Извечный русский спор: Мнения священнослужителей
21.02.2017 09:27
Самый характерный пример — полемика российских либералов и консерваторов-патриотов, причем почти по любому вопросу: от конфликта на Украине до передачи Исаакиевского собора РПЦ. При этом те, кто пытается время от времени выйти за пределы догм того или иного «идеологического лагеря», подвергаются со стороны своих единомышленников чуть ли не большей критике, чем со стороны оппонентов», - пишет «Росбалт».
Издание отмечает, что это характерно не только для России – реакция значительной части американцев на избрание Дональда Трампа президентом США или споры о мигрантах во Франции и Германии тоже укладываются в эту картину.
«Можно ли преодолеть идеологический раскол? Чем объясняется такой мировоззренческий раскол и к чему он ведет? Почему в случае разногласий на «своих» нападают гораздо сильнее, чем на «чужих»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
21.02.2017 10:13
Среди людей, «продвинутых» информационно, страсти кипят, но общей массы населения это не касается. Поэтому не так просто объективно понять настроения народа в целом, - а он молчаливо все же поддерживает обычно консерваторов-патриотов. Да и среди либералов нет уже серьезных авторитетов. В свое время некоторые из них получили серьезную информационную власть и пошли в услужение определенным силам, поэтому до сих пор держатся на плаву, но это как пена на гребне страстей, не более.
21.02.2017 10:11
Светское общество часто критикует Церковь, упрекая в том, что сознание священнослужителей догматизировано. Но если мы откроем творения Святых отцов, мы увидим другую картину: мышление христианина всегда предполагает внутреннюю свободу. А то, что мы сейчас видим в обществе – как раз попытки идеологизации различных сторон жизни.
Это может привести, как у нас часто бывало в истории, к противостоянию – чего бы очень не хотелось. Нужно стараться решать спорные вопросы. Всегда можно найти точки соприкосновения. Но бывают ситуации, когда собеседники не хотят понять друг друга, а без их желания выход не может быть найден.
Нападают на «своих» сильнее, чем на «чужих», наверное, именно потому, что этих людей считали своими приверженцы определенной группы – особенно идеологизированной. Всегда существовала корпоративность, а потеря членов воспринималась болезненно.
21.02.2017 10:08
Мы тоже вовлечены в этот процесс и должны понимать, какие силы нам противостоят, на чьей они стороне. Одни участвуют в строительстве нового мирового порядка, становясь над государствами, системами, нациями, суверенностью и самостоятельностью народов, другие должны противостоять этому процессу, утверждать ценности нации, семьи (как основы нации) и, соответственно, национального государства. Вот ответ на вопрос.
И если мы посмотрим на проблему с этой стороны, мы поймем: слабость тех, кто называет себя патриотами, в том, что им запрещено говорить о национальном возрождении - по крайней мере, применительно к России, русскому народу, русской нации. Это запретная тема. А раз так, сложно выстроить идеологическую конструкцию как единое здание, и мы вынуждены иметь дело лишь с отдельными ее элементами. «Надо отдать Исаакиевский собор Русской Церкви», «поддерживать Украину», - все сводится к отдельным эпизодам, мелким, незначительным, непонятным для окружающих людей, слушающих эту дискуссию, вопросам. А важнейшие вопросы бытия остаются за рамками, об этом запрещено говорить. Такой вопрос для патриотов – существование семьи, русской нации как таковой. Что такое русское государство, почему предпринимается попытка стереть его с лица земли, на каком поле идет война?
С другой стороны, нужно понимать: за либералами, за так называемыми «глобальными ценностями» тоже стоят не абстрактные силы, а конкретные люди, которые представляют национальный, религиозный, и поэтому очень сплоченный, мощный элемент мировой политики. Они хотят диктовать свою волю, быть во главе нового миропорядка, и выстраивают свою деятельность, поддерживая силы, которые каким-то образом на их поле воюют.
