Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Когда каникулы? Священнослужители и эксперты о структуре учебного года

11.02.2016 07:32


Российские ученые пришли к выводу, что школьникам лучше учиться по биместрам, чем по четвертям. В такой системе учебный год длится десять месяцев (с сентября по июнь) и состоит из пяти периодов примерно по семь недель — вместо четвертей и триместров. Между биместрами — каникулы не менее двух недель.

Согласно исследованию сотрудников Научного центра здоровья детей и университетской школы Московского городского педагогического университета, при традиционном обучении по четвертям у детей на 41% чаще бывают хронические заболевания, чем при биместровой системе. Ученые пришли к выводу, что биместровая система дает больше возможностей для профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета у учащихся.

Однако частые каникулы не могут не сказаться на усвоении программы: всякий учитель подтвердит, что в неделю перед каникулами и в первую неделю после каникул детей очень трудно, если вообще возможно, заставить заниматься.

Сейчас школы могут самостоятельно определять график учебы и каникул. Так, в Москве есть три варианта: четверти, триместры и модульная система. Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной, и дети, особенно маленькие, сильно устают. При триместровом графике обучения школьники отдыхают две недели осенью и три недели весной. Модульная система — пять недель учебы плюс одна неделя отдыха. Во всех трех системах летние каникулы длятся три месяца.

«Разумен ли такой разнобой? Какая система вам кажется лучшей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

11.02.2016 09:16

Нынешняя система четвертей, действительно, не очень удобна. Только ребенок начинает учиться - и уже пора думать о каникулах. Вторая четверть вообще слишком короткая. Учителям (знаю это из собственного опыта) приходится нелегко, когда нужно выставлять четвертные - у многих детей по некоторым предметам стоит всего одна оценка за четверть. Спрашивать ребенка чаще не получается – его же нужно еще и обучать.

Я бы предложил поделить учебный год на две части. С младшими классами экспериментировать не стоит, а вот старшеклассникам, думаю, было бы полезно обучаться по той системе образования, которая в ближайшее время им предстоит (я имею в виду вузовскую систему). А в январе можно сделать каникулы продолжительностью в месяц. Ребята лучше отдохнут, а учитель компенсирует потерянное время за счет упраздненных осенних и весенних каникул. Думаю, не нужно опасаться, что школьники будут уставать – в мае у нас тоже длинные праздники.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

11.02.2016 09:13

Как здесь актуальна мудрая басня Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»! Когда указывают фиктивные причины нынешнего бедственного положения в образовании, начинают «пересаживать музыкантов», - но зачем, если они все равно не умеют играть? Надо смотреть в корень проблемы и менять всю систему.

Почему дети сейчас гораздо хуже успевают? Потому что накоплен определенный уровень греховности: предыдущие поколения совершали блудный грех, которые вел к распаду семьи, совершали аборты – грех убийства. Все это, к сожалению, сказывается на нынешних поколениях. Поэтому исправление должно происходить через покаяние. Только так можно сгладить последствия грехов.

И еще один важный момент: нужны нормальные программы обучения. Если это математика, то надо возвращаться к нашей классической методе преподавания. История должна быть понятной, хорошо изложенной и правдивой. Все предметы должны ориентироваться на выверенную систему обучения, - не надо менять все постоянными непроверенными нововведениями и подчас опасными для психического и духовно-нравственного здоровья детей.

Если будут соблюдены эти условия, будут и результаты, а остальное обсуждать бессмысленно. Все идеи с каникулами и биместрами – это провокационные «вбросы», они отвлекают от насущных проблем и переводят в плоскость ненужных баталий. На мой взгляд, система четвертей нормальная, как и система триместров. Вводить что-то новое – это тратить время на пустые обсуждения. Все эти якобы научные доказательства яйца выеденного не стоят. Они не устраняют основных проблем, и вообще эти исследования вряд ли можно отнести к серьезным научным разработкам.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

11.02.2016 09:11

Мы уже 10 лет учимся по триместрам, и это идеальная система. В прошлом году в нашей школе поменялся директор, мы вернулись к четвертям, и это ужасно. Когда дети пять недель учатся и неделю отдыхают - это понятный и четкий график, а после больших каникул приходится долго настраиваться на учебу. Длинные новогодние каникулы – это, может, и неплохо, но они выбивают из учебы.

А триместры удобны: по итогам надо получить три отметки, и по ним легче выставить годовую. И самое приятное: дети четко понимают график учебы и отдыха, в отличие от системы четвертей, которые длятся по-разному.

