Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Идея хорошая, но не проработанная: Священнослужители о "ритуально чистом" питании школьников

04.04.2017 09:02


В Мосгордуме обсуждают идею ввести в столичных школах религиозное спецпитание, включающее постные, кошерные и халяльные бесплатные обеды. Об этом сообщил глава комиссии общественных объединений Антон Палеев, сославшись на "многочисленные обращения православной общественности", пишет "Коммерсант". По подсчетам депутата, в Москве около 23 тыс. семей строго соблюдают православный пост, и соответствующую еду их члены могли бы получать в школах.

См. также:
Всех равнять под одну гребенку нельзя: парламентарии о введении в школах религиозного спецпитания

Его подержал уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. "Это прямо соответствует нашей идеологии. Мы понимаем, что все дети разные, но хотим, чтобы они учились вместе", - сказал он.

Однако главный диетолог столичного департамента здравоохранения Татьяна Брежнева заявила, что постное меню как минимум небезопасно для детей: по ее словам, в мясе, молоке и других животных белках, которые в пост предлагается исключить из рациона, есть незаменимые аминокислоты.

«Как Вы относитесь к идее Мосгордумы? Не будет ли это способствовать разобщению учеников по религиозному признаку?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

04.04.2017 09:53

Да, без некоего разделения тут не обойтись - дети будут смотреть друг на друга, кто что ест, и поймут, кто православный, а кто, к примеру, мусульманин. Но сказать, что инициатива плоха и ее нужно запретить, я не могу.

Почему бы действительно не предлагать детям разную пищу, чтобы они могли выбрать? - Я в этом ничего плохого не вижу. Только никого не нужно заставлять, этот выбор должен быть свободным. И нельзя осуждать ребенка, выбравшего то или другое блюдо.

А православным ребятишкам можно напомнить, что с такого-то числа начинается пост, и в столовой есть блюда на выбор. Пусть поговорят дома с родителями, и решат, поститься ли им или нет.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

04.04.2017 09:45

В нашей семье дети соблюдают посты вместе с взрослыми. Это, наоборот, положительно сказывается на здоровье – наши дети физически крепкие.

Да, действительно, в молоке мясе есть незаменимые аминокислоты. Спортсмены об этом знают, и у некоторых из них режим питания выстроен так, чтобы сначала поголодать - потом метаболические процессы улучшаются. Наши дети после поста улучшают свою физическую форму, а разгрузка для организма просто необходима.

Кстати, я недавно прочитал, что внуки людей, который питались умеренно, очень крепки физически. Так что пост способствует укреплению организма.

Конечно, хорошо, если бы детям предоставили право выбора. Мои, например, хотели бы в школе есть что-то постное, но так не получается. Им предлагают два вида комплексного обеда на выбор, но это все непостные блюда. Ну, что тут поделаешь - в армии тоже что дают, то и приходится есть.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

04.04.2017 09:45

Нужно это предложение, - безусловно, заслуживающее внимания, - исследовать, а также провести опросы общественного мнения. Это же очень трудно организовать. Например, православных ребятишек в школах не так много; представим, что несколько из них заболели, и куда в таком случае девать оставшиеся порции – выкидывать?

Так что с одной стороны идею можно приветствовать, а с другой - видно, что она не проработана.

Вполне вероятно, что это будет способствовать и разобщению детей по религиозному признаку. Дома они питаются, как хотят, никак это не афишируя, а тут перед всей школой будет какая-то демонстрация. Может, где-то детей начнут дразнить. Может, возникнут и конфликты. В конце концов, эта идея может не понравится учителям, администрации школы, где и так проблем немало.

Усугублять ситуацию, не взвесив все «за» и «против», мне кажется неправильным.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

04.04.2017 09:25

Конечно, неплохо, если будет возможность сознательного выбора между постными, кошерными, халяльными блюдами. Главное, чтобы не было «принудиловки». И потом пост состоит же не только из гастрономических ограничений. Если ребенок строго постится в еде, но при этом заполночь сидит за компьютерными играми, то пост отрицательно скажется на его состоянии здоровья.

Поэтому всегда настораживает, когда из темы поста вычленяют только гастрономию, а о прочем забывают. Пост надо рассматривать как духовные упражнения в совокупности, а не только в питании. Устав о посте составлялся 1500 лет назад в средиземноморском климате для монахов. И он не всегда применим к современному человеку, особенно когда речь о детях, подростках, беременных и кормящих женщинах, военнослужащих и прочих.

А вот решение вопроса о том, как сделать так, чтобы школьнику было комфортно в школе не только в плане питания, но и духовно, гораздо важнее выбора в меню столовой.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

04.04.2017 09:23

Не думаю, что такая инициатива в школах приведет к какой-то разобщенности. В нашей стране никогда не возникало вражды, непонимания, ненависти из-за того, что люди исповедовали разную религию. А вот взаимный интерес, дискуссия на религиозные темы в этом случае возможны.

Идея предоставлять школьникам бесплатные обеды уже сама по себе хороша, и хотелось, чтобы так было не только в отдельных регионах. Это стало бы существенным подспорьем родителям. А уж если государство готово пойти на это, неплохо бы сделать и второй шаг – предоставлять детям возможность выбора обеда. Не православного или, скажем, мусульманского, а просто разных блюд. Ребенок сам выберет, что положить себе в тарелку: кусок мяса, горошек, или, скажем картошку - в соответствии со своим вероисповеданием. И формального разделения в питании не будет. В этом я вижу еще один положительный момент – это станет выбором самого ребенка, не навязанного ему никем.