21.02.2017 10:07
Что такое идеология? – направление, путь. То, куда движется страна. Это как ехать на машине – не зная дороги, забиваешь в навигатор хотя бы примерные координаты населенного пункта. Так вот и нам, чтобы двигаться, нужно определить пункт назначения. А у нас в этом смысле разброд и шатание. Российские либералы, как и прежде, с восторгом смотрят на Запад. А там основные идеи – мультикультурализм, экономическая и политическая глобализация. Мы это видим, когда споры превращаются в противостояние выходцев из стран третьего мира и государствоообразующего народа. Идеи экономической и политической глобализации чреваты потерей суверенитета стран, которые под этим «подписались». Нам с ними не пути, и лучше учиться на чужих ошибках, нежели на своих.
Чем отличаются консерваторы от либералов? Консерваторы смотрят в прошлое и делают выводы на основе его уроков. Русская цивилизация существует свыше 1000 лет. Мы можем что-то взять на вооружение из опыта прошлого. И в качестве объединяющей идеи – православную культуру. Я не беру религиозный аспект, и говорю именно о культуре, о христианских постулатах, от которых старушка-Европа отказалась. В них входит и умение вести честный диалог, не желать ближнему того, чего не хочешь себе.
И мы видим, что нынешняя власть пытается использовать идеи прошлого, замешанные на православной культуре. Наши политики и дипломаты стараются держать слово, вести доверительную беседу со своими партнерами. Внешнеполитические успехи, которых добились Путин, покойный Чуркин, Рагозин, Лавров, впечатляют. И мне кажется, американский народ сделал свой выбор в пользу этой модели. В какой-то мере идеи нашего Русского мира нашли поддержку у другого народа.
Национальные идеи всегда рядом с нами. И это не «балалайка, водка и медведи», а православная культура. Мне кажется, именно поэтому столько споров вокруг церковных инициатив, включая тот, который возник по поводу Исаакиевского собора.
21.02.2017 09:52
А когда речь идет о государстве или обществе внутри государства, эти разногласия приобретают партийный характер, потому что партийность – это такая формализация разногласий, когда человек себя приписывает к определенному сообществу - к радикалам, консерваторам, либералам и прочим. Поэтому такое разделение вполне соответствует духу не только современного общества. В момент, когда возникает политика как явление, как инструмент действия, как наука, начинается партийное деление. А поскольку оно основано на разногласиях, это деление бесконечно и не может быть остановлено. Другой вопрос, что где-то партийность будет более раздроблена, а где-то как единый хор мнений. Так что сейчас не исключительная ситуация в мировой истории, так было и будет, пока есть политизированное пространство.
Как это преодолеть? Сегодня это может быть связано исключительно с национальными интересами. Хотя многие пытаются их отодвинуть на второй план, но фактор почвенничества не может исчезнуть. Человек, который чувствует себя гражданином того или иного государства, не может его не любить. Если он этого не делает, он становится маргиналом в определенном смысле. Но государство вполне можно критиковать - с целью улучшить общество, то есть конструктивно, а не деструктивно. Поэтому консерваторы и либералы могут объединиться, исходя из идеи верности своей стране.
Есть факторы, которые объединяют людей и в США, и в Европе¸ и у нас может быть такое – та же приверженность к национальным историческим ценностям. Это может способствовать если не единомыслию, то общей взвешенной позиции: любой раскол и противостояние становятся не столь глубокими, если цели едины. Та же многопартийность не должна подрывать устои государства, она должна укреплять его, исправлять ошибки оппонентов, совершенствовать существующую систему.
Если человек оказался в определенном лагере, он должен разделять его идеи, а если отходит от этих принципов, воспринимается маргиналом, изменником. Есть некие правила игры: человек, который себя отождествляет с тем или иным течением, не должен отказываться от своих убеждений и публично об этом заявлять. Это принцип корпоративной политической культуры. Поэтому любые отступники рассматриваются как оппоненты, потому что противопоставляют себя своему сообществу.
21.02.2017 09:49
Тогда же и появилось меньшинство, которое бескомпромиссно диктует, требует и при этом не руководствуется логическими принципами. Я считаю, именно категорическое неприятие доводов и аргументов собеседника были взращены американской программой, чтобы разрушить неугодное им общество.
