Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о кризисе русского языка

19.10.2016 09:01


Патриарх Кирилл, приветствуя II съезд Союза писателей Союзного государства, в частности, написал: "Одна из самых важных задач, стоящих перед писателями, - сохранение чистоты и целостности русского языка как бесценного сокровища нашего культурного наследия. Озабоченность в этой связи вызывает обилие иностранных заимствований, которыми вытесняется из обихода родная речь. Другая беда - это сквернословие".

Святейший констатировал, что не все воспринимают нецензурную брань как нечто греховное и разрушительное. "Таковым хочу напомнить слова Спасителя: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Вот насколько велика ответственность человека за порожденные им слова", - говорится в приветствии.

О половодье иностранных слов как об одной из болезней русского языка говорилось немало, предлагали даже ограничить употребление заимствований законодательно В 2013 году президент России Владимир Путин, выступая перед заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин российских вузов, высказался против излишнего использования иностранных терминов. "Вы знаете, это мне отчасти напоминает злоупотребление рекламой на иностранном языке. Те, кто злоупотребляет иностранными терминами, полагают, видимо, что это автоматически причисляет их к некой более высокой и более цивилизованной касте, принадлежность к которой делает их более значимыми, а их идеи и суждения – более основательными. На самом деле это свидетельствует только об одном – об их неуверенности в себе и слабости как минимум профессиональной", - сказал президент.

Не меньше говорилось и о сквернословии. Согласно данным соцопросов, хотя большинство граждан России (61%) сами более или менее регулярно используют матерщину, лишь 11% опрошенных ВЦИОМ не видят в использовании нецензурной брани ничего зазорного. 61% считают, что нужно бороться за чистоту русского языка всеми доступными средствами. Идея борьбы со сквернословием особенно популярна среди граждан старше 60 лет, ее также разделяют более половины опрошенных из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Отметим, что за последние 20 лет матерная брань вообще почти перестала быть табуированной. Она проникла в кино, литературу и на телевидение, она не считается зазорной в устах женщин и подростков, а также в смешанных компаниях.

Нынешнее состояние русского языка многим из тех, кто связан с ним профессионально, внушает тревогу. Как ни странно, спокойнее всего оценивают сегодняшнюю языковую ситуацию языковеды: они чаще всего говорят, что изменения в языке были и будут всегда, что изменения не означают порчи и что опасность исчезновения русскому языку не угрожает, а со всем остальным он сам справится.

Куда мрачнее настроены журналисты и преподаватели. Так, например, видный публицист Александр Привалов пишет: «Владеют русским языком плохо, и с течением времени всё хуже… Популярные в сети собрания ляпов всё изобильнее представляют поначалу казавшийся неправдоподобным тип ошибок: «из под тяжка», «не на вящего», - кричащих не столько даже о безграмотности, сколько о глухом непонимании смысла своих же слов. Особенно достаётся в этом отношении идиомам: «мёртвому при парке», «как Христос за пазухой», «в ежовых рукавах» и проч. Из этих бредовых трюков следует, что людей русскому языку не учат. Люди никогда не видят слов, не употребляемых повседневно; они случайным образом подхватывают их со слуха и повторяют, не слишком вникая. Их дети (младшие братья) бесформенные обломки перенимать со слуха уже не станут, и слова будут со свистом выпадать из употребления. Доводится читать, что тут нет ничего страшного. Ну и что, мол, что в пушкинской строчке «Ямщик сидит на облучке» сегодняшний школьник понимает только глагол? Что в целом классе ни один человек не знает слов «холщовый» и «пунцовый»? Зато они всё знают про фандомы и лулзы. И глупо расстраиваться из-за утраты тех же ежовых рукавиц — появилось же «хотели как лучше»… По мне, потери тут выходят очень уж неравнозначны приобретениям».

Даже элементарное знание русского языка становится все менее обязательным: ряд московских школ уже столкнулся с проблемой языкового барьера, когда часть учеников не понимает учителя. Этот ком проблем только растет, и пока непонятно, кто его должен решать и с какого конца к нему подступиться.

«Как вы расцениваете нынешнее состояние русского языка? Насколько опасен его нынешний кризис? Как из него выходить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

02.11.2016 09:17

Развитие языка и его кризис не происходят отдельно от народа и общества.

Филологи говорят, что парадоксальным образом язык развивается не от простого к сложному или от худшего к лучшему, а наоборот. Изначально язык обладает большей полнотой и постепенно деградирует. Видимо, это связано с процессами деградации в обществе.

Поэтому важно не пытаться искусственно поддерживать язык - надо оздоравливать жизнь народа, делая ее культурно насыщенной. А если жизнь народа в состоянии нравственного упадка, то язык претерпевает изменения. Об этом и свидетельствует большее количество заимствований, чем нужно, и использование брани.

