Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Ученые, вон из школы? Мнения священнослужителей

20.10.2016 09:02


Новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает, что педагогическую магистратуру должны приниматься только выпускники профильного обучения – бакалавры-педагоги. Об этом министр заявила на совещании ректоров вузов, выпускающих педагогические кадры. Эта мера призвана улучшить качество преподавания, но на деле, как опасаются эксперты, лишит школы множества хороших специалистов.

Говорить, что в школу должны прийти талантливые люди, начали еще при министре Андрее Фурсенко. Именно тогда были предприняты первые шаги по сокращению численности вузов и многие преподаватели высшей школы начали искать работу в школах средних. Потом появился проект «Новая школа» тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева с его тезисом, что в средние учебные заведения могут прийти работать специалисты, не имеющие педагогического образования. Тогда же возникли и первые дискуссии на тему, а сможет ли не-педагог «разруливать» сложные педагогические ситуации, которые возникают сегодня почти на каждом шагу – «Пусть уж лучше учитель будет неважным физиком, но при этом сильным педагогом». И тогда же появились предложения по «технике выживания профи в школьном коллективе». Среди прочих была и тема, что обучаться педагогическому мастерству можно будет в магистратуре: «Какой смысл учиться взрослому и опытному человеку в педагогическом вузе четыре года, когда основные знания по педагогике даются на последних курсах и шлифуются во время практики в школьных учреждениях? Здесь достаточно и двух лет магистратуры».

См. также:
Школе нужны профессионалы, но где же их найдешь!? – Мнения парламентариев

Этот курс дал немало хорошего: почти все хорошие школы, появившиеся за послесоветский период, немыслимы без действующих ученых и университетских преподавателей, которые стали преподавать школьникам. Однако в свете последней инициативы Васильевой можно сделать вывод, что ему приходит конец. Если новый курс провести последовательно, лучшие школы страны будут вынуждены отказаться от этой практики, которая и сделала им репутацию.

Как отмечает НГ, есть у этого подхода и определенные плюсы. Сейчас молодые учителя - специалисты до 29 лет – отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта: хромает сама подготовка молодых педагогов – в ней слишком много теории, а на рабочем месте молодой учитель не всегда может доучиться. В педвузах сегодня будущих преподавателей учат по старинке. Поэтому введением «магистратуры только для имеющих педагогическое образование» фактически исправляют перекос в обучении нынешних студентов педагогических вузов. Фактически именно магистратура доводит выпускника-бакалавра до уровня образования, необходимого при работе с современными школьниками. В своей же первоначальной версии, напомним, магистратура была призвана готовить молодого человека как раз к научной деятельности.

«Как Вы прокомментируете эту инициативу? Поможет ли она решить проблему с “недоученностью” молодых учителей и не создаст ли новых проблем, в том числе кадровых, в российских образовательных учреждениях?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

20.10.2016 09:47

Полагаю, госпожа министр - неглупый человек, и есть основания считать, что она настроена не на развал системы образования и воспитания – скорее, на активное развитие этой системы.

Дерзну также предположить, что новый формат все-таки предусматривает «коридор» для специалистов без высшего педагогического образования - по крайней мере, я сейчас обучаюсь в гуманитарной магистратуре, и, не имея высшего педагогического образования, по ее окончании получу диплом именно педагога. Думаю, образовательная концепция нового министра учитывает возможность получения педагогического образования.

А что педагоги должны развиваться - факт. И магистратура, убежден, дает больше, нежели многочисленные курсы повышения образования, которые часто превращаются в формальность. А 2, 5 года - не такой большой срок, чтобы не получить эту квалификацию и не употребить потом приобретенные навыки для работы в школе.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

20.10.2016 09:45

Кадровые проблемы, к сожалению, у нас везде. Я из Московской области, и вижу, что они не решаются - даже намека на это нет. В такой ситуации создавать дополнительные препятствия к тому, чтобы люди шли в школы, как минимум странно.

Мы не знаем, о чем думала новый министр образования или ее советчики, когда предлагали такое решение, чем они руководствовались, но опыт убеждает: универсальна «золотая середина». Быть может, не нужно отказываться от старой модели, бросаться в крайности, отменяя одно или навязывая другое. Наверное, это более разумно, когда кадровая проблема столь остра.

Дело еще и в недостаточной квалификации, в отсутствии необходимых знаний. Но все эти вопросы можно решить уже после того, как молодой человек пришел в школу, - у него есть возможность повышать квалификацию, получать дополнительные знания и навыки. На это, наверное, Министерству образования нужно обратить особое внимание, сделать максимально доступными курсы повышения педагогического, учительского мастерства для людей, которые уже заняты в педагогическом процессе или хотели бы в нем участвовать, но не знают, как подступиться. Нужно облегчить им эту задачу и предоставить разнообразные инструменты - чтобы они могли ими воспользоваться, дополнив свои навыки теми, которых им не хватает уже в процессе педагогической работы.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

20.10.2016 09:43

У меня как раз в дипломе написано «физик», - я не в педагогическом институте учился. Но, может быть, потому, что у меня мама и бабушка были педагогами, мне легко давался педагогический подход. Ведь есть педагогика как наука, а есть как практика.

