Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Богословие о терроризме: Мнения священнослужителей

25.03.2016 09:02


23 марта, открывая заседание Высшего церковного совета Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил глубокое соболезнование родственникам и близким тех, кто погиб накануне в серии террористических актах в столице Бельгии.

Обращаясь к собравшимся, Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Думаю, нам предстоит очень серьезно, и в том числе богословски, осмыслить явление терроризма. Все те объяснения, которые сегодня присутствуют в политическом дискурсе, идут по поверхности. Меня не покидает чувство, что никто по-настоящему не касается онтологических глубин проблемы. Откуда возникает такой радикализм? Что его питает? Какие внешние факторы влияют на возникновение мотивации к террористической деятельности?

Думаю, терроризм нельзя отрывать от общего цивилизационного развития на нынешнем этапе исторического пути человечества. Что-то неправильно у нас идет, и терроризм — часть этой неправильности. А если рассматривать терроризм только как некое локальное явление, или даже глобальное, но связанное с весьма ограниченным идейным пространством, то это будет большой ошибкой. Думаю, необходимо и с богословской, и с культурологической точки зрения осмыслить это страшное явление и выявить его, как я уже сказал, онтологические причины… Мы должны делать свое самое главное дело — молиться, просить у Господа прощения за наши грехи, призывать Его милость, молиться о поддержке всех тех, кто уязвлен этими террористическими ранами. Но одновременно мы должны очень серьезно размышлять. А поскольку размышления в Церкви всегда связаны с молитвой, то это дает надежду на то, что мы сможем понять подлинные причины этого страшного явления и выработать свой ответ на вызовы терроризма. Как всегда, с этим ответом кто-то согласится, кто-то нет, кто-то будет приветствовать, кто-то — иронизировать. Но реакция на наши слова — это не наша ответственность. Наша ответственность — думать, молиться и делать все для того, чтобы мир становился лучше».

«Как бы вы прокомментировали слова патриарха Кирилла? Что, на ваш взгляд, может быть богословским объяснением терроризма? В чем вы видите корни этого страшного явления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

25.03.2016 10:35

Его Святейшество, конечно, очень мудро и четко определяет, что необходимо в первую очередь давать на богословский анализ. Именно с точки зрения православия можно правильно оценить какой-либо аналитический материал с соответствующими выводами, поскольку, согласно слову апостола Павла, духовные люди обо всем могут правильно рассуждать, а люди бездуховные скользят по поверхности. Это даже видно по реакции на трагедию в Бельгии: сколько людей вышло на акцию памяти, чтобы возложить цветы и сказать «нет» терроризму, но корень зла при этом не извлекается.

Мне кажется, очень полезно сейчас изучать труды наших православных философов, - например, Серафима Роуза. В своей работе «Человек против Бога» он пишет, что мы, вступили в эпоху, когда очень редко ощущается отсутствие жизни. Ведь Бог есть жизнь, а удаленность от Бога автоматически отдаляет и от источника жизни, тогда начинает формироваться страх смерти и одновременно стремление к смерти. Именно к смерти призывали все наши анархисты-революционеры. Михаил Бакунин призывал разрушать все до оснований, Фридрих Энгельс говорил, что все, что возникает, достойно гибели…

Как нам сейчас жалко старушку Европу, которая вроде благополучна и тиха. Но ведь с современной точки зрения все достойно гибели – институт семьи, культура... Получается, в революционном духе совершенно четко явлена устремленность к смерти. А откуда это взялось? Из французского социализма, из средневековых сект, которые содержали антихристианский, богоборческий посыл.

Так что мы имеем дело не с чем-то новым. Мы имеем дело с традицией смерти, и это очень опасно. Остановить ее можно только на духовном уровне, чтобы люди поняли всю пагубность этого сектантства и уходили из него. И люди понимают! Они готовы этому противостоять не только в военных формах, но и крепостью своего духа. И, конечно, тут нужна молитва к Богу, потому что противостоять сатанизму можно только с молитвой.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

25.03.2016 10:28

Очень правильная постановка вопроса. Когда в современном сытом западном обществе, которое настаивает на толерантности, политкорректности в отношении к прямо противоречащим библейским нравственным религиозным установкам, появляются экстремисты, готовые умереть, взрывая людей, очевидно, что есть глубинное противостояние между этим сытым «правильным» обществом и экстремистами. Так что мы можем пока только констатировать: «Прогнило что-то в Датском королевстве…»

Надо работать со всеми, особенно с теми экстремистами, которые получили религиозное образование. И надо не только бороться на уровне спецслужб и правоохранительных органов, которые тоже часто оставляют желать лучшего. Надо постараться все проанализировать, честно понять, что не так в наших некогда христианских обществах. А Запад напрасно пытается зарыть голову в песок, потому что в нравственно-идейном плане он так становится еще более уязвимым.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

25.03.2016 10:10

У меня нет сомнений, что это не спонтанно возникающие конфликты на фоне межнационального или межрелигиозного недопонимания народов. За терроризмом прослеживаются четкие планы и инструкции.

