Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Травля в школе и как с нею бороться: Мнения священнослужителей

13.10.2016 08:46


Психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, руководитель Фонда Развития Интернет Галина Солдатова рассказала «Ленте.ру» о проблеме насилия и травли в школах.

По ее словам, пострадать от травли может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным - чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей. При этом если в классе кого-то травят, например, по этническому признаку, значит, и в обществе в этом смысле что-то неладно.

Дети учатся быть безмолвными и равнодушными свидетелями насилия: «Вот, все это произошло, я не полез, и хорошо, что я это не сделал. А Вася полез, и ему тоже досталось». Потом из таких осторожных и равнодушных сторонних наблюдателей формируется общество. И многие родители это поддерживают: учат детей не лезть куда не надо, не ввязываться в непонятные ситуации и быть максимально осторожными.

Что агрессия в каком-то смысле становится нормой поведения современных школьников, говорят и следующие данные: «Каждый пятый ребенок — участник нашего опроса сказал, что он был жертвой травли, но обратите внимание: тех, кто считает себя агрессором, оказалось больше — каждый четвертый. Интересно, что дети не стесняются этого, ведь вопрос перед ними ставился прямой: «Ты сам кого-нибудь обижал, толкал, мучил, травил? Причем делал ли ты это неоднократно?» Каждый четвертый ответил «да». Могли бы и устыдиться, не признаваться, но нет», - рассказала Солдатова.

«Опыт показывает: наказания за травлю неэффективны и часто приводят к обратному результату. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции, хотя всегда проще авторитетно сказать, что так делать нельзя, и наказать негодника. А ведь бывает, что ребенок приходит даже к директору и говорит: «Я не могу так жить». И я знаю случаи, когда директор, не видя возможности решить эту проблему, ему отвечал: «Либо терпи, либо уходи из школы». Обидчики могут быть влиятельными, такими, с которыми сами учителя справиться не могут и боятся любым контрдействием усугубить ситуацию», - говорит она.

«Сталкивались ли вы или ваши дети с травлей в школах? Как с нею можно бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

13.10.2016 09:20

Выраженная агрессия может быть не только в школе, но и в других замкнутых коллективах. В учебном заведении ситуацию контролирует преподаватель, - от него зависит, будут ли травить ребенка. И травля должна быть реальной, потому что одно дело, когда пятиклассники потолкались и разошлись, а другое дело, когда шпыняют, бьют, публично обзывают, унижают, то есть жертва испытывает реальное телесное или психологическое насилие. Учитель вполне в состоянии это регулировать, как минимум до старшей школы.

Агрессия - следствие недоработки руководства. Авторитета учителя и его способности показательным образом пресечь травлю вполне хватает. Учитель не может заставить детский коллектив принять ребенка, который им не нравится, но во всяком случае, наказав виновников, может навсегда прекратить это дело. У него есть все административные рычаги.

Если конкретный родитель будет защищать своего виновного отпрыска, то сообщество всегда против таких проявлений, но если вынести вопрос на родительское собрание, можно много чего добиться. Поэтому проблему травли детей в школах надо решать на административном уровне.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

13.10.2016 09:19

Действительно, детской жестокости очень много. И здесь главное бороться не со следствием, а с причинами. Откуда в обществе эти тенденции? К сожалению, вектор развития нашего общества как раз и показывает нам источник агрессии – культ превосходства, благополучия, власти, денег. Человек могущественный, то есть имеющий деньги и власть, имеет право превосходить даже закон. Все это отражается и на детях.

В такой среде слабый человек становится жертвой, а мы знаем, что в нашем обществе жертва бесправна. И ведь сейчас закон смягчает даже статью за хулиганство. Неудивительно, что все доходит и до школы. Неслучайно в наши дни многие люди ищут альтернативу и вообще не хотят отдавать детей в школы, переходя на домашнее обучение или разыскивая частную школу.

Изменить ситуацию трудно, потому что дух времени такой. И пока у нас в обществе не будут процветать принципы добра, справедливости, нравственности, совести, которые должны воспарить над низменными страстями, ничего не изменится. Но где взять силы и кто будет это проповедовать? Тут не последнюю роль играет Церковь, но ее не пускают в школу.

Воспитать ребенка – самая трудная работа в жизни. И подвергать свое будущее насилию преступно, иначе пожнем страшные плоды.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

13.10.2016 09:12

Получается, у нас порочное общество. Дьявольская сила настраивает людей – деградировать легче, чем стремиться к чему-то хорошему.