Я бы сказал, что тезис Васильевой требует корректировки. Педагогическое образование необходимо, но его зачатки должны быть получены в государственных вузах по профильным дисциплинам – физике, химии, литературе, математике, истории, биологии, географии.

У нас же что получилось: все педагогические институты превратили в госуниверситеты, а уровень тех, кто там преподает, остался прежним. А если обязательным будет бакалавриат для педагогов, желающих поступить в магистратуру, то где взять физиков, химиков?

Структура педагогического вуза и госуниверситета должна быть адаптирована друг другу, чтобы, как в советское время, физику мог преподавать выпускник университета, который изучил ее глубже, чем учитель физики в пединституте. Тем более навыки педагогической деятельности определяются в первые два-три года. Человек понимает, он в школе «свой» или «чужой».

Так что надо продумывать профессиональную подготовку и как правильно ее осуществить. Поэтому дай Бог министру долгая и благая лета, помощи Божьей и мудрости в решении этих трудных вопросов.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

20.10.2016 09:29

Педагог - это не только образование, но и призвание. Есть очень талантливые преподаватели, не имеющие педагогического образования. Если инициатива министра резко сократит приток таких преподавателей в школу, будет очень грустно и обидно.

Я помню одного прекрасного хирурга, который мог потрясающе преподать биологию, химию и физику, основываясь не только на своих знаниях, но и на медицинской практике, и ему было интересно преподавать в школе. Так вот его школьные ученики с удовольствием потом шли в медицинскую область. Но если бы он мог получить профильное образование дополнительно, отучившись в магистратуре, это было бы только плюсом.

Повышать педагогический уровень молодым специалистам, конечно, нужно. Но очень важно, чтобы был не просто формальный отбор, а чтобы можно было определить, есть ли у человека педагогическое призвание, чтобы помочь ему это призвание подтвердить профильным образованием.

Так что нужен здоровый баланс, чтобы инициатива не ограничивала, а развивала.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

20.10.2016 09:27

Хочется надеяться, что инициатива нового министра образования призвана повысить квалификацию педагогов. К сожалению, в последнее время уровень педагогического мастерства упал - я слышу это и от педагогов школ.

Я сам педагог, обучался в Благовещенском педагогическом университете, хотя и заочно. И помню, что в магистратуру шли, чтобы защитить кандидатскую или докторскую, оставить свой след в науке.

Если эта инициатива – шаг в сторону повышения квалификации педагогов, ее можно только приветствовать. В любом случае, не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно попробовать и посмотреть на результаты.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

20.10.2016 09:23

В советское время только медицинское образование было приближено к болонской системе – сначала врач учился 5 лет (вроде нашего бакалавриата), потом была интернатура или ординатура (магистратура), и только потом он приступал к деятельности. В принципе, система, которая приходит в наше образование сейчас, близка к западному образцу. Не знаю, даст ли это что-то нашему отечественному образованию – в любом случае, учиться шесть лет вместо пяти лучше.

Как человек, далекий от педагогической науки, могу сказать лишь следующее: мне в силу священнической деятельности часто приходится выступать перед различными аудиториями, начиная от вузов и заканчивая детскими садами. Я убежден: у каждого возраста свои особенности. Когда я хожу на открытые уроки, я это замечаю. Поэтому при преподавании нельзя разделять: «он хороший физик, но плохой педагог», или «он хороший педагог, но плохой физик». Нужно, чтобы эти качества были представлены в равной степени, а лучше в высшей. Преподавая предмет, человек должен быть педагогом. У нас не так давно был День учителя, и я вспоминал своих учителей – настоящих профессионалов.

Основная проблема сегодняшней педагогики не в том, сколько человек будет учиться, а в наполненении учебного процесса. Как он будет организован, что даст учащимся – вот это важно. Не могу судить о всех вузах, но я вижу, что в медицинских подготовка очень слабая - а мы давно перешли на болонскую систему.

Кто сейчас поступает в педагогические институты? Да тот, у кого наименьший балл по ЕГЭ, и больше никуда поступить он уже не может. Что получится из такого педагога, я не знаю. Он едва успевал в средней школе, а потом поступил, куда взяли. Вот в чем проблема. К тому же роль учителя сейчас принижена, эта профессия не престижна. А если человек еще и поступает, куда взяли - тут хоть магистратура, хоть аспирантура, все равно дело швах. И это мы ощутим в ближайшее время. У нас уже огромная нехватка педагогов. Например, в нашем районе в этом году пришло всего два молодых учителя.

Мы стараемся изобрести велосипед, но давайте вернемся к нашему хорошему высшему советскому образованию, которое готовило великолепных педагогов, инженеров, врачей! Иначе мы не сдвинемся с места. Если мы не прекратим экспериментировать со средней школой, мы разрушим наше общество до конца.

