Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Ученые, вон из школы? Мнения священнослужителей

20.10.2016 09:02


Новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает, что педагогическую магистратуру должны приниматься только выпускники профильного обучения – бакалавры-педагоги. Об этом министр заявила на совещании ректоров вузов, выпускающих педагогические кадры. Эта мера призвана улучшить качество преподавания, но на деле, как опасаются эксперты, лишит школы множества хороших специалистов.

Говорить, что в школу должны прийти талантливые люди, начали еще при министре Андрее Фурсенко. Именно тогда были предприняты первые шаги по сокращению численности вузов и многие преподаватели высшей школы начали искать работу в школах средних. Потом появился проект «Новая школа» тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева с его тезисом, что в средние учебные заведения могут прийти работать специалисты, не имеющие педагогического образования. Тогда же возникли и первые дискуссии на тему, а сможет ли не-педагог «разруливать» сложные педагогические ситуации, которые возникают сегодня почти на каждом шагу – «Пусть уж лучше учитель будет неважным физиком, но при этом сильным педагогом». И тогда же появились предложения по «технике выживания профи в школьном коллективе». Среди прочих была и тема, что обучаться педагогическому мастерству можно будет в магистратуре: «Какой смысл учиться взрослому и опытному человеку в педагогическом вузе четыре года, когда основные знания по педагогике даются на последних курсах и шлифуются во время практики в школьных учреждениях? Здесь достаточно и двух лет магистратуры».

См. также:
Школе нужны профессионалы, но где же их найдешь!? – Мнения парламентариев

Этот курс дал немало хорошего: почти все хорошие школы, появившиеся за послесоветский период, немыслимы без действующих ученых и университетских преподавателей, которые стали преподавать школьникам. Однако в свете последней инициативы Васильевой можно сделать вывод, что ему приходит конец. Если новый курс провести последовательно, лучшие школы страны будут вынуждены отказаться от этой практики, которая и сделала им репутацию.

Как отмечает НГ, есть у этого подхода и определенные плюсы. Сейчас молодые учителя - специалисты до 29 лет – отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта: хромает сама подготовка молодых педагогов – в ней слишком много теории, а на рабочем месте молодой учитель не всегда может доучиться. В педвузах сегодня будущих преподавателей учат по старинке. Поэтому введением «магистратуры только для имеющих педагогическое образование» фактически исправляют перекос в обучении нынешних студентов педагогических вузов. Фактически именно магистратура доводит выпускника-бакалавра до уровня образования, необходимого при работе с современными школьниками. В своей же первоначальной версии, напомним, магистратура была призвана готовить молодого человека как раз к научной деятельности.

«Как Вы прокомментируете эту инициативу? Поможет ли она решить проблему с “недоученностью” молодых учителей и не создаст ли новых проблем, в том числе кадровых, в российских образовательных учреждениях?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

20.10.2016 09:47

Полагаю, госпожа министр - неглупый человек, и есть основания считать, что она настроена не на развал системы образования и воспитания – скорее, на активное развитие этой системы.

Дерзну также предположить, что новый формат все-таки предусматривает «коридор» для специалистов без высшего педагогического образования - по крайней мере, я сейчас обучаюсь в гуманитарной магистратуре, и, не имея высшего педагогического образования, по ее окончании получу диплом именно педагога. Думаю, образовательная концепция нового министра учитывает возможность получения педагогического образования.

А что педагоги должны развиваться - факт. И магистратура, убежден, дает больше, нежели многочисленные курсы повышения образования, которые часто превращаются в формальность. А 2, 5 года - не такой большой срок, чтобы не получить эту квалификацию и не употребить потом приобретенные навыки для работы в школе.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

20.10.2016 09:45

Кадровые проблемы, к сожалению, у нас везде. Я из Московской области, и вижу, что они не решаются - даже намека на это нет. В такой ситуации создавать дополнительные препятствия к тому, чтобы люди шли в школы, как минимум странно.

Мы не знаем, о чем думала новый министр образования или ее советчики, когда предлагали такое решение, чем они руководствовались, но опыт убеждает: универсальна «золотая середина». Быть может, не нужно отказываться от старой модели, бросаться в крайности, отменяя одно или навязывая другое. Наверное, это более разумно, когда кадровая проблема столь остра.

Дело еще и в недостаточной квалификации, в отсутствии необходимых знаний. Но все эти вопросы можно решить уже после того, как молодой человек пришел в школу, - у него есть возможность повышать квалификацию, получать дополнительные знания и навыки. На это, наверное, Министерству образования нужно обратить особое внимание, сделать максимально доступными курсы повышения педагогического, учительского мастерства для людей, которые уже заняты в педагогическом процессе или хотели бы в нем участвовать, но не знают, как подступиться. Нужно облегчить им эту задачу и предоставить разнообразные инструменты - чтобы они могли ими воспользоваться, дополнив свои навыки теми, которых им не хватает уже в процессе педагогической работы.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

20.10.2016 09:43

У меня как раз в дипломе написано «физик», - я не в педагогическом институте учился. Но, может быть, потому, что у меня мама и бабушка были педагогами, мне легко давался педагогический подход. Ведь есть педагогика как наука, а есть как практика.

