Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Справедливость - последний оплот традиционных ценностей России: парламентарии об идеологии общества потребления

06.09.2016 17:40


Слова Владимира Путина о справедливости как отличительной черте русского человека говорят о том, что президент выступает за традиционные ценности наших людей, заявил «Лайфу» писатель Платон Беседин.

5 сентября на сайте Кремля опубликована расшифровка интервью, которое Владимир Путин дал агентству Bloomberg. Отвечая на вопрос о том, как понять Россию, президент назвал одну из доминирующих черт в менталитете русского человека — стремление к справедливости. Кроме того, глава государства охарактеризовал русских как людей открытых и немного наивных.

«Есть американская мечта, есть русская. И Горбачёв, и Ельцин прививали нам американскую мечту, это сугубо материальный фактор, обогащение. Русская мечта — то самое стремление к справедливости. Есть такое хорошее слово — соборность. Оно не архаичное. Нужно ещё говорить о более широком понятии, которое использовал президент, это — правда. В нём заложены и справедливость и истина», — сказал Платон Беседин.

Действительно, в конце 1980-х-1990-х гг., на волне критики советской системы, многие с радостью обрушивались не только на ее характерные черты, но и на гораздо более глубокие аксиомы нравственности. «Успех» понимался исключительно как обогащение, а «успешный» стало одной из основных положительных характеристик. Как пример успеха приводились даже истории валютных проституток – а точка зрения, их осуждавшая, объявлялась «ханжеством» и уделом «лузеров».

Сегодня идеология «общества потребления» выходит из моды даже на Западе, где все больше так называемых «дауншифтеров» - людей, отказавшихся от участия в гонке за богатством и карьерой ради внутреннего покоя. В России же, особенно в последние годы, идеология «общества потребления» и вовсе перестала увлекать сердца, удержавшись только среди части так называемой «либеральной интеллигенции» - но даже и в этой среде популярнее другие лозунги, вроде «прав человека».

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Согласны ли Вы с утверждением Беседина, что Горбачев и Ельцин были рупорами американской идеологии? Насколько идеология общества потребления укоренилась среди россиян? Нужна ли она нам? Если нет, возможно ли от нее избавиться и как?

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

06.09.2016 18:03

Навряд ли, на мой взгляд, Ельцина и Горбачева можно причислить к сторонникам Америки и уж тем более к тем, кто проповедует американскую идеологию. Скорее они пытались, как Петр I, прорубить для России окно в Европу.

А вот с тем, что справедливость является принципиальнейшей частью нашей жизни, нашей ментальности, я согласен. О важности принципа «справедливость» я, кстати, часто вынужден напоминать политикам разного уровня: если они поступают несправедливо по отношению к людям, это может вызвать серьезные последствия в регионе, в стране. Власть всегда должна помнить, что социальная справедливость является приоритетным направлением при принятии решений относительно народа. Люди, между прочим, очень остро реагируют на социальную несправедливость – я здесь их понимаю и полностью поддерживаю.

Усугубляющееся в последние годы социальное расслоение – очень серьезная проблема, над которой надо работать. Неравенство у нас существует не только между людьми, но и между регионами, между столичными городами и провинцией.

На тему идеологии общества потребления я много читал, думал и пришел к выводу, что поскольку суть рыночных отношений – это, в том числе, удовлетворение потребностей человека, так как у него есть доход, который он расходует по своему усмотрению, запуская тем самым экономические отношения, то целиком нам от этого отказываться нельзя, потому что мы живем в условиях рынка. Одновременно нам надо приспосабливать экономику к потребностям нашего народа, а не слепо копировать американскую или европейскую модель. Задача наших бизнесменов, предпринимателей – строить современную, но российскую экономику с упором на социальную справедливость. Одним словом, как говорил Лившиц: «Делиться надо».

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Член Совета Федерации от исполнительной власти Брянской обл.(2015-2020) Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000).

06.09.2016 18:03

Абсолютно не согласен. Уважаемый писатель Беседин совершенно не знает Америку. В Америке американская мечта – не заработать миллион, кучу денег (это просто показатель успеха), главное для американцев – личные достижения (на этом построена и учеба, и работа).

Что касается общества потребления, оно стало зарождаться после Второй мировой войны в Америке и в Европе как показатель избыточных возможностей человека в питании, в услугах и т.д. Общество потребления – это продукт земной цивилизации. К сожалению, Россия, как это свойственно неофитам, в начале 90-х стала, так сказать, галопом осваивать ценности общества потребления, которые искоренить очень трудно.

А справедливость – это особая категория. Она у нас не на уровне сознания, а на уровне веры, то есть понятие «справедливость» - это элемент нашей православной культуры. Справедливость, действительно, - это последний оплот наших традиционных ценностей, потому что общество потребления все хорошее, доброе медленно из нас выжимает.