Поскольку террористов очень хорошо финансируют (а речь идет о сотнях миллионах долларов), должны быть конкретные имена и структуры: кто выделяет деньги, формирует заказ на очередную революцию, очередной теракт и следующую за ним дестабилизацию в районе или регионе. Французы говорят «Cherchez la femme», имея в виду, что за любым конфликтом стоит женщина, а за любым терактом прослеживаются интересы определенных людей, которые находятся отнюдь не в той стране и даже не на том материке, откуда родом сами террористы.

Думаю, Святейший патриарх подразумевал выявление именно этих сил, которые движут народной массой и направляют деньги на осуществление этого зла, говорил о его идеологах. А церковный опыт свидетельствует: основа и природа зла – не люди и даже не сообщества, а духи злобы поднебесной, которые управляют человеческими страстями и понуждают человека изощренно совершать зло.

Практика христианской жизни хранит множество способов побеждать зло и, как ни странно, оно преодолевается не только и не столько спецоперациями, наращиванием военного потенциала, но осознанием природы этого зла и нравственным очищением. Путь, к которому призывает Святейший патриарх, укрепляет человека в противостоянии всякому злу.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

25.03.2016 10:03

Начинать размышлять о смысле терроризма давно пора. И голос Церкви, безусловно, должен быть услышан, а ее призыв - сформулирован с учетом мнения верующих.

На мой взгляд, под словом «терроризм» сейчас подразумевают разнообразные явления, общий смысл которых чаще всего заключается в вооруженном противостоянии действующей власти внутри страны силами, которые по каким-то причинам не соглашаются участвовать в политическом процессе, но хотят, чтобы их воля была проявлена в жизни общества. Нужно искать причину желания людей так себя позиционировать.

А причиной может быть насильственно навязанное всему человечеству определенное мировоззрение узкого круга неизвестных нам людей. Их идеи претворяют в жизнь известные нам люди. Они не готовы вступать ни в какие дискуссии, а подают эти идеи как истину в последней инстанции, не подлежащую никакому обсуждению. Это делает невозможным принятие решений, обсуждение вопросов по насущным проблемам бытия огромным количеством людей с их традиционным верованием, представлениями о хорошем, взглядами на развитие, на Бога, на мир, на человека. Им заранее отказано в участии в такой общественной дискуссии. Их лишают голоса, прав, выбора.

Идеологи нового строительства твердят с трибуны ООН о плюрализме, многообразии мнений, о будущем человечестве, - но конечно, это просто слова, и они идут вразрез с действиями.

Даже если люди не представляют большинства, это не значит, что их обязательно нужно лишать голоса, возможности жить так, как они хотят. Претензии распространяются даже на основу жизни общества – семью. Эти новые властители умов претендуют на то, чтобы ее разрушить. Они хотят подчинить ее своим новым идеям и каким-то новым своим проектам. И, конечно, загнав в угол слабых людей, почти потерявших всякую надежду жить в обществе, которое для них приемлемо они вызывают реакцию, больше похожую на объявленную войну – это с одной стороны.

С другой – терроризм позволяет этим мировым силам решать вопросы нового глобального строительства, политические вопросы. И мы, наверное, не удивимся, если увидим, что террористы преследуют те же цели, что и эта «глобальная верхушка», мировое правительство, стремящееся к глобализации мира, к скорейшему завершению общего информационного рабства, в которое должно попасть как можно больше людей. А терроризм очень удобен, так как позволяет быстро принимать нужные решения.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

25.03.2016 09:59

Очевидно, что требуется глубокое осмысление этой проблемы и нашими богословами, и религиоведами.

Европа столкнулась с терроризмом в XIX веке. Тогда терроризм был весьма распространен в России: народники, а позже эсеры хотели таким образом «раскачать» общество, сделать его подвижным для революционных изменений. Так что Россия в каком-то смысле «переболела» этим в XIX веке.

