Александр Тарнавский: Рынок и частная собственность поменяли приоритеты нашего общества
06.09.2016 18:03
Александр ТарнавскийДа, еще 30 лет назад у нашего общества были совсем другие идеалы, продиктованные отчасти государственной собственностью и официальной идеологией построения коммунизма. Потом экономическая формация была преобразована, в нашу жизнь пришла частная собственность. Не будем говорить, хорошо это или плохо – просто когда есть рынок и частная собственность, существуют уже другие приоритеты. Ведь что такое по большому счету американская мечта? Это значит не сидеть и мечтать, а своим упорным личным трудом зарабатывать себе лучший достаток.
Я бы не сказал, что Горбачев или Ельцин были «рупорами» американской мечты. Просто время было уже другое. Тогда в нашу жизнь вошла идея усердно трудиться ради получения каких-то дополнительных материальных благ. Дело в том, что эта идея давно движет цивилизацией, а потому и для нас было неизбежным превратиться в рыночное общество с рыночной экономикой. А сейчас ценности социальной справедливости опять к нам возвращаются.
Не спорю, что последние 20 лет у нас был серьезный уклон в сторону потребления. Но сейчас мы пытаемся найти баланс между материальными ценностями и духовными. С одной стороны появилось понимание, что надо строить производящую экономику, которая позволит России стать мощной экономической державой. Но при этом растет и запрос на социальную справедливость, на справедливое распределение общественных благ, увеличение налоговой нагрузки на богатых. Будет социальная справедливость – будет и мир в обществе, в котором мы живем. Пока, к сожалению, у нас сохраняется огромный разрыв между богатыми и бедными. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы в обществе был какой-то разумный баланс интересов между богатыми и бедными.
А взгляд, предложенный писателем Бесединым, – это просто некий публицистический штамп. Суть же вопроса, который он пытается вынести на обсуждение, заключается в следующем. Наиболее успешно развиваются те страны и те нации, которые организовали свою экономику и производство, замотивировав граждан, настроенных на упорный и созидательный труд. При этом справедливость, которую они достигают в распределении общественных благ, помогает им сохранять стабильность и прогнозируемость своей политической, экономической и социальной жизни.