Но ни с какой идеологией бороться нельзя – ей можно только что-то противопоставлять. Идеология традиционной семьи, традиционного общества уже не соответствует стилю жизни подавляющего большинства россиян. У нас практически не осталось поколенных семей, когда все живут вместе, занимаются чем-то одним. В условиях, когда 18-летние дети уходят из дома родителей, старые семейные скрепы не могут держаться, они разрушаются. Потому и традиционные ценности трансформируются в личные достижения, личный успех, деньги.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

06.09.2016 18:03

Я согласен с этим утверждением отчасти.

Не думаю, что Горбачев прививал нам американскую мечту. Горбачев постоянно метался и не очень знал, что он нам хочет привить. А вот Ельцин и его команда совершенно определенно пытались привить России ту самую американскую мечту. Практически все СМИ старались внушить каждому гражданину России, что он будет «вот таким миллионером», хотя во всем мире «вот таких миллионеров» всего несколько процентов.

Мне кажется, здесь более важен другой вопрос. Я солидарен с президентом России, который сказал, что отличительная особенность русского человека (а я бы добавил – и нашей национальной культуры, и нашей национальной ментальности) – это стремление к справедливости. Откройте великую русскую литературу и там вы везде найдете две главные ценности: свободу и справедливость.

Попытка сломать эту черту национального характера в 90-е годы, к сожалению, удалась. В районе 2008 года было проведено европейское социальное исследование, показавшее: на смену психологии общинной, коллективистической, соборной во многом пришла психология конкурентного индивидуализма, когда человек получает удовольствие не просто от собственного успеха, но и от поражения другого человека. Это глубочайший разрыв с национальной традицией, которая существовала у нас и при царях, и при генеральных секретарях.

Теперь, как мне кажется, за заявлением Владимира Владимировича должны последовать реальные действия. В стране сейчас очень высокий уровень социальной несправедливости. Мы рекордсмены «Большой двадцатки» по количеству национального богатства (71%) в руках 1% населения. Поэтому, если мы хотим возвращаться к нашим традиционным ценностям, необходимо отказываться от идеологической ориентации многих наших СМИ, и прежде всего развлекательных каналов, и уменьшать уровень социального неравенства в стране. Для этого требуются прогрессивный подоходный налог и принципиально иное распределение доходов от природных богатств. Мы единственная страна «двадцатки», где действует плоская шкала налогообложения и где наиболее вольготно чувствуют себя те, кто получает доходы от природных богатств.

Поэтому я поддерживаю заявление президента в части наших национальных традиционных ценностей. Но чтобы их возродить, нужно менять и экономическую, и информационную политику.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

06.09.2016 18:03

Мнение Беседина я разделяю только частично. Согласен, что идеология общества потребления чужда русскому человеку. Но я не могу согласиться с тем, что эту идеологию, равно как и американскую мечту, нам прививали Горбачев и Ельцин. Горбачев просто был американским агентом, а Ельцин – своего рода «терпилой»: решений он не принимал – они принимались в Вашингтоне. Таким образом, чуждую России идеологию нам прививали те, кто захватил нашу страну, т.е. интервенты и оккупанты. С помощью таких «прививок» они проводили политику ликвидации русского населения, как до них это делал Гитлер, но другими методами.

Как российскому обществу избавиться от идеологии потребления? Да очень просто: граждане России должны добиться того, чтобы жить по своим законам и в соответствии со своей идентичностью. Когда у нас автоматически будет восстановлена дедовская, прадедовская основа русской государственности, вся эта американская мечта убежит. Надо снять оккупацию, т.е. вернуть суверенитет страны.

Поэтому наполовину Беседин прав. Просто он приписал власть Горбачеву и Ельцину, хотя ни у того, ни у другого власти не было. Горбачев был проводником американской власти, а Ельцин по сути терпел на территории страны внешнее управление, не обращая на него никакого внимания. Но даже если бы и обращал, ситуации бы это не поменяло: Конституция закрепила внешнее управление страной. Соответственно, исключение внешнего управления и позволит нам жить по своему закону, своему уставу. А в этот наш устав входит в том числе и справедливость – все просто.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

06.09.2016 18:03

Мне кажется, автор этих высказываний предлагает довольно упрощенную, примитивную концепцию, а примитивный подход, как мы знаем, обычно не позволяет делать правильные выводы. Во всяком случае, я бы под его тезисами не подписался.

Да, еще 30 лет назад у нашего общества были совсем другие идеалы, продиктованные отчасти государственной собственностью и официальной идеологией построения коммунизма. Потом экономическая формация была преобразована, в нашу жизнь пришла частная собственность. Не будем говорить, хорошо это или плохо – просто когда есть рынок и частная собственность, существуют уже другие приоритеты. Ведь что такое по большому счету американская мечта? Это значит не сидеть и мечтать, а своим упорным личным трудом зарабатывать себе лучший достаток.

Я бы не сказал, что Горбачев или Ельцин были «рупорами» американской мечты. Просто время было уже другое. Тогда в нашу жизнь вошла идея усердно трудиться ради получения каких-то дополнительных материальных благ. Дело в том, что эта идея давно движет цивилизацией, а потому и для нас было неизбежным превратиться в рыночное общество с рыночной экономикой. А сейчас ценности социальной справедливости опять к нам возвращаются.

