидна позиция общества и государства по определенным проблемам. А это вполне может быть сформулировано в условиях нашего общества, как давно сформулировано в Европе и США, где в рамках этой системы ценностей ребята и воспитываются.

Проблема в том, что в нашем государстве эта система не выработана. Поворот к патриотическим ценностям и традиционному воспитанию произошел сейчас, когда Россия оказалась в тяжелой международной ситуации. Но это пока не привело к формулированию системы. Хотя это можно реализовать через социальную рекламу, кино, школьное образование, досуг.

Во всяком случае, если государство действительно положит ряд разумных принципов в основу воспитания детей, это принесет ощутимые политические плоды, как это уже было в нашей истории. Если имеется целенаправленная политика, то она эффективна. Европейское и американское общество вполне монолитно в отношении ряда проблем, и я думаю, у России тоже получится.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

10.11.2015 08:09

С пионерией, конечно, сравниться не сможет никакая организация. Тогда идеология коммунизма четко работала с детства, начиная с октябрят. Сейчас у детей во главе угла рубль, их не заинтересуешь сбором металлолома или макулатуры. Привить им общечеловеческие ценности невозможно, потому что их надо прививать с молоком матери, с рождения. А нынешнее поколение уже потеряно. Да, есть дети, которых еще можно спасти, но их не так много.

Сегодня создать молодежные движения по разным направлениям пробовали не раз, и каждый раз ничего не получалось. Думаю, очередная попытка ничего не даст. Опять создадут «кормушку», будет тусовка, но не патриотическое воспитание. Только когда во втором-третьем поколении в семье привито патриотическое воспитание, будет толк.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

10.11.2015 08:08

Я тоже, когда услышал эту новость, усомнился, что в нынешних условиях такая организация нужна школьникам. Безусловно, детей надо воспитывать до их совершеннолетия. Но чем сегодня настолько можно увлечь детей, чтобы воспитать их в духе патриотизма, любви к ближнему?

Очень много зла сегодня идет из интернета, которым дети очень увлечены. Как уберечь детей от него? Не знаю. Но, думаю, главное, постоянно говорить о ценностях Всевышнего. У молодого человека должны сформироваться общечеловеческие ценности, понимание, что они важнее рубля, кредита и прибыли. И без этих ценностей человек пропадет. Только неустанным разъяснением этого можно рассчитывать на какой-то результат.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

10.11.2015 08:04

Детская организация должна быть обязательно. В Советском Союзе я был пионером, потом комсомольцем – это были ступени на пути к взрослой жизни. Да, эти организации носили идеологический характер, но по-другому тогда быть не могло. У молодых людей должна быть идея, объединяющая всех, независимо от национальности, религиозной принадлежности.

Эта идея понятна россиянам за рубежом – они в большинстве своем поддерживают Россию. Люди, бежавшие после революции от большевистского террора, видели свое предназначение в том, чтобы вернуться, свергнуть большевиков, восстановить самодержавие. Когда ничего не получилось, осталась цель хотя бы вернуться к своим корням, в Россию.

Думаю, общая цель народов России – государство, основанное на демократии, религиозной терпимости, социальной справедливости, свободе совести – это залог того что государство может развиваться.

У нас огромная страна, с большим количеством климатических природных зон. Изучение природы, климата - что может быть замечательнее и удивительнее для нас, россиян? Недавно проведенный географический диктант, думаю, еще раз продемонстрировал, что географию учить нужно. Это позволить любить свою Родину даже без религиозной составляющей, хотя она тоже необходима.

По поводу же опасений, что новая организация может стать бюджетной кормушкой, хочется сказать следующее: в любом государстве, развитом обществе были, есть и будут те, кто хочет нажиться за государственный счет. Это же не значит, что и не нужно развиваться, что-то создавать. На этот случай есть правоохранительные органы.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

10.11.2015 08:02

Любая организация подчиняется определенным законам. Когда она достигает определенного числа членов, индивидуумы там теряются. А их итак не хватает нашему обществу.

Нетрудно догадаться, что, в конце концов, у нас попытаются возродить пионерию, комсомол, превратив затем членов этих организаций в управляемое стадо. Ему начнут указывать, кто герой, куда нужно идти. Все будут думать одинаково. Сначала у таких организаций будет внешний враг, затем внутренний – те, кто не захочет туда вступать.

Мы все это уже проходили. Я сам был пионером, когда чуть подрос, понял, что в комсомол идти мне не нужно. Не пошел, что было чревато определенными последствиями. И сейчас вот все пытаются вернуть. Ну сколько можно?!

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

10.11.2015 07:58

Я не вижу сейчас необходимости и смысла создавать общероссийскую молодежную организацию, потому что она предполагает наличие общегосударственной системы ценностей, идеологии, которая в этой организации и будет прививаться школьникам. Пионерия и комсомол в СССР были вполне логичны, поскольку государство имело четкую идеологию и знало, как и что прививать детям. У нас такой идеологии нет, и не предвидится в ближайшее время. Есть различные предложения со стороны людей православных, светских, политиков. Но пока они не реализованы, и я думаю, в ближайшее время вряд ли это произойдет.

Так что если какие-то молодежные объединения и можно организовать, то внутри организаций, партий, которые имеют свою идеологию. Как пример, это могут быть православные объединения, есть пионерия внутри КПРФ, у ЛДПР есть своя молодежная организация.

Мне как православному, конечно, видится больше роль Церкви: хочется больше внимания к церковным молодежным объединениям. Но поскольку Церковь отделена от государства, то вывести на государственный уровень такие объединения невозможно: будет резкое неприятие со стороны светской части общества. Но и иных вариантов я не вижу: нынешняя организация действительно будет, скорее всего, мертворожденной, или это будет очередная «кормушка». Так что соглашусь с автором статьи.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

10.11.2015 07:57

Пионерская организация, существовавшая в Советском Союзе, действительно была чем-то феноменальным – дети, состоявшие в ней, искренне верили в идеалы и следовали им. Потом они с воодушевлением вступали в комсомол, затем становились членами коммунистической партии…

К сожалению, после этого у нас были неудачные опыты молодежных движений, которые зачастую преследовали именно карьеристскую цель. Эти организации сегодня уже непопулярны. Думаю, нашей молодежи необходимо предложить какую-то альтернативу. Но что именно – вопрос сложный.

Я знаю одно – лейтмотивом новой молодежной организации должен стать патриотизм, любовь и взаимоуважение представителей всех национальностей, проживающих на территории нашей страны. Наша страна – многонациональная, и само ее существование зависит от дружбы между населяющими ее народами.

Сама будучи глубоко верующим человеком, я, тем не менее, не хотела бы, чтобы в молодежную организацию была вовлечена Церковь. У нас несколько конфессий, и мы не можем разделить детей на группы, предложив одной буддизм, второй – иудаизм, третьей мусульманство. Я полагаю, религия все-таки личное дело, внутрисемейное. Строить молодежную организацию с учетом религиозной составляющей, думаю, все-таки не следует.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...