Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Слетать на Дальний Восток - это не на дачу смотаться: парламентарии о выделении всем желающим по 1 га земли

23.03.2017 11:05


Проект выделения земли на Дальнем Востоке не пользуется особым спросом - за прошлый год на получение земли подано всего 36 тысяч заявок. А проведенный "АиФ" опрос показал, что лишь 6% читателей готовы воспользоваться предложением Минвостокразвития. При этом 60% считают инициативу в принципе бесполезной. Ряд экспертов высказывают мнение, что эта "гектарная затея" - пустая трата времени.

Опрошенные "АиФ" эксперты, публицист Эдуард Лимонов и производитель сельхозтехники Константин Бабкин, в голос утверждают: 1 га - это смешная цифра, нормального хозяйства на такой площади не построить. "Невыгодно там заниматься сельским хозяйством, поэтому, мне кажется, отток населения с Дальнего Востока будет продолжаться, несмотря на раздачу земли", - утверждает Бабкин.

Лимонов и вовсе призывает осваивать Дальний Восток "силой". "Нужно пересмотреть Уголовный кодекс и ввести там статью наказания: "Поселение на Дальний Восток". Из ссыльных формировать крупные артели, коллективные хозяйства. И участки можно нарезать большие. Бассейн Амура, граница с Китаем — земли благодатные и почти пустые", - отмечает он.

Как Вы относитесь к программе выделения земли на Дальнем Востоке? Как прокомментируете критику программы? Что нужно, чтобы остановить отток населения и сделать этот регион привлекательным для бизнеса и миграции? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

23.03.2017 11:09

То, что "гектар не сработает", было очевидно изначально. 1 га с точки зрения бизнеса – пшик. Это только вспотеть, а выгоды никакой не получить.

Насильственного переселения граждан куда-либо, в том числе на Дальний Восток, тоже, естественно, быть не должно – мы это уже проходили. Просто там должно стать хорошо – едут же именно в такие места. Будет, к примеру, во Владивостоке так же хорошо, как в Москве, тогда и ничего выдумывать не надо – люди сами туда потянутся. А пока на Дальнем Востоке, как у меня в Томске, в смысле уровня зарплат, инфраструктуры, так и нечего надеяться на приток людей.

Ну а для начала надо хотя бы сделать дешевым билет – пусть государство возьмет на себя стоимость керосина. Будет дешевая дорога – люди начнут туда ездить: сначала посмотреть, погулять, потом и гектар начнут брать, и осядут постепенно.

Сейчас же, когда стоимость авиабилета от, к примеру, Москвы до Владивостока порядка 80 тысяч в один конец, люди и берут билет только в один конец, не имея потом больше возможности приехать на день рождения родителей, детей, на свадьбу, еще на какие-то события. А должно быть так: когда понадобилось или захотел, билет купил, на свой гектар прилетел, картошку окучил и вернулся обратно – как на дачу смотался. Тогда и туризм будет развиваться в регионе, и инвестиции туда пойдут.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

23.03.2017 11:09

Как это ни грустно, сегодня у России нет достаточно денег для обустройства желающих на Дальнем Востоке. Экономика не позволяет нам обеспечить массированное переселение граждан в тот регион, как это делал Столыпин. Потому ухватились за идею раздавать там по одному гектару. Ее реализация – пробный шар на пути к заселению Дальнего Востока, потому я бы не стал все сводить к цифрам. Очень многое зависит от первопроходцев.

К тому же мы изменили законодательство, касающееся выделения гектара. Над этим по указанию председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко работала специальная группа парламентариев нашей палаты и Госдумы. На наш взгляд, это позволит активнее осваивать дальневосточную землю, потому что в нынешнем варианте закона прописаны основные шаги, которые должно сделать государство в поддержку взявших гектар. То есть государство все-таки поучаствует в этом деле – в первоначальном варианте оно оставалось в стороне. Это первое.

Второе. Если первоначально заявки на гектар могли подавать только жители Дальневосточного региона, то с 1 февраля 2017 года – уже каждый желающий гражданин России независимо от места проживания. Поэтому отсчет надо вести с 1 февраля.

Вообще раздача гектаров на Дальнем Востоке с целью привлечь туда людей на постоянное место жительства – очень важный политический шаг, которым государство предоставляет людям реальный доступ к земле. Появится серьезный спрос, и количество гектаров будет увеличено, и государственная поддержка вырастет. Главное, чтобы люди поверили в этот проект, поддержали инициативу руководства, желание нашего президента развивать Дальний Восток.

