Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Многодетность - дар Божий, а не часть Символа веры: Мнения священнослужителей

29.11.2016 09:07


Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.Ру, отец четырех детей, дал интервью порталу «Милосердие.ру», которое поместило его под названием «Мы искусственно создаем и романтизируем культ многодетности». Интервью наделало шуму (и не только в православной среде), его убрали с «Милосердия» и еще с нескольких православных ресурсов, сперва поспешивших его перепечатать, «так как оно в своих выводах принципиально расходится с позицией редакции», но кое-где в сети оно сохранилось.

Приводим некоторые выдержки из интервью о. Павла:

«Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

Когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. … Все это плохая услуга молодоженам. Не всякому быть монахом, не всякому – женатым, и не всякому – многодетным.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы – но не вынуждены. Они чётко должны понимать, на что идут.

Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни – то сегодня большинство родителей – из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи. И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно. Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Любой народ всегда четко разделен на определённые слои, которые и формируют общество как таковое. Так вот все эти слои в нашей новейшей истории засунули в мясорубку и превратили в фарш. Из русского народа сделали фарш. Из которого можно было уже лепить что угодно… Кризис современной российской семьи связан с глубинным кризисом идентичности.

Вы задали вопрос: как общество относится к многодетным? А знаете, я не вижу этого общества, о котором можно было бы сказать, что оно к чему-то и как-то относится. В нашем обществе нет целостности, гомогенности, сплоченности, того, что позволило бы заявить: российское общество относится к вопросу многодетности так-то. Общества как целостности – просто нет. Точки, вокруг которых концентрируются взгляды, внешние серьезные стимулы, вызовы – возможно, это то, что способно помочь обществу консолидироваться. Как было в ситуации с Украиной и Крымом, например, когда какие-то события стали притягивать людей друг к другу и стало появляться некое единство. Возможно, то же самое должно произойти и здесь. А пока я вижу, что российский исламский мир гораздо здоровее в плане семейных отношений, чем то, что мы именуем российским как-бы-православным миром.

… Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, - а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть – но таких – единицы. Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу. Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают… Мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И – ошибаемся. Многодетность прекрасна, но не для всех. Многодетность не сделает вас счастливыми механически.

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубоко православными, а некоторые даже ультрацерковными. Однако дети в таких семьях получались духовными инвалидами, которые никакого отношения к Церкви сегодня уже не имеют… И то, что их еженедельно приносили к причастию, что годами они сидели в воскресных школах – все это не работает…

Большая проблема наших многодетных православных семей состоит в том, что они живут извне навязанными шаблонами и установками. Шаблонами, которые навязаны людьми и средой, которая вообще не знает, что такое дети, семья, межличностные отношения и каковы сложности и проблемы. Зачастую у нас экспертами по воспитанию детей являются вовсе не опытные и успешные многодетные родители, и даже не те, кто имеет одного ребенка, а бездетные, способные говорить высокие и правильные слова…

Мне приходилось общаться с людьми, которые родились еще в десятых-двадцатых годах XX века в крестьянских семьях, и у меня было острое ощущение их хронической недолюбленности. Да, это были взрослые, которые составили свои семьи, имели детей, внуков, но они так и остались ощетинившимися волчками, которым всю жизнь нужно было выживать и бороться за свое место под солнцем. Для государства, для работы, для карьеры – это может быть и неплохо. Но то, что в своих семьях они не знали любви, не имели навыка любви – это факт. Поэтому я бы не стал идеализировать те семьи и то прошлое.

Я убежден и настаиваю на том, что в браке первичны отношения между мужем и женой, между супругами… Нельзя смотреть на семью как на чадородную машину… Главный смысл, миссия семьи, вложенная в неё Богом, состоит в том, что семья – это пространство предельной концентрации любви в мире. Если ребенок всеми клетками своего организма этой любви не ощущает, если видит, что родители загружены какими-то навязанными извне установками и делаются заложниками этих шаблонов, при этом у самих глаза потухшие, жизни нет, нет никакой радости, даже с утра, мне кажется, что-то неправильно в нашей консерватории: ноты-то безупречные, да только со слухом у исполнителей – проблемы…»

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать интервью отца Павла.

Протоиерей Александр Абрамов

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

29.11.2016 09:28

Удивляюсь, что вокруг замечательного интервью отца Павла Великанова сложилась странная обстановка волнения и возбуждения. Интервью хорошее, разумное и пастырское – да он и сам отец четверых детей.