Кстати, в русском языке брань воспринимается куда обостреннее, чем в том же английском. И прискорбно, что ее стали чаще употреблять. Например, послушать военных, как они в обиходе используют русский язык - это ведь ужасно! Люди героические и мужественные не могут связать и двух фраз без употребления брани, что свидетельствует и об их нравственном уровне не в их пользу.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

19.10.2016 09:46

Я солидарен и с патриархом, и со всеми теми, кто бьет тревогу по этому поводу. Это проблема государственного масштаба, просто ее сейчас недооценивают. А те, кто говорит, что все в порядке, либо очень далеки от культуры, в том числе, языковой, либо тайные враги нашего отечества.

Язык, азбука, словесность всегда были неотъемлемой частью любого этноса, народа, национальности. На примере армян мы видим, насколько губительным стал отрыв народа от своего языка, культуры. Но, как только люди сплотились вокруг своей Церкви, ощутили значимость своего языка, в них моментально пробудилось национальное самосознание. Язык – то, чем скрепляется нация, на чем держится народ. Это его национальное богатство.

Сейчас русский язык в «загоне». Представляет большую угрозу для него и сквернословие. Дело в том, что это не просто аморально и безнравственно - это заклинательные слова. Человек, произносящий матерную брань, сам для себя одновременно и колдун, и жертва. Со сквернословием нельзя мириться, его нельзя ничем оправдать: ни легкомыслием, ни безнравственностью. С духовной точки зрения сквернословящие люди наносят себе большой урон и привлекают нечистую силу.

Мат просочился и в школы. Если послушать разговор школьников во время перемены, станет страшно. Дети, которые приходят в нашу православную гимназию из обычных школ, становятся у нас белыми воронами – их речь обильно пересыпана матом. Как и у трудных детей трудных родителей. Об этом мне рассказывали их воспитатели, наставники, приемные родители. «Детям улицы» мат нужен не для связки слов - это остальные слова у них связка для матерной брани.

Чем быстрее мы начнем решать эту проблему, в том числе на законодательном уровне, тем лучше. Матерная брань на улицах, в общественных местах должна караться штрафом, иными видами наказания.

Почему восторгаются Пушкиным, другими нашими гениальными писателями? Они возвеличили в своих произведениях русский язык, подняли его на небывалую высоту. И он нужен, чтобы возвысить русский народ, его культуру, национальное самосознание – в том числе, религиозное.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

19.10.2016 09:33

Русский язык - драгоценность, которую нужно охранять, иначе она, как огород, зарастет сорняками. Как это делать? - Может, даже на законодательном уровне.

Действительно, табу на нецензурную брань уже не действует. Матом ругаются руководители, военные, молодые люди... Это говорит об отсутствии культуры речи. Такого быть не должно. Думаю, за мат нужно штрафовать.

Проблемой стало также использование иностранных слов в русской речи. Как с этим бороться? Когда я учился, ныне покойный владыка Питирим (Нечаев) был моим преподавателем. Он исключал на лекциях и проповедях слова иностранного происхождения, заменяя их подходящими по смыслу. Если студент сыпал словами вроде «альма-матер», «цитадель», он останавливал его и говорил: «А вот Александр Сергеевич Пушкин нашел бы много синонимов этому слову. Давайте и мы с вами подумаем, каким подходящим русским словом можем его заменить». И я до сих пор стараюсь исключать из своей речи иностранные слова, так как люблю русский язык и ценю его.

Язык требует к себе трепетного отношения. И этим нужно заниматься серьезно.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

19.10.2016 09:30

Я очень люблю историю, русскую литературу. Культура XIX века для меня во многом образец. Поэтому меня очень беспокоят вопросы, связанные с искажением русского языка, с нецензурной бранью, введением (подчас неоправданным) иностранных слов.

Я разделяю беспокойство Святейшего патриарха. А его обращение должно быть адресовано не только писателям, но и деятелям культуры: режиссерам, сценаристам- да и вообще всему нашему народу.

Я не из тех, кто считает, что русский язык нужно законсервировать. Он развивается, появляются новые понятия. Появление многих иностранных слов связано с развитием техники, интернета. Попытка назвать их русскими или древнерусскими словами, (например, сеть интернет - словом «мрежа») – не более чем художественный изыск. Это не очень эффективно. Но когда устоявшиеся слова замещают новыми, это, конечно, безобразие.

Ну а что касается нецензурной брани – несмотря на то, что многие творческие люди считают это способом самовыражения, который придает произведениям «соли», - я считаю, что это неправильно. Не только нецензурные выражения, но и слова, их замещающие (самое известное из них слово «блин», которое звучит и с экранов), тоже носят этот смысл. К сожалению, многие об этом не подозревают, поэтому, наверное, нам необходимо духовное просвещение. На мой взгляд, не должны также звучать выражения с подтекстом – особенно из уст первых лиц государства.