Я бы сказал, что тезис Васильевой требует корректировки. Педагогическое образование необходимо, но его зачатки должны быть получены в государственных вузах по профильным дисциплинам – физике, химии, литературе, математике, истории, биологии, географии.

У нас же что получилось: все педагогические институты превратили в госуниверситеты, а уровень тех, кто там преподает, остался прежним. А если обязательным будет бакалавриат для педагогов, желающих поступить в магистратуру, то где взять физиков, химиков?

Структура педагогического вуза и госуниверситета должна быть адаптирована друг другу, чтобы, как в советское время, физику мог преподавать выпускник университета, который изучил ее глубже, чем учитель физики в пединституте. Тем более навыки педагогической деятельности определяются в первые два-три года. Человек понимает, он в школе «свой» или «чужой».

Так что надо продумывать профессиональную подготовку и как правильно ее осуществить. Поэтому дай Бог министру долгая и благая лета, помощи Божьей и мудрости в решении этих трудных вопросов.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

20.10.2016 09:29

Педагог - это не только образование, но и призвание. Есть очень талантливые преподаватели, не имеющие педагогического образования. Если инициатива министра резко сократит приток таких преподавателей в школу, будет очень грустно и обидно.

Я помню одного прекрасного хирурга, который мог потрясающе преподать биологию, химию и физику, основываясь не только на своих знаниях, но и на медицинской практике, и ему было интересно преподавать в школе. Так вот его школьные ученики с удовольствием потом шли в медицинскую область. Но если бы он мог получить профильное образование дополнительно, отучившись в магистратуре, это было бы только плюсом.

Повышать педагогический уровень молодым специалистам, конечно, нужно. Но очень важно, чтобы был не просто формальный отбор, а чтобы можно было определить, есть ли у человека педагогическое призвание, чтобы помочь ему это призвание подтвердить профильным образованием.

Так что нужен здоровый баланс, чтобы инициатива не ограничивала, а развивала.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

20.10.2016 09:27

Хочется надеяться, что инициатива нового министра образования призвана повысить квалификацию педагогов. К сожалению, в последнее время уровень педагогического мастерства упал - я слышу это и от педагогов школ.

Я сам педагог, обучался в Благовещенском педагогическом университете, хотя и заочно. И помню, что в магистратуру шли, чтобы защитить кандидатскую или докторскую, оставить свой след в науке.

Если эта инициатива – шаг в сторону повышения квалификации педагогов, ее можно только приветствовать. В любом случае, не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно попробовать и посмотреть на результаты.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

20.10.2016 09:23

В советское время только медицинское образование было приближено к болонской системе – сначала врач учился 5 лет (вроде нашего бакалавриата), потом была интернатура или ординатура (магистратура), и только потом он приступал к деятельности. В принципе, система, которая приходит в наше образование сейчас, близка к западному образцу. Не знаю, даст ли это что-то нашему отечественному образованию – в любом случае, учиться шесть лет вместо пяти лучше.

Как человек, далекий от педагогической науки, могу сказать лишь следующее: мне в силу священнической деятельности часто приходится выступать перед различными аудиториями, начиная от вузов и заканчивая детскими садами. Я убежден: у каждого возраста свои особенности. Когда я хожу на открытые уроки, я это замечаю. Поэтому при преподавании нельзя разделять: «он хороший физик, но плохой педагог», или «он хороший педагог, но плохой физик». Нужно, чтобы эти качества были представлены в равной степени, а лучше в высшей. Преподавая предмет, человек должен быть педагогом. У нас не так давно был День учителя, и я вспоминал своих учителей – настоящих профессионалов.

Основная проблема сегодняшней педагогики не в том, сколько человек будет учиться, а в наполненении учебного процесса. Как он будет организован, что даст учащимся – вот это важно. Не могу судить о всех вузах, но я вижу, что в медицинских подготовка очень слабая - а мы давно перешли на болонскую систему.

Кто сейчас поступает в педагогические институты? Да тот, у кого наименьший балл по ЕГЭ, и больше никуда поступить он уже не может. Что получится из такого педагога, я не знаю. Он едва успевал в средней школе, а потом поступил, куда взяли. Вот в чем проблема. К тому же роль учителя сейчас принижена, эта профессия не престижна. А если человек еще и поступает, куда взяли - тут хоть магистратура, хоть аспирантура, все равно дело швах. И это мы ощутим в ближайшее время. У нас уже огромная нехватка педагогов. Например, в нашем районе в этом году пришло всего два молодых учителя.

Мы стараемся изобрести велосипед, но давайте вернемся к нашему хорошему высшему советскому образованию, которое готовило великолепных педагогов, инженеров, врачей! Иначе мы не сдвинемся с места. Если мы не прекратим экспериментировать со средней школой, мы разрушим наше общество до конца.

