Погоня за статистикой привела российскую медицину к упадку: мнения парламентариев
07.12.2016 17:02
Российская система здравоохранения ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг. К такому выводу пришли эксперты международной аналитической компании The Economist Intelligence Unit (EIU), пишет РБК.
По их мнению, по этому параметру Россия схожа с Египтом, Индонезией, Нигерией, ЮАР, ОАЭ и Бразилией. Аналитики EIU сравнивали системы здравоохранения в 25 государствах с идеальной моделью, которую они называют ценностно-ориентированной. В этой модели государство платит за результаты лечения пациента, а не за оказанные медуслуги.
Эксперты изучили, насколько госзатраты на лечение пациента соотносятся с результатами терапии. Для исследования были выбраны 17 параметров: например, доступность медпомощи для всех слоев населения, общая политика государства в медицинской сфере, система клинических рекомендаций, на основе которой врачи выбирают подходящее лечение, и обучение медперсонала.
Россия получила высокий балл только за охват населения медицинской помощью. По всем остальным параметрам оценки средние и низкие. Минимальный балл составил ноль, максимальный — четыре.
Государственное страхование в России не покрывает все виды медицинской помощи, не обеспечивает население всеми необходимыми лекарствами, а качество лечения в некоторых случаях оставляет желать лучшего, указано в докладе. Меры по сокращению расходов привели к закрытию небольших медицинских учреждений и уменьшению объема страхового покрытия в рамках ОМС, резюмируют в EIU.
Россия получила самые низкие баллы в связи с тем, что оплата медуслуг в стране никак не зависит от результатов терапии, а власти не анализируют, как тратятся деньги на медицину.
Единственная страна, получившая высший балл, — Швеция. Следом за ней идет Великобритания.
Привязывать финансирование российской системы здравоохранения к результату лечения нельзя, полагает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Это приведет к фальсификациям: медучреждения будут на бумаге успешно «лечить» здоровых граждан и получать за это деньги, уверен эксперт.
Такая проблема есть и сейчас: поликлиники и больницы получают оплату за оказанные медицинские услуги, поэтому приписывают гражданам посещения и процедуры, которых те не совершали и не получали. В связи с этим критериев оценки здравоохранения должно быть три: смертность, заболеваемость и удовлетворенность пациента, резюмирует Саверский.
Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как бы вы прокомментировали ситуацию с российским здравоохранением? Возможно ли привязать финансирование здравоохранения к результату лечения?
07.12.2016 17:26
Во-первых, реформирование здравоохранения привело у нас к тому, что действительно качество медицинских услуг резко упало. И уже ни для кого не секрет, что качественная и своевременная медицинская помощь недоступна сегодня как жителям сельской местности, так и многих городов в российской глубинке.
Так что с выводами международных экспертов, к сожалению, приходится согласиться. Они совпадают с теми оценками, которые дает системе российского здравоохранения подавляющее большинство наших граждан.
Для того, чтобы медицина ориентировалась у нас на результаты, ситуацию в здравоохранении надо в корне менять. Позиция КПРФ заключается в том, чтобы уйти от страховой системы. Дело в том, что эта система выстроена сейчас таким образом, чтобы выкачивать деньги. Между врачом и больным появляется посредник-коммерсант, который только и думает, как заработать, и которому выгодно, чтобы в стране было больше больных, чем здоровых и выздоравливающих. Поэтому от страховой медицины никакой пользы у нас нет, она работает только на обогащение разных спекулянтов и посредников.
Мы считаем, что самый лучший вариант – это перевести всю систему здравоохранения на финансирование из государственного бюджета. Но в правительстве всерьез рассматривать этот вариант не хотят, поскольку там сидят люди, защищающие интересы тех же посредников и спекулянтов.
07.12.2016 17:24
Исходя из своего личного опыта, ничего страшного в нашей системе здравоохранения нет. Однажды в Пскове провел одну ночь в обычной региональной больнице в общей палате: врачи сделали все, что надо, никаких претензий у меня не было.
А вообще во всех этих рейтингах результат зависит от того, какие поставлены задачи и как посчитать.