Не спорю, что последние 20 лет у нас был серьезный уклон в сторону потребления. Но сейчас мы пытаемся найти баланс между материальными ценностями и духовными. С одной стороны появилось понимание, что надо строить производящую экономику, которая позволит России стать мощной экономической державой. Но при этом растет и запрос на социальную справедливость, на справедливое распределение общественных благ, увеличение налоговой нагрузки на богатых. Будет социальная справедливость – будет и мир в обществе, в котором мы живем. Пока, к сожалению, у нас сохраняется огромный разрыв между богатыми и бедными. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы в обществе был какой-то разумный баланс интересов между богатыми и бедными.

А взгляд, предложенный писателем Бесединым, – это просто некий публицистический штамп. Суть же вопроса, который он пытается вынести на обсуждение, заключается в следующем. Наиболее успешно развиваются те страны и те нации, которые организовали свою экономику и производство, замотивировав граждан, настроенных на упорный и созидательный труд. При этом справедливость, которую они достигают в распределении общественных благ, помогает им сохранять стабильность и прогнозируемость своей политической, экономической и социальной жизни.

Алексей Диденко

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР

06.09.2016 18:03

Я целиком и полностью соглашусь с теми мыслями, которые высказали в данном случае и наш президент, и писатель Беседин.

Действительно, справедливость, как и правда, истина, лежит в основе нашей морали, культуры, права. Для любого русского человека эти ценности – не пустой звук. И в русской литературе, и в народном эпосе - сказках, былинах - главный акцент делался именно на эти ценности.

А идеология общества потребления, доминирование материальных ценностей над духовными, представление о том, что для достижения прибыли все средства хороши, – все это, конечно, появилось у нас в 90-е годы. Достаточно вспомнить усиленно внедрявшиеся в культурный мир наших детей американские мультики про Скруджа Макдака – этакого успешного персонажа, который купается в золоте и чья главная жизненная цель заключается в постоянном обогащении. Я хорошо помню этот образ в силу того, что в 1991 году я пошел во второй класс школы. И могу даже сказать, что в какой-то степени мое сознание стало площадкой борьбы традиционной нашей культуры с культурой новодельной – американской или прозападной.

Одним словом, представления о деньгах и материальных благах как о главном мериле и критерии успеха, действительно начали прививаться у нас с начала 90-х – через ту же чуждую нам западную мультипликацию, распространение «попсы» и т.д. Происходила настоящая подмена культурных и жизненных ценностей, смещение культурного кода и мировоззрения.

ЛДПР постоянно выходит с инициативами, направленными на защиту и популяризацию в обществе наших традиционных ценностей, в том числе на сохранение русского языка и русской культуры. Проблема в том, что парламентское большинство наши предложения упорно игнорирует. Между тем, на одном из заседаний Госсовета по культуре и искусству наши программные тезисы в этой области, представленные Владимиром Жириновским, получили концептуальную поддержку со стороны главы государства. Поэтому неудивительно, что сегодня позиция ЛДПР в данном вопросе сильно перекликается с позицией президента.

Борис Кашин

депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов

06.09.2016 18:03

Думаю, сейчас у нас такой переходный период, когда люди уже интуитивно понимают, что западная идеология им не подходит, но не видят выхода.

А что касается размышлений писателя о правде, то я хотел бы обратить внимание на объявленную компенсацию отложенной индексации пенсий. По заявлению правительства, предполагаемые в начале будущего года 5 тысяч каждому пенсионеру будут примерно соответствовать тому, что недоиндексировали в текущем году. Так вот, на самом деле недоиндексировали на 500 млрд рублей, а компенсация за счет единовременной выплаты составит 200 млрд. Это к вопросу о правде, который затрагивает Беседин.

Понятно, что власть чувствует запросы общества и старается им соответствовать. Но реальная внутренняя политика государства интересам большинства наших граждан абсолютно не соответствует. Поэтому я бы на месте Беседина никакой идеализацией не занимался.

Ну а с тем, что Горбачев и Ельцин были проводниками американской идеологии и политики, естественно, нельзя не согласиться. Фактически они были марионетками этой политики.

К сожалению, у нас обычно дают правильные оценки только предыдущим деятелям. А вот от объективных оценок нынешних деятелей воздерживаются, хотя критиковать их есть за что.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Уже многие годы Минтруд занимается одним: придумыванием обоснования нищенских зарплат, нищенских социальных пособий и пенсий. Используются для этого разные хитрые приемы, схемы. Мы хорошо помним, что раньше они все старались компилировать нам потребительскую корзину, где оказывались взятые с потолка набор и количество продуктов, товаров и услуг. Мы не раз предлагали взять эту корзину чиновникам или депутатам, которые за нее голосовали и говорили, что это нормально, и попробовать на нее прожить..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."