Меня в школе тоже травили, когда мы переехали из одного населенного пункта в другой и я пошел в другое учебное заведение. Я был там как белая ворона. Но ничего, это способствует размышлению о жизни - хотя я три года ходил как на каторгу.

Как можно влиять на эту ситуацию? Только с Божьей помощью, - и начинать, конечно, нужно с себя и своей семьи. А у нас семья разрушена. Преемственность поколений давно потеряна.

Я заметил: как только отвлекусь на что-то (например, сяду смотреть телевизор вместо того, чтобы побыть вместе с детьми), у меня возникает такое чувство, что это время потеряно безвозвратно. А знаете, что теряешь? Часть жизни. Все сейчас сидят, уткнувшись в телевизоры, телефоны, смартфоны – а жизнь-то проходит мимо. Никому ни до кого нет дела. Никто не размышляет ни о Христе, ни о спасении, ни о смерти, ни о благородстве. Каждый думает, как бы комфортнее жить.

В нас давно зреет равнодушие: кого-то обижают, а мы проходим мимо. Но в следующий раз обидеть могут нас. Это все от безнравственности, бездуховности. В нас не воспитывают благородство, достоинство – об этом нигде не говорится. И это в первую очередь вина родителей.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

13.10.2016 09:10

Меня в школе дразнили «попенком». Это было в 80-х годах. Но тяжелого впечатления у меня не осталось. У меня есть знакомые дети, которых травили потому, что они из многодетных семей. Были нападки и по поводу их христианского поведения.

Мне кажется, это свидетельствует о двух вещах. Первое - отсутствие культуры. В обществе не воспитывается нормальное отношение к другим людям. Я плохо представляю себе, чтобы образованный культурный ребенок, в котором воспитывают уважение к другим, кого-то травил.

Дело, конечно, не только во влиянии родителей, но и в отсутствии общей культуры, примеров доброго отношения - например, по телевидению. У нас нет добрых подростковых фильмов. В западных герои делятся на «монстров» и «супергероев». А где нормальные добрые школьные отношения?

И второе – отсутствие должного контроля и наказания. Ребенок, который так себя ведет, знает: из школы его не выгонят. Почему учитель боится трогать такого ученика? Потому что скорее из школы выгонят учителя. Ребенок сможет мстить и ему, и директору, и его никто за это не накажет, к ответу не призовет.

И это проблема не одной школы. Это общая ситуация. Знал бы ребенок, что ему грозит наказание, так бы себя не вел. Так что это комплексная проблема, и решать ее нужно и воспитательными, и карательными мерами.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

13.10.2016 09:08

Да, со мной это случалось - давно, еще в советские времена.

Но во все времена школьник, чем-то отличающийся от всего остального коллектива, испытывается на прочность. Думаю, вряд ли это можно исправить какими-то административными мерами – дети всегда найдут возможность «ущипнуть» своего одноклассника, продемонстрировать свое отношение к нему таким образом, что отследить это на административном уровне будет невозможно. Нельзя принять какой-то закон или правила, которые позволят отличающемуся от других детей ребенку чувствовать себя комфортно. Это детская среда, и думаю, такое (или другое) соперничество заложено в ребенке. Иногда такая конкуренция бывает даже полезна, хотя и болезненна – это некий этап становления личности. Вырастая, мы, наверное, должны приобретать более толстую шкуру. Я помню, что это было очень непросто – но полезно.

Иногда родителям или преподавателям вовсе не следует вмешиваться в ситуацию, ибо их вмешательство окажется контрпродуктивным. Сами дети этого не хотят, так как предвидят еще большие издевки одноклассников.

Очень важно, чтобы у ребенка, который подвергается таким испытаниям, был некий положительный ресурс. Его, в первую очередь, обеспечивает семья. Если ребенок убежден: у него есть место, где его любят, хорошо к нему относятся, он перенесет трудности, и выйдет из ситуации закаленным.

В этом смысле религия – неоценимое благо. Религиозный ребенок знает, что можно молиться, причащаться; испытания укрепят его дух. По собственному опыту скажу: молитва в детстве очень помогала мне пережить испытания и преодолеть трудности.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

13.10.2016 08:58

Как бороться с травлей в школе? Главное - не молчать. Родители - большая сила, они могут изменить климат в школе. Мне кажется, в таких ситуациях нужно поднимать других неравнодушных родителей, и говорить: «Нам не все равно, в какой школе учатся наши дети».