В чем причина терроризма? На мой взгляд, это явление коренится в падшей природе человека, связано, прежде всего, с его гордыней, желанием переиначить мир на собственный лад. Прежде всего, это следствие отступления человека от закона Божьего, который говорит: «Не убий», «Не лги». Есть две главные заповеди: «Возлюби Бога своего всем сердцем своим…», и «Возлюби ближнего своего как самого себя». Эта любовь к ближнему и должна остановить человека от таких ужасных действий. Но народники уже были далеки от закона Божьего. Они уничтожали представителей государственной администрации, а «заодно» погибли и многие другие люди. Но их попытки «раскачать» общество не привели к тому эффекту, на который они рассчитывали.

Однако появились их последователи. Вспомним известные слова: «Мы пойдем другим путем». И воспоследовали другие ужасные события: была уничтожена русская государственность, брат пошел на брата – началась Гражданская война, ужасная разруха, произошел слом той жизни, которой жили наши предки.

Думаю, терроризм всегда развивается по этой схеме. Вначале страшные жертвы (по своему эффекту, а не по количеству. Гораздо больше людей гибнет в автокатастрофах, при военных действиях, но тут эффект рассчитан прежде всего на психологическое восприятие).

Как бы то ни было, наши государственные органы крепки, и думаю, терроризм никогда не достигнет своей цели - изменения государственности. Однако он может вызвать психоз и слабость некоторых людей. Они могут подумать: «если пойти на уступки террористам, можно их задобрить».

Конечно, это ошибка. С терроризмом, к сожалению, можно бороться только силой. Это не означается, что мы, христиане, должны бороться только силой. Главное – это духовное воспитание, молитва, церковность. Но об этом можно говорить только в том случае, если мы ведем активную миссию, - что, безусловно, нужно делать.

К сожалению, благодатная почва для террористической деятельности - люди, разочаровавшиеся в нашей жизни, которые ушли от христианских ценностей, но имеют большое самомнение и желание изменить общество, построить его так, как они хотят. И это уже задача воспитания. Молодые люди, которые присоединяются к террористам, зачастую не смогли получить ответ на какие-то свои вопросы ни в Церкви, ни в обществе, ни в нашей традиционной культуре. Чтобы этого избежать, необходимо приложить большие усилия по воспитанию молодежи. И здесь очень помогут Основы православной культуры. Церковь должна способствовать тому, чтобы школа была местом, где дети и молодежь не только получают знания, но и начатки воспитания, где формируется их мировоззрение. Молитва, воспитание молодежи, необходимость противостоять вместе с нею этому злу – вот, на мой взгляд, три составляющие в борьбе с терроризмом для нас, христиан.

Терроризм основан на страхе за свою жизнь, за жизнь близких, и в этом смысле очень важно христианское благовестие – утверждение Победы Христа над смертью, осознание, что смерть как некая неизбежность преодолена Богом, и что все люди, которые с Христом, победили ее. А наша земная жизнь, несмотря на то, что она очень ценна – всего лишь преддверие жизни вечной, ее начало. Христианские мученики шли на смерть, славя Бога, не боясь смерти, но считая: она – образ смерти Христовой, через которую они входят в вечную жизнь. Так и православному человеку нужно осознать, что слова святого отца Иоанна Златоустова «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» - главное условие, чтобы террористы не достигли своей цели и не запугали нас.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

25.03.2016 09:44

Не берусь комментировать слова Святейшего и тем более давать богословскую оценку такому явлению как терроризм, но как историк могу предложить собственное размышление об этих проблемах.

История убедительно доказывает: всякое противное человеческому бытию явление в той или иной сфере - следствие изменения человеческого сознания, которое, в свою очередь, проявляется в бытие человека. Не будем забывать известные библейские сюжеты: гибель Содома и Гоморры, этот ужас огненного дождя стал следствием нравственного разложения. Гибель Римского государства, великой империи стала ответом на очевидные изменения в сознании тех, кто был повелителем всего мира, и так далее.

Мне кажется, сегодня Западный мир достиг высочайшего уровня материального благополучия, что стало следствием начавшегося еще в XV веке изменения сознания человека, когда «все человеческое» было поставлено в центр вселенной, а с этого места, естественно, была вытеснена идея Бога. И поставив себя в центр мира, человек не мог не начать заботиться о собственном материальном благополучии, о комфорте, о вседозволенности.

Ответом на это стремление к комфорту и удовольствиям стала радикализация части общества. И чем более человекоугоднической будет наша жизнь, тем более радикальным будет на это ответ - а радикалы найдутся всегда.