Я согласен, что многодетность - не самоцель. В средние века был тезис, что всякая супружеская близость должна вести к зачатию детей. Но мы же понимаем, что в силу многих причин это не так. Любовь, отношения двух любящих сердец взаимно друг другу отдающихся и есть содержание христианского чувства, а деторождение – это плод любви. И жестко оговаривая, что многодетность – самоцель, мы ограничиваем многих людей. А есть те, кому Бог не дал детей, и разве они вне христианской ограды? Нет, конечно. Так что возбуждение вокруг статьи неуместно и глупо.

Я утверждаю, что многодетные родители должны быть ответственными. Дети – это не овощи: о них нужно заботиться, их нужно воспитывать, ими нужно заниматься. В храме, где я служу, один из священников отец 16 детей - 8 своих и 8 приемных. А вот, кстати, люди, которые кричат, что надо быть многодетными, либо не имеют детей, либо имеют одного или двоих. Вот у отца 16 детей театральная студия, они много путешествуют, ведут очень активный образ жизни.

И если многодетная – это такая семья, где на каждого обращают внимание, дети и родители чувствуют себя хорошо, то пусть такая семья возрастает, и это дар Божий, а не обязанность.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

29.11.2016 09:27

В статье две неравные части. В первой отец Павел рассуждает о состоянии российского общества, о его единстве. И в значительной степени предметом статьи именно это и являлось, хотя в заголовок вынесено то, о чем он говорит в последних двух абзацах. Но это разные темы, которые надо развести, хотя для отца Павла они тесно связаны.

Да, наше общество весьма разобщено, и происходит это не в результате каких-то уникальных событий, а в связи с индустриализацией. И отец Павел тут совершает серьезную неточность, потому что при индустриализации любого типа обязательное условие - атомизация или разобщение. Карл Маркс неплохо это показал. И, безусловно, в ХХ веке произошла разобщенность. В более патриархально устроенных группах населения единство и общность гораздо выше. Даже в современной деревне общность выше, чем в городе. И современное православное общество серьезно разобщено – это правда.

Что касается многодетности, то рождение ребенка не может решить серьезных проблем, если они есть в отношениях мужчины и женщины. С другой стороны многодетная семья оказывается самоорганизующейся системой, если в ней нет серьезных внутренних проблем, муж с женой любят друг друга и нашли либо традиционную патриархальную, либо современную равноправную систему отношений, а Господь дал им любовь к детям, что тоже далеко не всегда случается. При наличии твердой веры и уповании на Господа, при минимальном решении бытовых проблем базового уровня многие вещи решать проще, чем в малодетной семье. Элементарный пример: когда в семье уже двое детей, мама может оставлять старшего присматривать за младшим, пока она что-то делает на кухне, а когда ребенок один, мама должна все время посвящать ему одному. Так что в многодетной семье многие вопросы решаются автоматически.

Другой вопрос, что многодетная семья более уязвима для внешних воздействий. Не всегда решены минимальные бытовые проблемы. И это непросто, если семья из семи человек живет в «хрущевке», у каждого человека нет личного пространства, а у родителей нет достаточных материальных средств, чтобы обуть, одеть, воспитать и вылечить… И если один из детей заболел, то силы мамы и папы направлены на заботу о больном ребенке, а остальные дети оказываются почти брошены. Есть и другие уязвимые точки.

Отец Павел не случайно увязал состояние общества и многодетность. В традиционном обществе многодетная семья вписана в контекст всего общества – есть родственники, дяди, незамужние сестры – все живут одной большой общиной, и всегда есть кому приглядеть и помочь. Сейчас в городе таких возможностей нет, и семья в случае кризиса оказывается уязвимой. Примерно об этом Господь говорил в пророчестве о конце света: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни». Так что есть много задач, которые семья должна решить, иначе жизнь превратится в ад.

Я не согласен с оценкой отца Павла, что дети в многодетных семьях вырастают неверующими, не ходят в храм. Да, такое бывает, но не чаще чем в малодетных семьях. И я даже думаю, что многодетные тут выигрывают. Хотя я знаю семьи, где жизнь пошла в разнос, мама после рождения нового ребенка оказывается в сумасшедшем доме из-за послеродовой депрессии. Знаю семьи, где дети начинают расти на улице как трава, потому что родители оказываются поглощенными проблемами больного ребенка, или семьи, где дети были разочарованы жизнью собственных родителей и дальше всю жизнь посвящали тому, чтобы не повторить родительский путь, в том числе в многодетности. Но примеров обратных больше.

