Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Администрация губернатора Пермского края

Скупой платит дважды: парламентарии о реформировании системы госзакупок

24.06.2016 11:55


Академики РАН призывают пересмотреть систему госзакупок в России. Формальным поводом для этого стала недавняя трагедия в Карелии, но в РАН утверждают, что проблема системная и заключена в принципе "чем дешевле, тем лучше", которым сейчас руководствуются при госзакупках. По мнению экономистов, именно качество производимой в России продукции становится сейчас барьером для дальнейшего импортозамещения, экспортной экспансии и экономического роста.

Та экономия, которой добивается государство при проведении закупок, иллюзорна. Скупой платит дважды. В итоге происходят различные аварии, например, при эксплуатации коммунальной инфраструктуры, и даже трагедии, приводящие к человеческим жертвам, пишет "НГ".

Эксперты РАН предложили вернуть ГОСТ, сделав его обязательным и ограничить "всеобщую тендаризацию" при закупках и выборе подрядчиков госкорпорациями, госкомпаниями и ведомствами. Это позволит повысить надежность и качество поставщиков и исполнителей работ, а также экономическую самостоятельность и реальную ответственность заказчиков.

Представители отрасли всеми силами пытаются переложить ответственность за провалы с системы госзакупок на самих поставщиков товаров и услуг. При этом они не поясняют, как так получается, что в тендерах участвуют недобросовестные участники рынка.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал утверждает, что закон о госзакупках и не должен контролировать качество услуг: "Главная роль системы госзакупок – установление равных условий для всех участников торгов. Контролем качества занимаются контролирующие органы".

Некоторые эксперты склонны видеть проблемы госзакупок в коррупции. "Существует множество уловок в тендерах, когда заказчику необходимо, чтобы победил конкретный, его знакомый подрядчик, и эта победа организуется. Бывает, что в тендере участвуют несколько фирм, а все они, по сути, являются одной и той же компанией", – перечисляет директор по развитию бизнеса QBF Маргарита Горшенева.

В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призывает не рубить с плеча. Как он ранее заявил "Интерфаксу", из-за происшествия в Карелии закон о госзакупках пересматривать пока не будут. Он особо отметил, что если из списка критериев убрать минимальную цену, тогда даже самые простые вещи будут закупаться за бешеные деньги.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Согласны ли Вы с тем, что систему госзакупок нужно реформировать? Кто виноват в провалах системы: несовершенство системы госзакупок (принцип "чем дешевле, тем лучше")? Контролирующие органы? Коррупция? Недобросовестные поставщики услуг?

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

24.06.2016 11:57

Честно говоря, у нас нужно менять всю систему закупок, в том числе и действующий сегодня федеральный закон о госзакупках. А во всех проблемах, которые с ней связаны, виноват малообразованный, некомпетентный состав чиновников, которые принимали участие в разработке этого закона. Самое главное, что вот это желание все построить по схеме, загнать в какие-то определенные рамки, приводит прежде всего к тому, что казнокрадам эта система очень удобна. Они формально ни за что не отвечают, поскольку в этой системе "всегда виноват тендер". А тендеры они действительно научились проводить так, что выигрывают те, кого они хотят видеть их победителями. При этом ответственность и боязнь чиновников за результаты того или иного тендера в принципе отсутствуют.

Поэтому надо отказываться от тендеров, от непонятных регламентов, которые ничего не дают, и вводить персональную ответственность чиновников за решения, принимаемые в сфере госзакупок. Если решение правильное, если оно приносит стране положительные результаты, чиновник получает от государства медаль. А если решение неправильное, то конкретный, ответственный за него чиновник, должен садиться в тюрьму.

Поскольку такой персональной ответственности у нас до сих пор нет, то ситуация с госзакупками становится все хуже и хуже. Те самые некомпетентные чиновники, которые в свое время были допущены к разработке закона о госзакупках, декларируя задачу борьбы с коррупцией, на самом деле породили еще большую коррупцию. С ней совершенно невозможно бороться без введения персональной ответственности лиц, принимающих конкретные решения по госзакупкам.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

24.06.2016 11:57

Проблема госзакупок – далеко не новая проблема. К сожалению, эта тема имеет негативную окраску уже многие и многие годы.

Помню, когда обсуждался проект 94-го федерального закона о госзакупках, очень многие в Совете Федерации выступали за то, что в таком виде его принимать нельзя. Тем не менее, закон был принят, и появилась контрактная система, которая сейчас действует и при которой возникла масса пока еще нерешенных проблем. Одна из главных – это электронные торги, где часто и главенствует принцип: у кого услуги дешевле, тот и побеждает. Видимо, по такому же принципу проходил и конкурс, который выиграли организаторы детского лагеря в Карелии, где недавно погибли 13 детей. Разве можно использовать такой примитивный подход к проектам, от уровня эффективности которых зависит жизнь и здоровье людей?!

