Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Все новое - это хорошо забытое старое: парламентарии о создании Министерства госбезопасности

20.09.2016 17:34


В России готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств, сообщает газета «Коммерсант». До президентских выборов 2018 года предполагается создать на основе ФСБ Министерство госбезопасности, включив в него ФСО и СВР, вернуть СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД. При этом МГБ может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа приведет к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.

Речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, утверждает газета. Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. Сегодняшняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента РФ, которой помимо охраны будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

К основным задачам органов госбезопасности, вне зависимости от их организации (единой или раздробленной), статуса и ведомственного подчинения, относилось и относится следующее:

1. Ведение разведки в иностранных государствах.
2. Противодействие работе иностранных спецслужб на территории страны.
3. Выявление и предотвращение подрывной антигосударственной деятельности (заговоров, подготовки мятежей, террористических актов, диверсий и саботажа в промышленности и т.п.)
4. Обеспечение высшего военно-политического руководства спецсвязью и проведение исследований в области защиты информации.
5. Обеспечение физической защиты первых лиц государства.

«Лента.ру» напоминает, что в СССР независимая система органов госбезопасности то возникала, то растворялась в более крупных ведомствах. Преобразование ВЧК в Главное политическое управление (ГПУ) в структуре НКВД продолжилось созданием самостоятельного ОГПУ при Совнаркоме (1923). В 1934-м его передали обратно в НКВД на правах Главного управления госбезопасности (ГУГБ), в феврале 1941-го опять выделили в виде НКГБ, потом вернули, чтобы не сбивать работу в первые месяцы войны, и вновь отпочковали уже в 1943-м (с 1946-го — в статусе министерства госбезопасности, МГБ). В таком виде, с незначительной пертурбацией 1953-1954 годов, приведшей в итоге к созданию КГБ при Совмине СССР, отечественная госбезопасность и существовала до развала Союза.

«Видя себя и страну в «угрожаемом периоде», российское руководство более заинтересовано в приведении госаппарата в единообразный порядок. Бюджетный кризис дополнительно подстегивает перекрытие серых форм окологосударственного бизнеса (и откровенной коррупции). В этих условиях новое МГБ с централизованным управлением более адекватно задачам Кремля, чем выводок конфликтующих спецслужб и правоохранительных ведомств», - пишет «Лента.ру».

Отметим, что устройство спецслужб резко отличается в Европе и в Америке. Американцам в принципе свойственна боязнь централизованных ведомств, которые могут сконцентрировать в одних руках слишком большую власть.

Корреспондент Regions.ru попросил парламентариев прокомментировать намеченную реорганизацию и ответить на вопрос о том, не опасно ли такое сосредоточение силовиков.

Александр Старовойтов

Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

20.09.2016 17:36

Как мы знаем, все новое – это хорошо забытое старое. Если говорить об основных подразделениях, которые предполагается включить в состав будущего Министерства госбезопасности - СВР, ФСО, контрразведку и т.д., - то по большому счету все это было в свое время и в составе советского КГБ. Первый главк там всегда был представлен разведкой, второй – контрразведкой, а то, что сейчас называется Федеральной службой охраны, относилось к девятому главку.

И я отчетливо понимаю, что такая мощная структура как КГБ СССР работала очень эффективно, очень четко. Поэтому я не вижу абсолютно ничего плохого или опасного в том, если мы берем сегодня из советского прошлого то, что действительно работало эффективно. Старый опыт всегда надо использовать, если он был положительным.

Только вот хотелось бы, чтобы подобные реорганизации коснулись у нас не только силовиков, но и других сфер жизни. Скажем, в образовании, здравоохранении тоже было бы неплохо возвращаться к принципам Советского Союза, когда привлекательность профессий учителя и врача определялась еще и достойным уровнем заработных плат. Государство должно приложить сегодня максимум усилий, чтобы вновь сделать эти важные профессии популярными и хорошо оплачиваемыми. Средства на это ни в коем случае нельзя экономить, потому что речь все-таки идет о «мозгах» нашей нации и о ее здоровье.

Поэтому, помимо укрепления правоохранительного блока, что я считаю совершенно обоснованной, правильной задачей, нужно не забывать и об остальных областях нашей жизнедеятельности.

Олег Куликов

Депутат Госдумы 4-го, 5-го и 6-го созывов, КПРФ

20.09.2016 17:36

Я считаю, что это будет очень целесообразное мероприятие. Работая в обособленных структурах, силовики часто конкурируют друг с другом, и это идет во вред делу.