Дай Бог разума и терпения нашему новому министру. Главное что ей предстоит сделать - поднять престиж педагога.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

20.10.2016 09:21

Сама идея развития образования правильная. Но мы сталкиваемся с тем, что у нас в школах не хватает учителей из-за низких зарплат и бесконечных реформ. Поэтому если лишим возможности неспециалистов учиться в педагогической магистратуре, то вообще останемся без учителей.

Сейчас в школах много педагогов с непедагогическим профильным образованием, или же учитель по одному предмету ведет несколько других. Например, учитель физики преподает еще географию и биологию, хотя образование у него только по физике.

Васильева взялась за работу энергично, многое стала сразу менять, возвращаясь к прежней системе, это хорошо. Но все решить сразу не получится - надо постепенно возвращать авторитет образования, чтобы хотели идти учиться в педагогические вузы. И на это нужно время. Сегодня большинство выпускников педагогических специальностей не идут работать в школу, получив диплом, - учатся ради «корочки». Так что я бы повременил с решением министра: ситуация сегодня непростая, и менять ее надо постепенно.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

20.10.2016 09:19

Действительно, надо обращать внимание, чтобы были бонусы, мотивирующие педагогов идти в магистратуру. Как правило, туда идут специалисты, которые давно работают. Основная функция магистратуры – поднять качество преподавания, обучить педагогов новым теориям, науке. То есть дать им новые инструменты, раскрыть глубинный смысл новых методик.

Например, учителя русского языка и литературы сейчас проходят курс повышения квалификации, потому что история русской словесности сейчас изучается без идеологических шор, а литературу невозможно понимать, не учитывая ее духовные основы. А научные книги печатают очень маленьким тиражом, учителя не знакомы с ними, особенно в регионах, - их же не найдешь в обычном книжном магазине. Так что преподаватели должны иметь приоритет при поступлении в магистратуру.

Но справедливости ради отмечу, что мест, как правило, всем хватает. Поэтому я бы не стала запрещать специалистам других профессий поступать в магистратуру. Было бы досадно, если бы им перекрыли такую возможность. Ведь в педагогическую магистратуру приходят люди разных смежных гуманитарных направлений, - например, журналисты, историки. Зачем им запрещать учиться и повышать квалификацию, если они получили прекрасное базовое образование?

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

20.10.2016 09:07

Я поддерживаю эту инициативу, потому что педагогическое образование очень важное и специфическое. Именно педагоги работают со школьниками, отвечая за становление их личности, поэтому профессионализм педагога имеет большое значение, ведь стать настоящим педагогом за год-два невозможно.

Кадровые проблемы можно решить, когда студенты будут осознавать, что они в дальнейшем действительно пойдут работать в школу. А для этого работа учителя должна стать престижной. Думаю, именно об этом и говорит Ольга Юрьевна. Повышение престижа привлечет внимание со стороны будущих кадров, они захотят работать в школе.

Неплохо, когда в школу приходят педагоги из вузов. И для этой категории работников можно создать определенные курсы, которые подтвердят их педагогические способности, курсы по переподготовке. Ведь очень важны педагогические и психологические навыки. Так что для тех, кто работает, но не имеет педагогического образования, надо просто пройти профессиональную переподготовку.

У меня не было учителей без педагогического образования, просто потому что в годы моей учебы профессия учителя была престижной, специалистов хватало. Надо возвращать этот престиж. И, мне кажется, первые шаги к этому уже делают.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

20.10.2016 09:06

Согласна: в педагогическую магистратуру должны принимать бакалавров-педагогов. Но я бы подняла другой вопрос: должен ли бакалавр, который уже отучился 4 года, проучиться дополнительно 2 в магистратуре, чтобы затем работать в школе? На мой взгляд, уровня бакалавра достаточно для преподавания в среднем учебном заведении.

Магистратура призвана, как правильно подмечено, давать более глубокие знания именно в научной сфере. А для учителя бакалавриата достаточно. В конце концов, не так уж важно, что за плечами учителя - магистратура или бакалавриат. Педагогические навыки и умения формируются в процессе практики, это приходит с опытом, и во многом зависит от профпригодности самого студента, а не от того, сколько лет он проучится в том или ином учебном заведении.

Должны ли в магистратуре учиться только те, кто имеют педагогическое образование? – Не уверена. У нас много профессионалов, которые педагогического образования не имеют, и магистратура поможет им закрыть этот пробел, получив педагогические навыки. А мы, в свою очередь, получим прекрасных специалистов.

Сегодня специалисты не идут в школы не потому, что мы их не выпускаем или выпускаем плохих - мы просто не платим им достойную заработную плату. Напротив, педагогические вузы выпускают много профессионалов. Но те, кто имеет степень магистра, в школу работать не идут – их труд по достоинству не оценят.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...