И мы знаем: высокий уровень комфорта и благополучия возможен в лучшем случае для пятой или шестой части населения земли, все остальные должны жить бедно и работать на этот «золотой миллиард» - чтобы он ни в чем не испытывал недостатка.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

25.03.2016 09:31

В исламе на эти вопросы давно есть ответы. Есть они и в Новом, и в Ветхом Завете, и в иудейской, и в христианской позиции. Все началось с возникновения первого человека. Адам и Ева поселились на Земле, где появились первые дети, и один ребенок убил другого из-за зависти, он не мог принять, что брат ближе к Господу в силу внутренней веры. Так что проблема терроризма, можно сказать, заложена генетически. Но в Коране есть аят, который гласит, что любое преступление влечет справедливое возмездие - и Божье, и на этом свете от государства и общества.

К выступлению патриарха добавлю, что терроризм необходимо осмысливать в условиях XXI века не только с точки зрения теологии или с точки зрения православия, а сообща со всеми конфессиями России. Это должны быть широкие общественные религиозные слушания, проводимые неоднократно.

Я восхищаюсь нашими политиками, которые постоянно призывают всех к объединению усилий в борьбе против терроризма, - но пока декларации Запада так и остаются декларациями, а реальной общей работы в условиях ООН нет. Но общий диалог должен проходить при участии богословов, этнографов, политологов, политиков, обществоведов и других специалистов. Ведь религия - это не что-то отдельное, это суть жизни.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

25.03.2016 09:23

Причина терроризма - социальная несправедливость в мире. Как правило, в арабских странах очень большое расслоение общества, там есть богатые шейхи, но основная часть населения за чертой бедности. И эта социальная несправедливость ведет к бунтам, люди выражают свое недовольство сначала разговорами, потом массовыми выступлениями, так рождаются методы радикальной борьбы.

Люди видят, что их голоса не слышат, значит, по их мнению, надо переходить к действиям, и многие готовы пойти на самопожертвование ради этого. Тут же находятся лидеры, которые пользуются этими идейными людьми в своих интересах.

Кстати, главари террористов, как правило, живут неплохо, а те, кто себя подрывает, обычно бедные люди, которых «зомбировали» и внушили им, что это священная борьба.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

25.03.2016 09:22

Патриарх поднял очень сложный вопрос на таком высоком уровне, потому что сегодня мы не можем четко сказать всему миру, что такое терроризм. Нисколько не оправдываю, но для многих стран, народов, групп людей в их внутренней интерпретации терроризм - это освободительное движение. Ведь ни одна идеология не базируется на провозглашении человеконенавистничества. Даже идеология ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация), которая нам представляется человеконенавистнической, внутри своей организации пропагандирует принципы равенства, братства - и борьбы всеми методами за свои идеалы.

На богословском уровне подводятся идеи для обоснования этой неприемлемой для цивилизованного мира общей террористической идеи - фактически геноцида против религиозных групп на Ближнем Востоке. С этой точкой зрения сталкиваются утверждения, что все религии - это религии мира, и они призывают людей к дружелюбию, мирному сосуществованию. И тут же в этих же идеологиях произрастают идеологические корни террористической деятельности. Думаю, именно это и имел в виду патриарх, когда говорил, что на богословском уровне надо принять какие-то общие ценности с целью предотвращения терроризма.

Многие террористы на Ближнем Востоке возмущены тем, что США могут бомбить, кого хотят - это тот же терроризм на государственном уровне. И если они бомбят мирных жителей, госпитали, школы, то говорят всего лишь об ошибке. Но, по мнению пострадавших, как раз американцы и есть террористы, поэтому с ними начинают бороться их же методами. Сложно противостоять этому аргументу даже с позиции ООН, потому что при любой попытке осудить их преступления США накладывают вето в Совете безопасности ООН на решение.

Идеологи - ярые экстремисты - очень активно используют эти ошибки и перекосы нашего современного мира, о чем патриарх и сказал. Так что я могу всецело поддержать такой призыв. Но как эксперт еще добавлю, что работа эта крайне сложная, ее невозможно выполнить даже за год. Дай Бог, если она закончится через 10-15 лет, когда, наконец, все придут к единому мнению в отношении терроризма. Потому что сейчас двойные стандарты налицо: мы все осуждаем теракты отдельных групп, но почему-то всем миром не можем осудить государственный терроризм «избранных».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...