В результате в людях возобладали воинственность, враждебность, категоричность требований и взглядов. Может ли такое общество развиваться дальше? Конечно, нет. Именно так происходило расстройство госаппарата в Египте, Ливии, Сирии. А когда люди не ищут компромисс, они берут в руки оружие, которое им «заботливо» подсовывают в руки «доброжелатели», и это оружие применяют против несогласных. Так что хаос, который царит сегодня на планете, возник сначала в головах. Многое удалось тем, кто этот хаос инициировал. Но преодолеть его можно и нужно, если человечество хочет выжить. Сегодня, например, есть главы государств, которые еще недавно считали, что, оказывая содействие террористам, они отдаляют их от себя. Но так не бывает. У этих террористов тоже есть свои планы, и чем больших целей они достигают, тем больше у них растет аппетит. Завтра они будут пожирать своих же благодетелей, которые им помогали и помогают.
А наш президент Владимир Путин, когда призывает не заигрывать с террористами, знает, что это действительно так. Хаос достиг уже такого уровня, что без объединения усилий всех здравомыслящих людей планеты преодолеть его будет весьма проблематично. Поэтому в спорах с оппонентами очень важно руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом.
21.02.2017 09:40
Идеологический раскол в политическом обществе ведет к расколу всего общества в государстве. И как бы это не привело к социальному взрыву в итоге. Ведь с экранов льется информация о том, как Россию не любит Запад, постоянно говорят о санкциях. А народ что видит? Рост цен на продукты, на коммунальные услуги, - а зарплаты остаются прежними.
Люди накалены до предела, поэтому, если кто-то им вдруг становится неугоден, они нападают с остервенением, даже если этот «кто-то» еще вчера был в стане «своих».
21.02.2017 09:37
В чем проблема, например, если Исаакиевский собор передается РПЦ? Это здание изначально было собором. Тем более уже есть такая практика, когда собор какое-то время работает как музей, а в другие часы там проходят богослужения. Музейные работники и священнослужители договариваются между собой, и проблем не возникает. Однако они появляются, когда преобладают эмоции и каждый хочет доказать, что только его слова – истина.
Как преодолеть раскол? – Думаю, с помощью той же общественной дискуссии. Площадкой для обсуждения может стать СМИ, интернет-пространство. Нужно просто подобрать хорошего ведущего, эксперта, который будет направлять диалог.
Почему в случаях разногласий на «своих» нападают яростнее, чем на «чужих»? – «Бей своих, чтобы чужие боялись» – старая пословица. До чужого надо еще добраться, а свой рядом, его не нужно искать. Проще добраться до своего.
21.02.2017 09:33
Преставление о том, каким должно быть будущее, и в самом деле разное. Пока, к сожалению, найти некий общий знаменатель не удается. Я не знаю, удастся ли его найти, но искать надо.
Как показывает история, часто словесная полемика, мировоззренческий конфликт перерастает в конфликт практический - том числе военный. Это мы видим на примере Украины. Даже внутри украинского политического класса, не управляющего страной, существует конфликт, который некоторые из этих сил готовы разрушать насильственным путем.
Видимо, мир подошел к некой черте, когда на самом деле определяются цели и пути мирового развития. Но от нас зависит, какими способами мы будем развиваться – мирно, или все глубже погружаясь в уже существующие конфликты.
Протоиерей Сергий Рыбаков
доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
21.02.2017 10:16
Сомневаюсь, что можно найти выход. Господь специально дает людям возможность самоопределиться. Что важнее – истина или комфорт земной жизни, принципиальность или компромисс?
В Евангелии сказано: «Не пугайтесь, ибо надлежит всему этому быть», и «не бойся, малое стадо, ибо я победил мир». Конечно, возникает вопрос, насколько это коснется моей семьи, города, страны. Тут можно уповать на то, что мы уже пережили много катаклизмов, и назревающий катаклизм может быть по милости Божьей смягчен, в то время как Европа и США только входят в эпоху страшных потрясений. Бог может их помиловать, но сначала надо умереть, только тогда они окажутся способными к воскрешению.
Желаю всем нам в предстоящих испытаниях сохранить твердость, веру, упование на Бога, как можно меньше потерь в ближайшем окружении, меньше предательств и измен.