Один минус: музыкальная школа учится по стандартной системе четвертей. И возникает проблема, когда в обычной школе каникулы, а в музыкальной нет. А так лучшей альтернативы триместрам нет, так что я сторонник общего перехода на систему триместра.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

11.02.2016 09:05

Я склонен доверять ученым, и если у них есть обоснованные сомнения в эффективности существующего распорядка отдыха и учебных нагрузок, наверное, к ним следует прислушаться - тем более, когда речь идет о детях.

Но ученые ученым рознь. Я знаю, такие исследования также проводились (и проводятся) за границей, и, как известно, везде результаты разные. Во многом решение этого вопроса зависит от того, каким исследованиям мы верим, а каким нет. И вот тут появляется простор для произвола.

Мне кажется, лучший вариант - оставить школу в покое, дать возможность родителям, детям и всем остальным заинтересованным лицам приспособиться к той системе, которая есть - думаю, сделать это несложно. К тому же у нас есть выбор. Можно поступить в ту или иную школу, повлиять на преподавателей и директоров школ. В общем, прежде чем что-то менять, нужно изучить вопрос со всех сторон.

В Советском Союзе все было унифицировано, хотя исследования тоже проводились, и весьма неплохие. Вспоминая учебу «по четвертям», существовавшую в советской школе, ничего плохого в ней я не нахожу.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

11.02.2016 08:58

Думаю, аргументировано ответить на эти вопросы могут лишь специалисты, сравнив статистические данные, проведя необходимые исследования. Но мне кажется, здесь вполне возможно разнообразие. Конечно, если называть его «разнобоем», это вызовет отрицательные эмоции. Но разве плохо, что есть разные варианты? Кто-то захочет учиться по биместровой системе, кто-то – по триместровой или модульной, а кто-то предпочтет традиционные четверти. Если у всех систем есть преимущества, почему бы не пробовать, не выбирать?

Я учился по традиционной системе четвертей, и не могу сказать, что дети тогда так уж часто болели. Но если специалисты пришли к таким выводам, значит, у них были на то основания. Главное, чтобы предлагаемые системы не стали очередным бессмысленным проектом в сфере образования. Хотя проследить это, конечно же, будет сложно.

У большинства родителей отпуск - один месяц в году. Думаю, его несложно будет спланировать при любой системе – хоть модульной, хоть биместровой. На это вообще не следует обращать внимания.

«Расслабленность» школьников перед каникулами и сразу после них мне также не кажется весомым аргументом. Это как их приучить. У меня есть знакомые, которые при правильном подходе неплохо учат детей и дома. Организованность учебного процесса во многом зависит от учителей. Если грамотно составить программу, можно приспособиться к любой из перечисленных систем.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

11.02.2016 08:58

В этом вопросе я бы положился на мнение специалистов в области детской психологии и педагогики, - но важно, чтобы эти исследования проходили в каждом округе. Быть может, отличия в системе обучения действительно необходимы, а подобрать оптимальную можно с учетом особенностей региона, в котором находится школа. Одно дело - север России, другое - центральные районы, юг или Кавказ. Страна наша большая, стричь всех под одну гребенку, думаю, было бы неправильно.

Ученые должны предоставить научное обоснование необходимости изменения системы обучения, учитывая особенности развития детского организма. Нелишне было бы изучить и опыт западных стран, где есть положительные примеры той или иной системы.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

11.02.2016 08:47

Мне больше по душе наша традиционная система обучения «по четвертям» – она совпадет с праздниками, общими для взрослых и детей. Помню, я ездил с папой в Ленинград, и для меня это были замечательные зимние каникулы. Существующая система обучения, мне кажется, уже хорошо себя зарекомендовала. Действительно, третья четверть длинновата, но можно, как в православных гимназиях, делать перерыв на первую неделю Великого Поста или Страстную седмицу - это будет дополнительный отдых от учебы.

А вот биместровая система и сокращение летнего отдыха с трех месяцев до двух будет не очень удобна не только школьникам, но и учителям. У них два месяца отдыха, а за оставшийся третий они могут привести в порядок всю свою документацию, на что не хватает времени и сил в течение учебного года. А при биместровой системе у них сократится до одного месяца. Ну а школьникам будет непросто втягиваться в учебный процесс - после какое-то время уходит на «раскачивание». Триместр очень длинный, и школьники устанут учиться.

А модульная система вообще какая-то несерьезная - ни отдохнуть толком, ни втянуться в учебный процесс.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

11.02.2016 08:23

Думаю, тут надо привлекать работников медицины, психологов, а не делать выводы на основе одного исследования. Интересно, как ученые его провели, почему сделали именно такие выводы?

Разумеется, школьникам нужен оптимальный режим, чтобы не было перегрузки, чтобы отдыха было достаточно. Хорошо бы изучить международный опыт, как там принято и какие там результаты по успеваемости, какова статистика заболеваний.

