Алексей Гришин: Многие историки говорят, что до революции религии было слишком много, поэтому маятник качнулся в сторону безбожия
10.03.2017 09:28
Алексей ГришинЧто касается роли Церкви в развале Российской империи, тут тоже две ипостаси. С одной стороны православная религия была государственной. Напомню, что не было патриарха, был Священный Синод, а глава назначался с ведома императора. Таким образом, безусловно, Церковь была государственным институтом. И с этой точки зрения ответственность в развале Российской империи на Русскую Православную Церковь ложится в равном объеме, как и на все руководство страны. Некоторые считают, что Церкви было слишком много, поэтому от нее отвернулись. С другой стороны, некоторые, как Владимир Легойда, считают, что Церкви было слишком мало. Но я сравню с коммунистической партией: 70 лет насаждали ее идеалы. И как легко значительная часть сторонников отказалась от КПСС! Люди сожгли партбилеты или спрятали подальше, отказавшись от идеологии, и маятник качнулся в другую сторону. Многие историки говорят, что до революции религии было слишком много, поэтому маятник качнулся в сторону безбожия.
Хорошо, что сейчас задумываются, как не допустить повторения тех событий, чтобы кем-то навязанные идеи не привели к огромной злости, обрушившейся на религию, которая ведет себя слишком активно и начинает влезать во все дела.
Как известно, Богу Богово, а кесарю кесарево. Когда идет замещение одного другим, то возникает дисбаланс. Я человек православный и поддерживаю Русскую Православную Церковь, но когда некоторые священнослужители начинают вмешиваться в политику, становятся бизнесменами от религии, начинают бороться за обладание собственностью (и не очень правомерно), это вызывает у меня, как и у многих в обществе, отторжение. Это порождает сомнение в чистоте Церкви, а она - очень важный институт общества. Поэтому важно сохранять эту чистоту, непререкаемость, избегать конфликтов и склок, и тогда люди пойдут за священнослужителями.
Русская Православная Церковь может и должна сыграть укрепляющую роль в современной России.