Так что борьба за чистоту языка нужна – и в первую очередь, в школах. Но и законодательно необходимо запретить какие-то вещи - прежде всего, в публицистике и на телевидении.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

19.10.2016 09:26

Язык – душа народа. Он может петь или скрипеть, благовествовать или быть наполненным бранью. Все это отражает состояние народа.

Можно принять закон, запрещающий употребление иностранных слов или ограничивающий их использование, заняться тем, чем занимались уже не раз: чисткой языка. Но дело не в законодательных ограничениях, не в штрафах за использование дурных слов и даже не в том, что площадная брань проникла всюду. Это следствие. А проблема в том, что произошло с душой народа. Будь наше отечество цельным, монолитным, этой проблемы не существовало бы. Не нужно было бы обращаться к словам из других языков, к нецензурным выражениям. Это показатель слабости, которая бывает и от сытости, и от бедности. У нас, скорее, второе, хотя и обеспеченные люди позволяют так себя вести.

Чтобы эту проблему решить, внешних изменений недостаточно. И это, конечно, ставит перед нами глобальные воспитательные задачи. Вопрос в том, каким образом осуществлять это воспитание? Можно с самыми благими намерениями добиться не того, что нужно. Так как нам добиться чистоты языка? - Только воспитав детей, которые будут говорить на правильном русском. А для этого они должны проникнуться самобытностью нашего народа, страны, перенять удивительную красоту, которая отразилась в том, как устраивали свою жизнь наши предки. Это не только произведения искусства, но и быт.

Но показать эту красоту и передать ее можно только примером. Если примером для нас будет тиран, сыноубийца, человек, который уничтожал собственный народ – уж лучше тогда браниться площадной бранью.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

19.10.2016 09:23

Сквернословие – это нарушение общественного порядка, характеризующееся неуважением к обществу, - попросту говоря, хулиганство. И так всегда было, во всех цивилизованных странах за это штрафуют. Во многих штатах США до недавнего времени за сквернословие людей арестовывали.

В последнее время у нас все же есть определенный прогресс: если в 90-е все это вылезло в СМИ в большом количестве, то в 2000-е стало уменьшаться. Следовательно, есть тенденции к установлению порядка в обществе. Знаю, что в некоторых регионах есть меры по привлечению к ответственности за сквернословие. То есть дело движется.

Варваризмы существуют во всех языках, их обилие вызвано разными причинами - и далеко не всегда отрицательными. В XVIII веке в России колоссальное количество варваризмов появилось в горном деле, военном, в науке. Епископ, Христос, евхаристия – это тоже заимствования из греческого языка. Ускорение технического прогресса способствует разрастанию заимствований из области техники, науки и общественных явлений. Ничего плохого в этом нет.

Но, как часто бывает, и тут есть ложка дегтя. В потоке варваризмов мы должны обнаруживать агрессоров, разрушителей нашего сознания. Это слова, которые претендуют на замену уже имеющихся, воздействуя на наше сознание. И даже по-своему лексическому происхождению они могут быть русскими, но заимствованными из чуждой среды. Например, есть понятие «бродячая собака», то есть собака, которая не должна бродить по городу, а должна быть отловлена специальной службой. А сейчас уже говорят «бездомная собака», ассоциируя животное с человеком, подразумевая, что животному надо помогать. Пришло это к нам из английского языка, где требуют говорить «homeless dogs». То есть животное уподобляется человеку, а это неизбежно ведет к тому, что человек уподобляется животному, то есть происходит оскотинивание человека.

Воздействие на язык – это хуже, чем воздействие на материальную среду. Когда грязь бросают на наши газоны - это неприятно, но это менее неприятно, чем когда пытаются парализовать, загрязнить наше мышление.

Кстати, в таких странах как Польша и Франция приняты законы о защите языка. Как они исполняются – вопрос другой, но на законодательном уровне защита языка есть.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

19.10.2016 09:20

Очень опасно, когда в язык проникают иностранные слова, свои вытесняются, а мы не придаем этому значения, лишаясь таким образом родного языка. Зачем нам иностранные слова, когда наш язык такой богатый и красивый?

Нецензурные слова проникли в СМИ давно, все больше становится людей, для кого употребление таких слов становится нормой, - но это же неправильно! Воспитанный культурный человек не будет выражаться бранными словами. А когда общество этим заражено, это ведет к снижению уровня культуры. В кого мы в итоге превратимся?

Мне кажется, именно СМИ тут должны сыграть решающую роль. Возможно, нужна специальная комиссия, которая будет контролировать, какие фильмы и программы пойдут в эфир. Надо отбирать тщательнее сотрудников, чтобы от телеведущих мы не слышали неправильной речи.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

19.10.2016 09:19

Любой язык, и русский в том числе, приобретает новые слова. Через каждые 50 лет даже перепечатывают книги, потому что возникает много новых слов, которых не было раньше. Например, полвека назад о сотовых телефонах мы и не слышали, а слово «соты» ассоциировалось только с пчелами.