Не знаю, как сегодня, но сравнительно недавно система электронных торгов в области госзакупок очень сильно у нас пропагандировалась. Я же считаю, что заключать контракты на основании таких торгов – это фактически то же самое, что покупать кота в мешке. Во всяком случае, нельзя использовать механизм электронных торгов в отношении всего подряд – и науки, и социальных программ, и, условно говоря, производства каких-нибудь ботинок. Это совершенно разные вещи.

Кстати, по поводу науки могу сказать следующее. Я пока в деталях не знаком с предложениями академиков РАН. Но в принципе я не вижу целесообразности в какой-либо стандартизации госзакупок, рассчитанных на обеспечение научной деятельности. Эту деятельность нельзя подгонять под какие-то жесткие, формальные стандарты. Одно дело – покупать партию тех же ботинок. И совсем другое – разобраться, какие приборы, технику, материалы нужно поставить для тех или иных научных исследований. Поэтому в отношении таких исследований я бы ушел от формальных торгов и разрешил бы ученым самостоятельно определять, что, у кого и по какой стоимости приобретать для реализации своей научной деятельности. Думаю, они способны сами разобраться во всех этих вопросах.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

24.06.2016 11:57

Ключевая проблема в системе госзакупок заключается в том, что они непрозрачны и осуществляются в режиме отсутствия конкурентности. Если говорить о крупных госзакупках, то большинство из них представлены в виде единственного поставщика, который практически без конкурса подписывает контракт на выполнение той или иной работы. Это основная проблема с госзакупкми, и ее надо решать, если мы хотим, чтобы цена была оптимальной с точки зрения экономии средств федерального бюджета.

Предложения, звучащие со стороны экспертного сообщества, конечно же, важны: их надо рассматривать, изучать. Тем более что те предложения, которые наработаны в Академии наук, - они не появляются случайно. Другое дело, что академики ведут речь о полной перестройке подхода к госзакупкам, имея в виду, что все надо стандартизировать, переводить в ГОСТы. Но я пока не знаю, насколько это возможно.

В любом случае, как мне кажется, нужно исходить из основной причины проблемы с госзакупками, а она состоит в следующем. Чиновники, которые организуют процесс госзакупок, не стремятся к тому, чтобы они были максимально открытыми для компаний, заинтересованных в участии в конкурсах. Поэтому подобную ситуацию нужно менять, добиваясь, чтобы была конкурентность, чтобы компании и организации, которые могли бы выполнить соответствующие работы, все были допущены к конкурсам. Вот на чем, как мне кажется, нужно сосредоточить свою деятельность тем реформаторам, которые что-то хотят в системе гозакупок изменить.

Оксана Дмитриева

Член Комитета ГД по бюджету и налогам (Партия Роста) Министр труда и соцразвития РФ 1998г.

24.06.2016 11:57

Академики абсолютно правы. Система тендеров, где единственным критерием является цена, для госзакупок совершенно неприемлема. Особенно это касается социальных товаров и услуг, для которых главным критерием должно быть качество. Допустим, для детских лагерей, для детского питания, научной продукции, военной техники все эти тендеры никак не подходят.

Поэтому в целом ряде случаев от тендеров нужно отказываться. Иногда нужно просто иметь долгосрочные контракты, специализированные по ценам и срокам. А иногда, когда речь идет о продукции массового спроса и небольшими партиями, должна утверждаться какая-то одна цена, чтобы все смогли закупать данную продукцию не выше этой цены.

Нынешняя система госзакупок изначально была основана на совершенно порочной концепции – что 94-го федерального закона, что федеральной контрактной системы. В голове у разработчиков была какая-то умозрительная схема, и она была всем навязана. В результате эта система стала одним из главных тормозов экономического развития. И сейчас предприятия больше всего претензий предъявляют даже не к налогам и кредитам, а именно к системе госзаказов.

Эта система порождает огромную коррупцию, огромное количество посредников. У нас есть немало фирм типа "рога и копыта", главное качество которых – умение побеждать на тендерах. Они перехватывают контракты и заказы у добросовестных, эффективных исполнителей. Кроме того, весь процесс дестабилизируется по срокам. Как правило, многие тендеры проходят где-то во второй половине года, и к исполнению заказа исполнитель приступает в лучшем случае в третьем квартале.

Те же академики РАН все это испытали на себе при проведении тендеров на научные исследования. Ученые могут добиваться каких угодно достижений, но никто им не гарантирует, что в следующий раз конкурс по соответствующей тематике не выиграют какие-нибудь очередные "рога и копыта".

Борис Кашин

депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов

24.06.2016 11:57

То, что действующая система госзакупок вызывает массу нареканий, – это даже не обсуждается. Но надо вспомнить, что вводили ее для того, чтобы бороться с коррупцией. Поэтому отменять эту систему в прямом виде тоже было бы нерационально. Это породило бы аналог 90-х годов. Другое дело, что в таких сферах как организация детского отдыха, по другим социальным направлениям, нужно вводить ГОСТы – с этим я полностью согласен. В любом случае, реформу госзакупок нужно проводить аккуратно, не дискредитируя саму идею этой реформы.

