Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

У нас страна такая - если сам не сидел, то сидел кто-то из знакомых: парламентарии о «блатной» музыке

07.10.2016 11:41


Недавно в Новосибирске произошел случай, привлекший всеобщее внимание: учительница предложила семиклассникам выучить в рамках урока Михаила Круга "Владимирский централ".

Она спросила учеников: "Какую песню хотите разучить?" Кто-то (возможно, в шутку) предложил "Владимирский централ". Она распечатала текст на принтере и раздала школьникам. Когда родители увидели, что учат их дети, они были изрядно смущены.

«Факт остаётся фактом: шансон — самая популярная музыка в нашей стране, это объективно так. Это самые продаваемые кассеты в 90-х, самые скачиваемые треки до сих пор», - замечает по этому поводу «Лайф».

Действительно, «блатной» жанр в России чрезвычайно популярен: его слушают полицейские, военные, юристы, чиновники, шоферы – и вообще едва ли не все, за исключением разве что интеллигенции. Фестивали такой музыки проходят в престижных залах – вплоть до Кремлевского дворца, а исполнители получают почетные звания. По Первому каналу идет передача «Три аккорда», где «блатная» песня – основа репертуара. Эфир многих радиостанций также переполнен «блатняком».

Напомним, в 2015 году ФСИН пообещал бороться с «блатной романтикой». Правда, с той поры об этой борьбе как-то ничего не слышно.

Популярность «блатняк» набрал еще в советское время. Правда, в те годы его немыслимо было и вообразить звучащим по радио или телевидению, но неофициальная его популярность была очень высока. Записи раннего Высоцкого и раннего Розенбаума, Александра Новикова, Вилли Токарева, ансамбля «Братья Жемчужные» и многих других исполнителей расходились по всей стране – причем, в отличие от сегодняшней ситуации, интеллигентные круги были охвачены не меньше, а, пожалуй, больше остальных («Интеллигенция поет блатные песни», - писал чрезвычайно популярный тогда Евгений Евтушенко).

См. также:

«Блатняк» и «попса» должны быть не запретными, а стыдными: Мнения священнослужителей

Не нужно пускать гопников в культуру: Парламентарии о «блатной романтике»

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы относитесь к тому, что шансон и так называемая «блатная романтика» широко представлена в нашем радио- и телеэфире? Как Вы расцениваете поступок новосибирской учительницы? Следует ли популяризировать этот жанр? Что Вы думаете об инициативе ФСИН?

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

07.10.2016 11:48

Учительница поступила несерьезно, мягко говоря. То, что она сделала, никак не вяжется со статусом педагога, указывает на пробелы в ее воспитании и изъяны в педагогическом образовании. Для хорошего учителя чему учить, какие песни петь – это как Отче наш для верующих. Видимо, эта учительница ошиблась профессией.

А популярность «блатной» песни объяснима. Несмотря на проведенную реформу правоохранительных органов, отсутствие репрессий, сегодня в наших тюрьмах находится очень большое количество граждан. А совсем недавно, до всех этих преобразований, одна треть нашего населения содержалась в местах лишения свободы! Потому лексика, дух, тюремные и околотюремые принципы знакомы огромной массе наших людей, особенно представителям старшего поколения.

На тюремную тему сейчас много фильмов, передач - для меня никакой романтики в такой жизни нет. Думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что тюрьма, колония – это не место для нормального развития и жизни, потому ни «пробовать» такое существование, ни гордиться тем, что там был, не стоит.

Но и запрещать «блатной» жанр нельзя – его появление объяснимо (говорил об этом выше) и потому, в общем-то, логично. Однако радоваться этому явлению, считать его неотъемлемой частью современной жизни, я бы, конечно, не стал. Его надо просто принять как данность и только.

Валентина Петренко

Член Комитета СФ по социальной политике (Республика Хакасия). Председатель общероссийского движения «Матери России»

07.10.2016 11:48

Начну с того, что мне шансон нравится (меня можно за это корить, но он мне нравится). Не весь, конечно, шансон разный: тот, где нет тюремного жаргона, грубости, где не звучит бахвальство тюремной жизнью. Мне нравятся отдельные песни Розенбаума, Круга, Новикова, Шуфутинского.

Шансон – соль судьбы человека, а судьба не бывает написана розовыми красками. Однако пропагандировать его среди детей нельзя. Во-первых, тюремный мир, убийства, аресты, сроки – это все очень тяжело для детской психики, для детского восприятия. Ребенок не может все это переварить, осмыслить: раздумья на эту тему могут его увлечь ни в ту сторону – не стоит с этого начинать жизнь. Во-вторых, детям свойственно все преувеличивать, приукрашивать. Послушав ту или иную «блатную» песню, он может решить, что раз ее герой прошел через тюрьму и с ним, в общем-то, ничего не случилось, то и он так сможет, и в итоге он будет стремиться попасть в тот мир.

Кроме того, мне непонятен мотив той учительницы. Для чего она хотела, чтобы дети выучили «Владимирский централ»: показать им и такой жанр, объяснить, чем он отличается от других, ее саму что-то гложет, просто такая у нее была прихоть? Если бы была ясна ее цель, тогда эта история прояснилась бы. Пока же можно сказать, что, конечно, как педагог она оказалась не на высоте.

Вместе с тем не стоит забывать, что «блатная» лирика в нашей стране имеет глубокие корни. Хорошо известно, сколько у нас людей сидело в лагерях, тюрьмах, сколько заключенных сейчас. Было очень много, сейчас меньше, но все равно много. К запретам же я отношусь настороженно – запретное всегда привлекает.