Другое дело, когда имеющиеся слова заменяются иностранными. Так теряется наша культура, беднеет речь. Поэтому, конечно, надо бороться за чистоту языка, особенно, когда речь идет о нецензурных словах, употребление которых демонстрирует уровень воспитания человека. Чем выше уровень культуры, тем меньше брани. Мы пережили тяжелые 90-е годы, сейчас находимся на стадии подъема, и, мне кажется, со временем матерщина уйдет. Уровень воспитания, культуры и знаний повысится, и нормальный язык вытеснит брань.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

19.10.2016 09:11

С ненормативной лексикой, безусловно, надо бороться. Язык в христианской религии обладает некоторым особым статусом, неслучайно мы говорим о боге, как о боге слова. И поэтому отношение к языку должно быть не только как к средству общения, но и как к дару, который дан нам для познания истины. Так что ненормативная лексика чужда христианству и употребление ее означает, что человек не принадлежит к культуре. Сознательно он себя вычеркивает или по глупости, но это просто признак бескультурья.

Что касается заимствований, то законодательные инициативы глупы. Язык – это живая стихия, он развивается. Если запретить использовать иностранные слова, на каком бы уровне развития мы находились? Да чуть не половина русского языка состоит из латинских, греческих, тюркских слов, много слов из голландского, английского, французского языка. Никого не смущают слова «шланг» или «шкипер», они уже вошли в наш язык и выглядят вполне по-русски. Так же не смущают слова «компьютер», «телефон». Да, есть перегибы, когда используют слишком много иностранных слов, но, думаю, как живая структура язык обладает свойством самоочищения. Например, у нас прижилось слово «компьютер», а не ЭВМ – электронно-вычислительная машина, как говорили изначально.

Надо воспитывать в детях любовь к языку чрез нашу великую классическую литературу, чтобы человек получал эстетическое удовольствие, от этого по-настоящему вкусного, а не просто грамотного, языка. И СМИ должны подавать примеры использования хорошего языка. Ведь после того как прочитаешь Чехова, Пастернака или Пушкина, просто язык не повернется выразиться коряво или тем более с использованием ненормативной лексики.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

19.10.2016 09:09

Есть несколько выражений, которые, быть может, уже растиражированы, но от этого не перестают быть великими. Например, философско-богословское утверждение «Язык – душа народа». Именно язык определяет и народную душу, и культурную составляющую того или иного народа - то что называется его культурным кодом.

Русский – язык межкультурного, межнационального общения – сыграл великую просветительскую роль для малых народов, населяющих нашу страну во времена СССР. Благодаря знанию русского языка они смогли приобщаться к великим мировым литературным произведениям, которые нельзя было прочесть на их родных языках.

Почему мы в школе учим иностранный язык? – Замечательно читать произведения мировой классики в оригинале: французские по-французски, английские по-английски... Но на русский язык переведена вся сокровищница мировой литературы. Другой возможности приобщиться к мировой классике у малых народов просто нет. Когда они перестали изучать русский язык, заметно себя обеднили. После перестройки, разделения государства, народов выросло несколько поколений иного уровня культуры и образования – именно потому, что они не владеют русским языком.

Русский язык в России, язык повседневного нашего общения (так называемый разговорный) – отдельная тема. Он тоже за это время претерпел серьезные изменения. На правильном литературном языке говорит все меньше окружающих нас людей, а брань (матерные слова) действительно стала повсеместной проблемой.

Один замечательный писатель, Алексей Михайлович Ремизов, говорил, что чтение словаря Даля нужно ему не для того, чтобы «пустить в оборот» слова, показать свою образованность.«Чтение русского для меня воздух», - сказал он.

У нас замечательная русская литература, Священное Писание и Предание - хочется каждому пожелать, чтобы он определился в своей вере (то, что мы называем национальной, религиозной, культурной идентичностью, которая определяет личность человека). Все это, конечно, неизбежно отражается в языке.

А самое страшное – мат. Многие легкомысленно относятся к матерным словам, не понимая их духовной составляющей, но те, кто понимает, прекрасно знают: когда проводят страшную сатанинскую мессу и связанные с ней страшные обряды (жертвоприношение), обязательно читают матерные слова и происходит так называемое ритуальное сквернословие. При произношении матерных слов в быту от человека отходят светлые силы, ангелы, а темные бесовские силы начинают ему вредить. Человек болеет, у него появляется неприятности. И все это только потому, что он ругается матом.

Нужно перестать материться и попробовать чаще молиться. А затем посмотреть на положительные изменения в своей жизни.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...