Лично я эту кампанию не знаю, потому не уверен, можно ли доверять ее выводам. Как она выводила, что называется, среднюю температуру по больнице, почему взяла такие критерии, а не другие? Да и зачем они пошли на сравнение нас с кем-то, причем они же не все страны сравнивали, а лишь 25? Чтобы мы начали менять свою систему здравоохранения, либо чтобы в свете последних событий еще предъявить к нам претензии и по этой линии? Пока у меня только вопросы. Может быть, завтра какая-то другая кампания представит свой рейтинг, затем третья – свой, и что нам со всеми этими рейтингами делать? Вместе с тем не исключаю, что кому-то из медицинских кругов эта кампания хорошо знакома, и он скомандует брать под козырек и делать все ей сказанное.
Но самый оптимальный вариант, конечно, вообще не болеть. Здоровье лучше беречь, а не укреплять.
07.12.2016 17:22
Идеальная вещь, когда результатом работы системы здравоохранения является низкий уровень заболеваемости, - к этому надо стремиться. Но если мы такую задачу поставим, статистика решит ее очень быстро - всего лишь за год. Как? Приписками! У нас вообще, к сожалению, очень многие вопросы решаются через статистику, а не через необходимые меры. Поэтому на сегодняшнем этапе технократического развития здравоохранения, наверное, оправдана система, действующая по ОМС.
Вместе с тем я согласен с экспертами в том, что критерии оценки работы системы здравоохранения должны быть иными. Мы должны стремиться не к тому, чтобы лечить большее количество людей, а к тому, чтобы люди меньше болели. В этом направлении делаются попытки, в частности, с поголовной вакцинацией населения. Однако в условиях физической нехватки врачей по стране реализовать это направление пока невозможно, пока нам такое не под силу.
Правда, Москва, Санкт-Петербург, другие крупные города, где нет проблем с врачами, могли бы позволить себе переход на направление по уменьшению уровня заболеваемости людей, о чем как раз говорят эксперты. Но здесь нужен механизм объективной, независимой оценки заболеваемости, чтобы не получалось, как очень часто в период эпидемий: по стране вовсю гуляет грипп, а в медкартах, медсправках врачи пишут диагноз ОРВИ», так как сверху, из Минздрава, не поступала команда писать «грипп». При этом, такой критерий оцени не должен быть связан с врачами. При связи с медиками всем будет «рулить» статистика.
Федот Тумусов
1-й зампред Комитета ГД по охране здоровья, фракция «Справедливая Россия»
07.12.2016 17:56
С некоторых пор организация системы здравоохранения в РФ больше основывается на коммерческих интересах, на принципах бизнеса, нежели на принципах выполнения социальных обязательств государства, как было раньше. Именно в этом я вижу одну из главных проблем российской медицины, которая находится сегодня в плачевном состоянии.
Мы до сих пор ощущаем на своей медицине последствия перехода к дикому рынку, который у нас когда-то имел место. И с этой точки зрения я согласен с экспертами, выводы которых здесь обсуждаются. Уровень оказания медицинских услуг на селе и в отдаленных населенных пунктах у нас крайне неудовлетворительный. Их жители сразу стали испытывать большие проблемы, как только мы перешли на организацию здравоохранения по принципу трех «п»: приболел, пришел, полечился. Дело в том, что этот принцип предусматривает оказание медпомощи преимущественно в крупных региональных медцентрах. Но как быть тогда жителям отдаленных районов, где таких центров нельзя создать в принципе?
В своем послании парламенту наш президент Владимир Путин указал магистральный путь развития российского здравоохранения, основанный на повсеместном внедрении телемедицины. Насколько я понимаю, другого пути у России нет.
Считаю, что широкое использование возможностей телемедицины позволит нам совершить революционный скачок в здравоохранении, изменить в лучшую сторону всю систему организации работы наших медучреждений, всю систему диагностирования и лечения. Понятно, что очень быстро, буквально в течение двух-трех лет, исправить ситуацию нам не удастся, но идти к этому необходимо.