Стоит также отметить, что после разрушения Советского Союза одна из основных задач американцев заключалась в разрушении единой системы государственной безопасности в нашей стране. В результате появились такие самостоятельные структуры как ФСБ, ФАПСИ, СВР и т.д. Конечно же, это существенно осложняло координацию в деятельности силовиков.

И вот сейчас, наконец-то, приходят к правильному решению, соответствующему той модели, которая была наиболее эффективна в советское время. А какой-либо опасности в появлении такой мощной структуры как Министерство госбезопасности я не вижу. Наоборот, будут обеспечены долгожданная координация деятельности, выявление лучших сотрудников, обмен между сотрудниками наработанным опытом. Улучшится и оперативная, агентурная работа, которая у нас сегодня тоже оказалась разорванной. И предполагаю, что мы уже больше не услышим ни о каких предателях в системе разведки, появление которых в советское время было практически исключено.

Одним словом, все пойдет на пользу делу. Не зря же КГБ СССР справедливо называли самой сильной спецслужбой в мире.

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

20.09.2016 17:36

Я думаю, ничего опасного в создании у нас Министерства госбезопасности не будет. В Советском Союзе КГБ работал очень успешно, был эффективной организацией. Поэтому возрождение такой структуры будет делом вполне нормальным. Я бы параллельно еще и Госплан возродил, что тоже было бы для нас неплохо. В экономиках всего мира уже давно все планируют, только у нас остается какая-то не совсем понятная система.

В целом же я считаю, что проблема заключается не столько в структуре, сколько в ответственности каждого конкретного силовика. Если они будут чувствовать ответственность за свои действия, то все будет работать, а если они будут безответственны, то и сама структура ничего не даст. Надо просто спрашивать с людей за результаты их работы, и тогда мы получим ожидаемый эффект – независимо от того, какая будет структура.

И это относится не только к силовикам, но и ко всем нашим государственным органам. Если каждый будет там персонально отвечать за свои результаты, тогда уже будет не столь важным, как эти госструктуры организованы.

Борис Резник

Член президиума Национального антикоррупционного комитета РФ, секретарь Союза журналистов России, депутат Госдумы 3-го, 4-го, 5-го и 6-го созывов

20.09.2016 17:36

Сразу хочу сказать, что я не очень хорошо отношусь к планам по такой реорганизации. Мы в последнее время и так постоянно «шьем да порем»: то объединяем какие-то структуры, то разъединяем, то опять объединяем.

Считаю, что всякое подобное реформирование – оно, как правило, формально по своей сути. Вместо того чтобы требовать от людей настоящей работы, укреплять профессионализм сотрудников, мы занимаемся бесполезными структурными преобразованиями. Вот и в случае с ФСБ, на мой взгляд, предлагается сугубо формальное реформирование, которое вряд ли принесет качественные изменения в работе.

И естественно, подобная реорганизация обещает стать делом очень затратным. Реформа любого госучреждения ведет за собой такие вещи, как смена в огромном количестве вывесок, печатей, бланков и т.д. Нужно также учитывать, что любая реформа в нашем Отечестве ведет не к сокращению штатов, а к их увеличению. И я уже не говорю о том, какие психологические проблемы получают все те, кто лишается должностей или кому приходится привыкать к новому начальству.

Так что, если и говорить о какой-то опасности, то я вижу ее именно в этом – в дополнительных расходах для госбюджета и в морально-психологических травмах для значительного количества людей.

Виктор Заварзин

Зампред комитета Госдумы по обороне, фракция "ЕР"

20.09.2016 17:36

Думаю, никакой опасности от планируемой реорганизации органов госбезопасности, как и других силовых структур, не будет и быть не должно, а скорее наоборот.

Одна из целей такой реорганизации – экономия бюджетных средств. У нас везде, в том числе и в силовом блоке, слишком раздули чиновничьи аппараты. Особенно это касается чиновников, работающих не «в поле», как говорится, а по кабинетам.

Вторая, еще более важная цель, заключается в оптимизации управления в силовых структурах, в повышении там внутреннего контроля. Ведь чего греха таить, у нас были случаи проявления коррупционных моментов в ряде этих структур.

Ну и наконец, очень важно повышать эффективность системы контроля за безопасностью страны, добиваться четкой координации действий всех соответствующих структурных подразделений, делать более оперативным сбор данных и т.д. Ведь обстановка в мире, который подвергается все большей террористической угрозе, сейчас сложная. Мы обязательно должны на нее реагировать, в том числе и путем совершенствования работы всех своих силовых структур.

Так что задачи, которые ставятся в связи с предполагаемой реорганизацией – они все правильные. Вот вскоре начнет работать новая Дума, и я считаю, рассмотрение этого вопроса станет одним из приоритетных в ее деятельности.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."