Православные духовники с осторожностью относятся к посту детей. Обычно совсем маленьким советуют отказываться от мультиков, развлечений, а потом уже вводить ограничения в питании. Ребенок может возненавидеть пост, не понимая до конца в силу возраста его цели. И его организм еще не подготовлен к такому испытанию. А те дети, которые уже подготовлены, смогут сделать выбор - но он должен быть добровольным.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

04.04.2017 09:21

На самом деле такая потребность в обществе есть. И если департамент образования готов идти навстречу, это надо приветствовать. Потому что если мы говорим о свободе совести и вероисповедания, то хотят или нет в министерстве, но религиозные обряды верующие будут соблюдать, - независимо от того, содержатся ли аминокислоты в продуктах или нет.

Отсутствие выбора в меню для учащихся в школе при такой ситуации еще болезненнее для семьи, потому что в те дни, когда они соблюдают пост, а школа не может предоставить им возможности выбора питания, дети не едят вообще или вынуждены питаться всухомятку, что еще хуже.

В свою очередь возможность предоставить альтернативное меню может решить проблемы соответствия политике мультикультурализма, о которой мы постоянно говорим, - то есть предоставить всем равные условия для образования. То же самое касается питания и многого другого. Кроме того, сюда же можно включить строгих веганов и вегетарианцев, которые не едят мясо не по религиозным причинам.

Так что, мне кажется, введение такого питания стало бы для многих хорошим решением.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

04.04.2017 09:19

А как определить, кто соблюдает пост, а кто нет, кто какую пищу предпочитает? Опросы какие-то проводить среди детей и родителей? И как выборочно одних кормить постной пищей, а других нет?

Что касается мусульман, у нас в строгий пост нельзя принимать пищу во время светового дня. И никогда мусульманские дети не едят свинину. Как все обеспечить? Думаю, в школах это слишком сложно осуществить.

Я знаю религиозных людей, которые водят детей в детские сады и просят не кормить их там свининой. Очень сложно договориться на этот счет. Тут переживаешь, чтобы вообще пища была качественная, чтобы дети не травились, а теперь комбинаты школьного питания должны будут еще и за разделением по религиозным предпочтениям следить? Я думаю, это невозможно. Лучше оставить все как есть.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

04.04.2017 09:18

Мне кажется, это очень хорошая идея. Мы должны действовать по принципу: мы все разные, а родина у нас одна - Россия. Можно для начала провести эксперимент и выяснить, насколько будет востребована среди детей такая система питания.

Очевидно, что дети, которые держат дома пост, с удовольствием будут кушать в школе постную пищу. И вряд ли кто-то заболеет от недостатка витаминов и белков. Я понимаю опасения диетолога, но мне кажется она здесь не права. Любая традиционная религия придерживается строгих правил в питании больше тысячи лет. И от этого еще никто не пострадал.

Это, наоборот, нас объединит, а не разобщат. Русский народ объединяет все остальные малые народы, и новое правило в питании только подтвердит, что нет в России единого стандарта, мы стараемся пойти навстречу всем.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

04.04.2017 09:08

Хорошо бы школьникам предоставить такую возможность - если это будет добровольно, по выбору самих детей. Ничего плохого в этом нет.

Но надо все же прислушаться и к врачам, которые должны давать разрешение каждому желающему ученику для соблюдения норм питания в соответствии с религией. Не стоит усугублять состояние здоровья ограничениями в еде при больших нагрузках во время уроков. Однако это касается тех детей, которые действительно могут иметь проблемы со здоровьем. А те, которые здоровы и желают питаться постной, халяльной или кошерной пищей - пусть питаются!

Если в школах такое появится, я думаю, это будет воспитывать веротерпимость, следование вере и традициям, что пойдет всем только на пользу!

Игорь Дабакаров

генеральный директор Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии

04.04.2017 09:07

Мне кажется, это будет прекрасно – ну а почему нет? У каждого свои обычаи, традиции. Мне нравится, что такой вопрос поднимают. Если мои бы дети могли бы кошерно питаться у себя в школе, я был бы доволен и благодарен, потому что сейчас они там не едят - мы им даем еду с собой.

Кошерная еда - не какая-то святая. Это просто правильное питание. Я знаю, что сегодня многие люди, и не только евреи, хотят есть кошерную пищу. Сейчас в стране «кошерный бум», и это говорит о том, что люди становятся образованными. Они много читают и понимают, что из себя представляет кошерная еда. А это прежде всего здоровое питание.

Посмотрите, чем кормят наших детей в школах – какими-то химическими сосисками. А случаи отравления в учебных заведениях? - Они не так уж редки. А кошерные продукты дорогие и качественные. Но если будет выбор, уверен, что и не-еврейские дети тоже захотят их есть – во всяком случае, на этом настоят их родители, которые понимают в правильном питании.

Эта инициатива мне кажется замечательной, она продиктована заботой о людях. Если в Мосгордуме примут такое решение, думаю, можно попросить представителей различных конфессий помочь организовать в школах кошерное или, скажем, халяльное питание. Думаю, они не откажутся помочь.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...