Дай Бог разума и терпения нашему новому министру. Главное что ей предстоит сделать - поднять престиж педагога.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

20.10.2016 09:21

Сама идея развития образования правильная. Но мы сталкиваемся с тем, что у нас в школах не хватает учителей из-за низких зарплат и бесконечных реформ. Поэтому если лишим возможности неспециалистов учиться в педагогической магистратуре, то вообще останемся без учителей.

Сейчас в школах много педагогов с непедагогическим профильным образованием, или же учитель по одному предмету ведет несколько других. Например, учитель физики преподает еще географию и биологию, хотя образование у него только по физике.

Васильева взялась за работу энергично, многое стала сразу менять, возвращаясь к прежней системе, это хорошо. Но все решить сразу не получится - надо постепенно возвращать авторитет образования, чтобы хотели идти учиться в педагогические вузы. И на это нужно время. Сегодня большинство выпускников педагогических специальностей не идут работать в школу, получив диплом, - учатся ради «корочки». Так что я бы повременил с решением министра: ситуация сегодня непростая, и менять ее надо постепенно.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

20.10.2016 09:19

Действительно, надо обращать внимание, чтобы были бонусы, мотивирующие педагогов идти в магистратуру. Как правило, туда идут специалисты, которые давно работают. Основная функция магистратуры – поднять качество преподавания, обучить педагогов новым теориям, науке. То есть дать им новые инструменты, раскрыть глубинный смысл новых методик.

Например, учителя русского языка и литературы сейчас проходят курс повышения квалификации, потому что история русской словесности сейчас изучается без идеологических шор, а литературу невозможно понимать, не учитывая ее духовные основы. А научные книги печатают очень маленьким тиражом, учителя не знакомы с ними, особенно в регионах, - их же не найдешь в обычном книжном магазине. Так что преподаватели должны иметь приоритет при поступлении в магистратуру.

Но справедливости ради отмечу, что мест, как правило, всем хватает. Поэтому я бы не стала запрещать специалистам других профессий поступать в магистратуру. Было бы досадно, если бы им перекрыли такую возможность. Ведь в педагогическую магистратуру приходят люди разных смежных гуманитарных направлений, - например, журналисты, историки. Зачем им запрещать учиться и повышать квалификацию, если они получили прекрасное базовое образование?

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

20.10.2016 09:07

Я поддерживаю эту инициативу, потому что педагогическое образование очень важное и специфическое. Именно педагоги работают со школьниками, отвечая за становление их личности, поэтому профессионализм педагога имеет большое значение, ведь стать настоящим педагогом за год-два невозможно.

Кадровые проблемы можно решить, когда студенты будут осознавать, что они в дальнейшем действительно пойдут работать в школу. А для этого работа учителя должна стать престижной. Думаю, именно об этом и говорит Ольга Юрьевна. Повышение престижа привлечет внимание со стороны будущих кадров, они захотят работать в школе.

Неплохо, когда в школу приходят педагоги из вузов. И для этой категории работников можно создать определенные курсы, которые подтвердят их педагогические способности, курсы по переподготовке. Ведь очень важны педагогические и психологические навыки. Так что для тех, кто работает, но не имеет педагогического образования, надо просто пройти профессиональную переподготовку.

У меня не было учителей без педагогического образования, просто потому что в годы моей учебы профессия учителя была престижной, специалистов хватало. Надо возвращать этот престиж. И, мне кажется, первые шаги к этому уже делают.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

20.10.2016 09:06

Согласна: в педагогическую магистратуру должны принимать бакалавров-педагогов. Но я бы подняла другой вопрос: должен ли бакалавр, который уже отучился 4 года, проучиться дополнительно 2 в магистратуре, чтобы затем работать в школе? На мой взгляд, уровня бакалавра достаточно для преподавания в среднем учебном заведении.

Магистратура призвана, как правильно подмечено, давать более глубокие знания именно в научной сфере. А для учителя бакалавриата достаточно. В конце концов, не так уж важно, что за плечами учителя - магистратура или бакалавриат. Педагогические навыки и умения формируются в процессе практики, это приходит с опытом, и во многом зависит от профпригодности самого студента, а не от того, сколько лет он проучится в том или ином учебном заведении.

Должны ли в магистратуре учиться только те, кто имеют педагогическое образование? – Не уверена. У нас много профессионалов, которые педагогического образования не имеют, и магистратура поможет им закрыть этот пробел, получив педагогические навыки. А мы, в свою очередь, получим прекрасных специалистов.

Сегодня специалисты не идут в школы не потому, что мы их не выпускаем или выпускаем плохих - мы просто не платим им достойную заработную плату. Напротив, педагогические вузы выпускают много профессионалов. Но те, кто имеет степень магистра, в школу работать не идут – их труд по достоинству не оценят.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...