Сейчас этому региону уделяется огромное внимание: есть Министерство по развитию Дальнего Востока, программа развития Дальнего Востока, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе и т.д. Кроме того, с Японией идет диалог по совместному развитию Курильских островов. Всего на Дальний Восток работает 27 федеральных программ, денежное наполнение которых идет, в том числе, через наши естественные монополии, госкорпорации! Дальний Восток – это и безналоговая территория, и территория опережающего развития, и точечные вложения в виде дорог и инфраструктуры, и Дальневосточный университет, и строительство космодрома "Восточный", и мост на остров Русский. Эта территория, как и Крым, – у государства в приоритете.

Не знаю, кому 36 тысяч заявок на гектар кажется малым числом, по мне, это много. Если все эти люди освоят участки, показав пример, и вслед за ними придут туда граждане из остальных регионов России, значит, можно двигаться дальше.

А сталинские методы и формы переселения народов применять ни в коем случае нельзя. Да, это наша история, наша ошибка, и мы ее больше не повторим.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

23.03.2017 11:09

Я согласен с теми, кто считает, что подобный проект – это совсем не то, что нужно для развития Дальнего Востока.

В советское время тоже осваивали Сибирь и Дальний Восток, но как осваивали? Во-первых, там была работа, и людей приглашали на работу, на высокие заработки, поэтому люди охотно туда ехали. Людям там строили жилье, к этому жилью создавали инфраструктуру: детские сады, ясли, больницы, школы – все это было. И тогда развитие той же Сибири, как мы знаем, шло семимильными шагами. Были построены крупнейшие города, в каждом из которых численность превышает сегодня миллион жителей. Строили заводы-фабрики, страна развивалась, все шло планомерно.

Теперь же дают земельные участки. Вот спросите меня: а зачем мне на Дальнем Востоке кусок земли, даже если его дадут бесплатно? Что я с ним буду делать? Это же не земля под строительство коттеджа на берегу Черного моря! Это земля, расположенная в неудобьях, в сопках, где нет никакой инфраструктуры. Водопровод туда никто не провел, равно как и газ, и электроэнергию. И вот я получу там клочок земли, меня тут же обложат налогом, но с этой земли ничего я иметь не буду, поскольку там ничего нет ни для жилья, ни для дачного подсобного участка.

Так зачем же люди будут брать себе такую обузу, чтобы платить потом дополнительный налог?! Естественно, никто и не берет. Зачем влезать в какие-то дополнительные расходы, если эта земля будет непригодна ни для каких целей?

Поэтому если в правительстве хотят развивать Дальний Восток, то делать это надо так, как в советское время. Прежде всего нужно предоставить людям высокооплачиваемую работу и нормальное жилье. Тогда народ и поедет туда жить и работать. А давать людям землю, которая им не нужна, – ну ей-богу, это не имеет никакого смысла.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

23.03.2017 11:09

Если говорить об организационной стороне вопроса, то эту программу можно было бы улучшить путем упрощения самой процедуры получения "дальневосточного гектара", чтобы люди не стояли в очередях. Им ведь этот гектар нужен тогда, когда они подают заявку, а не через несколько лет.

Но самое главное заключается в необходимости создания рабочих мест. Если на соответствующих дальневосточных территориях будут создаваться рабочие места, то и "дальневосточный гектар" будет востребован. Вот представьте себе, что вы получили в хорошем месте гектар земли, но рядом ничего нет: ни социальной инфраструктуры, ни коммунальной, ни работы – ничего. Это же серьезнейшая проблема! Как люди будут жить на этих гектарах, если нет необходимых для жизни условий? Сейчас ведь не 18-й век, когда люди могли жить одним огородничеством! Сейчас людям нужна работа, нужна инфраструктура, блага современной цивилизации. При отсутствии всего этого вряд кто-то поедет осваивать участки дальневосточной земли.

Поэтому критика, звучащая сегодня в адрес проекта, в целом справедлива. Хотя сама по себе идея "дальневосточного гектара" - неплохая. Но работать она может именно как дополнение к созданию не Дальнем Востоке рабочих мест и всей необходимой инфраструктуры. Вспомните, как осваивался Дальний Восток в советское время. Люди ехали туда прежде всего на работу, и уже потом многие там обустраивались, оставались там жить. Поступать сегодня наоборот, т.е. ехать обустраиваться без всякой перспективы получить работу, никто не будет.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."