Действительно, сегодня при госзакупках зачастую побеждает тот, кто дает меньшую цену и потом передает субподряд другим, более мощным организациям. Конечно, это связано с коррупцией, а потому нетерпимо. И мне кажется, до тех пор, пока обстановка с нетерпимостью к коррупции будет у нас на таком низком уровне, как бы мы закон о госзакупках ни переписывали, его все рано будут обходить.

Все руководящие кадры у нас требуют серьезной чистки и замены, скажем так, на менее коррумпированные. А вот как это сделать – большой вопрос. К сожалению, у нас даже одиозные личности продолжают находиться на своих руководящих позициях, несмотря ни на какие нарекания. Первый тому пример – это, конечно, Чубайс. Да и в том же спорте, где появилась сейчас масса проблем, критикуют всех кого угодно, кроме министра спорта.

Поэтому для решения проблем с госзакупками, для того, чтобы эта система заработала нормально и открыто, главное – требовательность к кадрам.

Антон Ищенко

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция ЛДПР

24.06.2016 11:57

Система госзакупок однозначно нуждается в реформировании. Стоит отметить, что изначально в ее основе лежала абсолютно здравая мысль создать прозрачный механизм отбора поставщиков, которые обладают необходимой квалификацией и компетенцией и могут предложить наиболее выгодные коммерческие условия. Но так получается, что наш чиновник всегда находит лазейки и использует пробелы в законодательстве, чтобы ограничить круг тех, кто допускается к конкурсной документации и к самим тендерам.

Счетная палата сегодня справедливо констатирует, что для проведения торгов госкомпаниями и госкорпорациями используются десятки электронных площадок. И в таком количестве площадок разобраться просто невозможно. Есть даже такие вопиющие факты, когда под отдельную закупку создается специальная электронная площадка. После проведения конкурсной процедуры она закрывается, банкротится, и мы ее больше никогда не видим. Получается, что там, где явно можно было найти признаки коррупции, предъявить претензии практически не к кому.

Наверное, уже года полтора в Госдуме лежит законопроект фракции ЛДПР, предусматривающий ужесточение ответственности за хищение госсредств, в том числе при конкурсных закупках, при использовании фирм-однодневок. Так вот, наш законопроект был уже почти вынесен на обсуждение, но в один прекрасный день "Единая Россия" просто взяла и сняла его с рассмотрения – без объяснения каких-либо причин. Видимо, просто нет желания наводить порядок в этой области.

По итогам 2015 года та же Счетная палата предоставила цифры о нарушениях в сфере госзакупок на 514 млрд рублей. А в бюджет вернулись какие смешные 10 млрд рублей!

Если так и дальше будет происходить, то все заверения чиновников, что кризис никак не сказывается на благополучии граждан, останутся пустыми словами. За неэффективность государственного механизма, за все его изъяны, в конечном итоге расплачивается население. А сегодня мы видим, что за это приходится расплачиваться даже жизнями, о чем свидетельствует чудовищная трагедия в детском лагере в Карелии.

Поэтому государство должно более уверенно вмешиваться в систему госзакупок, наводить там порядок, раз в условиях рынка и в условиях кризиса эта система способна подрывать основные его социальные обязательства и гарантии.

Андрей Чернышев

Депутат Законодательного собрания Иркутской области

24.06.2016 11:57

Система государственных закупок с нуля выстраивалась в России два десятка лет. Махать шашкой и призывать, фактически, перечеркнуть все, что было создано – это крайность. В то же время очевидно, что эта система нуждается в улучшении.

Механически гнаться за дешевизной при госзакупках, на мой взгляд, не следует. Важнейшее значение имеют деловая репутация поставщика, а также его реальные возможности по обеспечению выполнения контракта. Фирмам-однодневкам, не имеющим необходимых ресурсов, не место на этом рынке.

Что касается проверяющих и контролирующих органов, то полномочий у них сегодня достаточно, есть проблема с применением. Но работать на данном направлении надо аккуратно. Усиление административного пресса может негативно сказаться на среднем и малом бизнесе, который и так переживает не лучшие времена.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Уже многие годы Минтруд занимается одним: придумыванием обоснования нищенских зарплат, нищенских социальных пособий и пенсий. Используются для этого разные хитрые приемы, схемы. Мы хорошо помним, что раньше они все старались компилировать нам потребительскую корзину, где оказывались взятые с потолка набор и количество продуктов, товаров и услуг. Мы не раз предлагали взять эту корзину чиновникам или депутатам, которые за нее голосовали и говорили, что это нормально, и попробовать на нее прожить..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."