С другой стороны, в нашей жизни не должно быть «блатного» языка, фени, мата. Как этого добиться? Путем серьезной реабилитации прошедших места не столь отдаленные. Вот об этом ФСИН стоит подумать. Да и общество не должно воспринимать «блатной» жаргон. При этом надо четко прописать, что есть «блатное», что есть «блатной» жаргон, и потихоньку воспитывать граждан, уводить их от такой лексики.

Александр Сидякин

руководитель администрации главы Башкирии, депутат Госдумы 2011-2018, член «ЕР»

07.10.2016 11:48

Ничего такого предосудительного я в этом решении учительницы не вижу. Ну и что с того, что ученики 7-го класса, люди уже вполне сознательные, выучат и споют песню из жизни заключенных?

Вы знаете, у нас полстраны построено заключенными. А в 50-х годах среди них было много и людей приличных, интеллигентов. И направление музыки, о котором здесь идет речь – это по сути часть современной культуры, часть нашей жизни. Да, у нас есть телеканал «Культура», у которого своя аудитория. Но есть люди, которым не интересны опера или балет. Они живут, скажем, в лесных городках вдоль БАМа, и на Прокофьева с «Петей и волком» им глубоко наплевать.

Я сам вырос в маленьком городке на севере Карелии. Это город, в котором было четыре колонии разного типа, и половина моих одноклассников потом работали там охранниками и надзирателями. Поэтому поклонники шансона и «блатной романтики» - это не обязательно только те, кто сам когда-то прошел через тюрьму или колонию. А сами исполнители шансона, те же Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский? Это же звезды нашей эстрады! Их песни реально способны тронуть за душу, всколыхнуть эмоции.

Может, и не стоит популяризировать, излишне «продвигать» этот жанр, устраивать ему широкую информационную поддержку с освещением на федеральных телеканалах. Но вот гнобить его точно не надо. Тем более что речь идет о направлении, поклонники которого исчисляются даже не сотнями тысяч, а миллионами людей. У нас страна такая: если ты сам не сидел, то наверняка сидел кто-то из твоих родных, знакомых или соседей.

Поэтому моя позиция следующая. Сам я шансон в машине не слушаю, но я очень толерантно к нему отношусь. Если шансон будет играть рядом со мной, я не стану рвать на себе рубашку и кричать: ну-ка быстро выключите! При этом я не буду относиться с пренебрежением и к людям, которые шансон слушают.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

07.10.2016 11:48

«Блатная» музыка, которую часто называют шансоном, была популярна в России всегда или почти всегда. В моей школе-интернате во втором классе я уже знал наизусть одну из версий «Мурки».

Но это вовсе не значит, что школа и телевидение должны популяризировать именно такую музыку. «Владимирский централ» дети, если захотят, выучат и сами. А вот то, что они выучат без помощи педагога настоящую, добрую, прекрасную песню, – совершенно не факт.

Поэтому действия учительницы из новосибирской школы я оцениваю прежде всего как дурновкусие. Я не вижу тут какого-то преступления – это именно проявление дурного вкуса. К сожалению, тот дурной вкус, который сплошь и рядом насаждается сейчас с телеэкранов, видимо, портит вкус не только детям, но и учителям. Эта проблема решается только просвещением и культурой – других вариантов здесь просто не существует.

С советских времен нам достались прекраснейшие песни для 7-го класса. Например, «Прекрасное далеко» или «Цепи якорей гремят в порту». Да мало ли у нас вообще замечательных песен? А разучивать с детьми «Владимирский централ» - это в самом лучшем случае впустую, бездарно тратить школьное время и время юности.

Я не думаю, что нам нужно принимать какие-то специальные нормативные акты в связи со случаями исполнения школьниками «владимирских централов», «мурок» и прочего блатного репертуара. Повторяю, речь идет о вопросе просвещения. Нужно внушать учителям, что они не просто работают, а исполняют миссию. Это миссия по развитию личности ребенка, а не по порче его вкусов.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

07.10.2016 11:48

С одной стороны, люди должны жить той жизнью, к которой они привыкли и в которой они воспитаны. А с другой стороны, важно прививать им то, что является разумным с точки зрения общепризнанных морально-нравственных ценностей.

Мне кажется, это обстоятельство вполне применимо и к данной ситуации. Да, шансон очень популярен среди многих наших сограждан, а многие радиостанции и телеканалы в свою очередь зарабатывают на этой популярности неплохие деньги. В этой ситуации бороться с шансоном было бы по меньшей мере бессмысленно. Но я считаю, что любое разумное государство всегда должно стараться проводить своего рода духовно-нравственную политику. У него достаточно возможностей, чтобы просвещать тех же учителей, просвещать российский народ в целом, предлагать определенную культурную альтернативу. Надо воспитывать людей, объяснять, что помимо «блатной романтики» есть масса других направлений в музыке и в культуре современного человека. А обычными запретами культурные и эстетические наклонности людей мы не поменяем.

Если говорить про конкретный случай с учительницей из Новосибирска, то я уверен, что далеко не все учителя позволили бы себе так поступить. Но и не каждый гражданин России откажется от шансона. Зато есть много людей, которых можно в эволюционном режиме заинтересовать чем-то другим. Нужно просто стремиться, чтобы у людей было как можно больше выбора, и они в конечном итоге сами разберутся, что им слушать, что смотреть и что читать.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."