Мы вообще живем в период кризиса семьи, где много плохо воспитанных детей, и многодетная семья не гарантия от таких проблем. Если проблемы базового уровня решены, то семья выступает островком спасения. Если что-то идет не так, начиная с внутреннего устроения самих родителей, и происходят внешние серьезные удары, то дети в многодетной семье могут оказаться в уязвимом отношении.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

29.11.2016 09:22

Позиция священника на эту тему выглядит странно, - я уже даже не говорю, что это вовсе либеральная позиция, когда рассуждают о том, что деньги определяют все: при их наличии все будет хорошо, а если денег нет, то семья в нищете, и дети не будут тебе благодарны. Это позиция известная и много раз озвученная, но слышать от священника это удивительно, потому что Церковь выступает против абортов и контрацепции. Никто никому не говорит «Будьте многодетными», - но сколько Бог дал детей, столько и нужно. Мы полагаемся тут на волю Божью. Церковь может предложить планировать семью и количество детей только естественным образом. И странно это делать в зависимости от благосостояния.

Заявления отца Павла, что более благополучные дети вырастают в обеспеченных семьях, вызывают много вопросов. Например, мой опыт совершенно иной. Обеспеченные семьи не гарантируют хорошего воспитания и отсутствия проблем, которые тоже есть, просто иного характера, и они как раз тяжелее, чем нужда в реальных благах. А люди, выросшие в материальной нужде, в чем-то более адекватные и приспособленные к современной жизни, чем те, у кого все есть.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

29.11.2016 09:11

В наше время многодетных не так много. В большинстве семей один ребенок, максимум два, и родители говорят, что достаточно, потому что тяжело жить финансово, есть бытовые проблемы, не решен квартирный вопрос и прочее.

Но причина все же не в этом, а в другом – в духовности. Во время и после Великой Отечественной войны в нашей семье родилось 9 детей. А какие условия были тогда? Намного тяжелее, чем сейчас! Но все дети выжили и выросли. Да, было сложно, у нас было большое хозяйство, мы много трудились, но у родителей было огромное желание воспитать и поднять на ноги детей. И таких семей тогда было немало, а внутри семьи все были друг за друга, помогали, поддерживали, благодаря чему и выросли достойными людьми.

А как сегодня одна мама может вырастить нескольких детей, когда и одного прокормить тяжело? А это сплошь и рядом – муж бросил, а в глубинке зарплаты маленькие, мать одна бьется из последних сил. Буквально неделю назад я был в такой семье: мама одна растит двоих мальчишек, зарплата у нее 9000 рублей, за неуплату отключили газ, в доме очень холодно. Как им быть? Пришлось довести все до сведения Общественной палаты и комитета по защите прав человека, иначе женщина бы просто дошла до самоубийства, и это было бы на совести чиновников! В итоге всем миром помогли. И как тут рожать еще детей?

А еще в большинстве семей родители работают с утра до ночи, порой на нескольких работах, чтобы детей одеть, обуть, дать им образование. В итоге дети предоставлены сами себе, родители устают, дома из-за этого разлад. То есть ситуация в стране такая, что люди боятся рожать.

Исламским семьям тоже нелегко, хотя действительно среди них разводов меньше, а многодетных семей больше. И не сказать, что финансово дела лучше, просто традиции мусульманские жестче: аборты, разводы, измены – грех. И родственники всегда помогают, если семья не справляется.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

29.11.2016 09:10

Я согласна с отцом Павлом: если в многодетной семье все хорошо и все счастливы, это подвиг матери и отца. И примеры таких семей надо показывать как можно больше и чаще. Но когда мы знаем, что наш народ очень плохо живет, достаток низкий, жилищные условия отвратительные, и в этой среде мы начинаем популяризировать многодетность, мы вызываем только злобу.

Безусловно, нужно пропагандировать традиционные ценности, чтобы Россия возрождалась через прекрасные многодетные семьи, но как создать условия? Я знаю примеры, когда из многодетной семьи, не выдержав тягот, уходил даже отец-священник. Не у всех получаются такие замечательные семьи, как, например, у нашего прекрасного отца Александра Ильяшенко, воспитавшего с матушкой 12 детей. Но он сам сильная и красивая личность, и дети у него смогли получить прекрасное воспитание и образование.

Но далеко не каждая семья так сможет. И точка зрения о том, что многие по материальным причинам не могут позволить себе многодетную семью, разумна. Нельзя говорить, что Господь не оставит – это неправильно. На дворе XXI век, а мы – верующие люди – должны понимать, что достаток в семье должен быть не только духовный, но и материальный тоже. Нужна разумная государственная политика на этот счет.

И я думаю, что отец Павел очень своевременно поднимает этот вопрос. Потому что когда мы молчим, проблема раскрывается односторонне, а надо чтобы ее рассматривали с разных сторон, и тогда, глядишь, и на государственном уровне будут вызревать решения. Надо больше заниматься нуждами своего народа, рассуждать о проблемах, подыскивая пути их решения.

Вопрос о многодетности – предмет серьезных раздумий, однозначного решения тут нет, и даже полноты знаний в этом вопросе нет, так что надо говорить об этом вслух.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...