Что касается агрессоров - не всякая жертва может им стать, но любой агрессор – всегда жертва в прошлом. Значит, у нас очень много насилия - в том числе в семье. Дети-агрессоры – результат насилия, перенесенных травм. Думаю, с их семьями тоже нужно работать, выяснять, почему дети в них растут как звереныши. В нормальной, благополучной семье этому нет места. А потом, к сожалению, это транслируется на последующие поколения.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

13.10.2016 08:57

Думаю, причина в том, что в наше время слишком резко стало ощущаться разделение между богатыми и бедными. Одна девочка меняет золотые украшения каждый день, а другая в одном платье весь год в школу ходит. Это порождает презрение, зависть, злобу и, в конце концов, агрессию.

Раньше нас учили тому, что добро всегда побеждает зло, труд облагораживает человека, патриотизм – нормальное здоровое чувство. Мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами и гордились этим. Нас воспитывали в рамках четкой идеологии, а сейчас этого нет.

Детей надо воспитывать в духе патриотизма. Только это поможет научить их защищать друг друга, своих близких, не обращая внимания на социальные или еще какие-то различия.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

13.10.2016 08:55

Это очень актуальная тема не только для нашего общества. Я учился за рубежом какое-то время, так что сталкивался с этой проблемой и в других странах. В любом месте, где есть молодежь, происходит нечто подобное. Не хочу сказать, что это естественно, но, начиная с детского сада и дальше - в школе, вузе, в армии, то есть в любых коллективах, где сконцентрирована молодежь, такое происходит. И все по одной причине: сложный возраст, когда идет самоутверждение, борьба за внимание, уважение, отношение. И это выливается в выяснение отношений, применение насилия, драки.

Думаю, совсем искоренить это невозможно, но мы должны быть на стороне молодежи, изучая их проблемы, помогать сглаживать углы, реагировать административным путем, просвещением. И работа должна вестись со стороны родителей, педагогов и надзорных органов. Мы должны максимально минимизировать конфликты, поскольку насилие и травля могут навсегда искорежить психику ребенка. И еще, как правило, агрессорами и жертвами становятся дети, которые предоставлены сами себе.

Вместо того, чтобы закрываться от проблем, как, к сожалению, делают некоторые педагоги, надо сформировать в коллективе группу из серьезных, воспитанных и уважаемых ребят, которые будут все держать под контролем, и к мнению которых все будут прислушиваться. Это гораздо полезнее, чем делать вид, что ничего не происходит в коллективе.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

13.10.2016 08:54

Если ребенок не может за себя постоять, он все время будет сталкиваться с насилием.

Главная наша проблема – отсутствие хорошего детского кино. Посмотрите, какие у нас снимают фильмы – сплошь насилие и кровь, какие мультфильмы - страшно глянуть! Наши дети предоставлены сами себе, а компьютерные игры, за которыми они просиживают дни напролет, добру не учат. А потом у нас случаются трагедии и интернет пестрит информацией вроде: «школьник убил школьника».

Начинать менять ситуацию нужно с семьи. Именно там ребенку должны рассказать о том, что хорошо, а что плохо. Государство должно запретить пропаганду насилия – хотя бы на федеральных каналах. В школе нужно заниматься с детьми во внеурочное время.

Раньше были комсомольские, пионерские организации, а сейчас только говорят об их возрождении, но воз и ныне там. Мы начинаем бить тревогу только тогда, когда что-то случается.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

13.10.2016 08:52

В годы своей молодости я сталкивался с этим, но воспринимал как нормальные попытки «разборок» между учениками. В моей школе это было несерьезно, как и в школах, где учились мои дети. Бывало, что школьники повздорят и даже подерутся, но без серьезного криминала. И, к сожалению, это нормальное поведение в среде подростков.

Плохо, когда это поведение провоцируют СМИ. Телевидение и кинематограф пропагандируют жестокость, преподносят убийство как нечто нормальное и обыденное. А в компьютерных играх школьник ассоциирует себя с виртуальным героем, который убивает всех направо и налево. В результате насилие среди подростков растет.

Нельзя согласиться и с родителями, которые пытаются вырастить пай-мальчиков, не способных за себя постоять и защитить слабого. Когда я учился в школе, мы занимались боксом, вольной борьбой именно с целью постоять за себя, защитить друзей в какой-нибудь сложной жизненной ситуации. А потом из мальчиков, в конце концов, должны вырасти защитники родины, полицейские, пожарные, спасатели, да и просто настоящие мужчины. В православных школах и лагерях, насколько я знаю, к счастью, очень приветствуется именно воспитание будущего защитника, мужественного воина, смелого человека, чем всегда и отличались православные защитники нашей страны. Конечно, лезть на рожон и быть зачинщиком драки нельзя, но надо знать, что есть добро и зло, надо уметь постоять за себя или суметь защитить близких.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...