Не надо требовать от школьника слишком многого, а то сегодня действительно дети очень перегружены, неравномерная нагрузка подрывает здоровье и психику. Казалось бы, система четвертей с советского времени испытана десятилетиями, но сегодня другая образовательная программа – так что, возможно, детям и правда нужны изменения в графике каникул. Не могу сказать, что лучше – четверти, триместры, биместры, модули… Но рубить сплеча и все менять только из-за данных одного исследования я бы не стал.

Игорь Дабакаров

генеральный директор Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии

11.02.2016 08:11

Ученым, может быть, и виднее, но я не стал бы ничего не менять. Мы уже привыкли к существующей системе четвертей, планируем с учетом этого отпуск и детский отдых.

Впрочем, неплохо бы рассмотреть этот вопрос со всех сторон, в том числе, подключив специалистов Минобрнауки. Нелишне было бы также изучить опыт других стран и перенять то, что будет полезно нашим детям.

В чем достоинства устоявшейся системы - дети уже адаптировались к ней, все время находятся «в строю», и постоянно перестаиваться, мне кажется, им будет неудобно. Сейчас они знают: есть учебный год, каникулы, выходные дни, праздники (у нас их полно), а с введением биместров, триместров или модульной системы начнется путаница. Кроме того, у нас чуть ли не каждый год вводят карантины. Когда тут учиться? К тому же после частых каникул детям труднее концентрироваться на учебе, так что на пользу это им не пойдет. Изменение существующей системы обучения, несомненно, скажется и на планах родителей.

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

11.02.2016 08:02

Мне кажется, система триместров лучше. Дело даже не в том, что по четвертям получается большая и неравномерная нагрузка – хотя и это правда. Учащиеся по системе четвертей очень загружены даже психологически, потому что должны получать оценки каждую четверть, а это действительно влияет на психосоматику и заболеваемость. Детям надо давать возможность отдохнуть, не надо их загружать таким количеством четвертей и оценок.

Модульная система вызывает много вопросов. Не приведет ли это к еще худшим последствиям, если школа будет иметь столько прав и сама устанавливать периоды учебы и каникул?

Думаю, на государственном уровне надо ввести единые условия обучения для всех школ. И лучше всего – по системе триместров. Иначе получится, что директор школы может принимать решения, которыми будут недовольны многие.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

11.02.2016 07:54

Мне кажется, лучше всего действительно то, что предлагают ученые - учеба с перерывом на две недели. Это напоминает модули, которые приняты уже во многих школах: они удобнее.

В образовании важна систематизация. И это удобнее для проверки школ. А сейчас царит пестрота в разных системах обучения, это вносит свои сложности. Трудно, например, соотносить учебу и каникулы в школе с дополнительным образованием, где другое расписание.

Было бы хорошо предоставить время каникул для восстановления здоровья школьников. Действительно сегодня очень много больных детей. Школа подрывает их здоровье, а потом мы удивляемся огромному количеству призывников с хроническими заболеваниями.

Нужно с младых лет культивировать здоровый образ жизни. Поэтому в течение двух недель каникул хорошо бы оставлять работу спортивных секций, чтобы дети могли позаниматься физической культурой. И важно еще в качестве домашнего задания на каникулы давать чтение. Потому что из-за снижения часов по литературе страдает грамотность, а ее не поправить без чтения классики.

Мне кажется, школы не должны выбирать систему: я за унификацию. Нехорошо, когда в одной школе четверти, а в другой модули. Все должны учиться по одинаковому расписанию.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

11.02.2016 07:53

Как мать двух школьников (восьми- и третьеклассника) я, конечно, хочу, чтобы между четвертями были каникулы, но не длинные, не больше недели: после детям становится скучно, они не занимаются, и им сложно усидеть на одном месте. Три месяца летних каникул тоже много: хватило бы и двух.

Впрочем, не так важно, будет ли ребенок учиться семестр, триместр – важнее, что в наших школах отсутствует пятидневка. Дети учатся шесть дней в неделю, а это большая нагрузка. Им попросту не хватает времени на отдых. Лучше сократить каникулы и дать возможность оставаться дома по субботам, нежели устраивать бесконечные летние каникулы, семестровые, четвертные и иные. Шестидневной системой обучения мы наносим здоровью ребенка вред - он учится почти всю неделю.

Менять существующую четвертную систему, мне кажется, не нужно. Она оптимальна - дети успевают усвоить материал. Четверть длится около двух месяцев, ребенок это выдерживает. А вот шестидневную систему – нет, уже к субботе дети остаются без сил, и им необходим отдых. А если есть еще и дополнительные кружки, у ребенка совсем не бывает свободного времени.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...