Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Венчание - не гарантия: Мнения свяшеннослужителей

04.05.2017 09:11


Иногда (в частности, от священнослужителей) приходится слышать противопоставление крепкого церковного брака непрочному современному.

Однако на VIII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев привел неутешительные данные: в Петербурге в 2016 году было расторгнуто 54% венчанных браков. Всего в России в 2016 году количество разводов достигло 62%. Иными словами, церковный брак хотя и несколько прочнее, чем «средний», но ненамного, а «церковный развод» становится столь же обычным, как и светский.

«Чем вы объясняете такое положение вещей? Можно ли его изменить в лучшую сторону? Не следует ли устрожить правила, касающиеся расторжения заключенного в церкви брака?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

04.05.2017 10:01

Это очень интересная статистика, но она дает однобокую информацию – из подавляющего большинства людей, которые называют себя верующими, лишь немногие ходят в церковь. Брак тех, кто в храм ходит регулярно, можно назвать церковным; а тех, кто приходит повенчаться «в довесок» к ЗАГСу, - конечно, нет. Сейчас это популярно, почти все крестят своих детей, однако дети растут вне Церкви. Многие венчаются, но тоже в церковь не ходят.

Поэтому нужна другая статистика: сколько людей, которые регулярно ходят в храмы, исповедуются, причащаются, ведут церковную жизнь и при этом расторгают браки. Было бы интересно посмотреть на эту цифру. Но такую статистику, наверное, собрать трудно.

А что касается статистики представленной - она отражает лишь то, что большинство браков в Церкви заключается людьми нецерковными, это просто дань традиции. Я даже не знаю, приветствовать ее или нет, поэтому что это просто формальность.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

04.05.2017 09:56

У нас в стране разрушен институт семьи, у людей нет страха Божьего, ответственности. Они даже не осознают, что в брак нужно вступать раз в жизни и назад дороги нет. Если бы они подходили к этому ответственно (хотя бы мужчины), картина была бы другой. Но сейчас поколение эгоистов, никто не желает преодолевать трудности. Статистика говорит, что людей не сдерживает и венчание. Едва возникают какие-то трудности, они сразу разбегаются.

Почему так происходит? - Тому несколько причин. Молодые люди должны вступать в брак с благословения родителей. Им дан дар от Бога, они сердцем чувствуют, твой или не твой это человек. Может, им и не нравится выбор их ребенка, но все равно на сердце спокойно. Они понимают: так надо.

Следующая причина, по которой расторгаются браки – у родителей, особенно матерей, видимо, много свободного времени, им нечего делать, и они лезут в семьи своих дочерей, сыновей – якобы с благими намерениями. А делают-то дьявольское дело, разрушают семьи, думая, что чем-то помогают. Помогать там не надо. Не нужно мешать, создавать конфликтные ситуации.

Сейчас нет такого, чтобы вокруг старшего - отца, главы семьи, собирались сыновья со своими женами, и он вел этот семейный корабль по бушующему житейскому морю. Каждый считает себя опытным, мудрым, и не хочет советоваться с родителями. Хотя бы советовались, подходили к женитьбе, все взвесив, предварительно посоветовавшись с родителями, с духовником, прислушивались к своему сердцу…

Замуж нужно выходить только за этого мужчину, жениться только на этой женщине – и ни на какой другой. А молодым никто не объясняет, когда речь идет просто о страсти, а когда действительно это взаимное чувство прекрасной любви, которое только окрепнет и возрастет. С родителями об этом не говорят, с духовенством не советуются. Между тем именно по молитвам родителей «утверждаются дома детей». Без этого ничего не получится. Здесь нужен молитвенный труд. А мы забыли про Бога, живем без Него, - и что хотим, то и получаем.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

04.05.2017 09:53

Правила, касающиеся расторжения брака, и так довольно строгие. Церковь ничего здесь не смягчает, и такое не приветствуется. Должны быть веские причины для расторжения церковного брака, - просто так, по желанию, это не делается.

Что касается представленной статистики - на мой взгляд, такая большая цифра разводов получается потому, что люди, хотя и венчаются, сами нецерковные, и они не придают понятию «церковный брак» важности. Само венчание без усилий человека не будет гарантией сохранения семьи.

Вот если венчаются люди церковные, верующие, посещающие Церковь, то, как показывает церковно-приходская практика, их браки прочны.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

04.05.2017 09:51

Из людей, которые заключают церковный брак, лишь немногие дальше живут церковной, христианской жизнью. Для большинства венчание - просто красивая церемония, люди хотят «следовать православной традиции», «придерживаться веры отцов». При этом у них нет, в сущности, понимания, что такое вообще христианская вера, брак с христианской точки зрения. Если бы велась статистика людей, которые живут церковной жизнью и затем вступают в брак, многое стало бы понятно.

Считаю ли я, что следует устрожить правила, касающиеся расторжения заключенного в Церкви брака? – Нет, конечно. Церковный развод – это уже фиксация того, что произошел серьезный разлад: люди разошлись и просто уведомляют Церковь, что между ними ничего общего не осталось. Поэтому смысла в введении дополнительных ограничений я не вижу.

Я бы поставил вопрос по-другому – следует ли устрожить таинство венчания, внимательные относиться к претендентам? Хорошо, чтобы люди, собирающиеся венчаться, были постоянными прихожанами, вели несколько лет на приходе церковную жизнь. И второе – чтобы прихожанин был осведомлен о том, что его ждет, какие обязательства на него налагает брак.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

04.05.2017 09:47

Ко мне приходили и спрашивали, можно ли «развенчать» брак. Но чина развенчивания нет, как нет и расторжения церковного брака. В церковном уставе я не знаю ничего подобного. Единственное, на что Церковь пошла в качестве уступки слабым людям, это чин второго брака, то есть венчание второй раз.

Неплохо, что в обществе есть суеверный страх, что венчанный брак нельзя расторгать, потому что Господь накажет. Кого-то он действительно останавливает от развода.

Да, в Церкви к браку относятся гораздо строже. Это в ЗАГСе принимают документы и расписывают, а в Церкви с людьми предварительно долго разговаривают. Церковь - вообще единственная общественная организация, которая пытается сохранить брак, никто больше этим не занимается. В СМИ, в кино, наоборот, идет пропаганда того, что измена – это нормально.

Но и в Церкви распадается много браков, потому что там люди из того же самого общества, где 62% разводов, с теми же ценностями и интересами, хотя они и пытаются жить с пониманием того, что есть совесть и страх Божий.

Большинство современных людей воспринимают венчание как мистическую гарантию, что брак будет долгий и счастливый. Но если нецерковные люди повенчались, это ничего не изменит. Брак не распадается не потому, что батюшка совершил какой-то обряд, а потому что люди понимают: нельзя гневить Бога, за смертью еще есть вечная жизнь.

Есть еще один нюанс. У нас в церкви за венчание денег не берут, и людям, которые приходят на предварительную беседу, мы говорим правду, ведь венчание – это не просто красивый обряд. Возможно, там, где таинство венчания оплачивается, не все батюшки беседуют подробно, не относятся так внимательно. И это тоже может быть причиной разводов церковных браков. Но все же, насколько я знаю, батюшки пытаются разговаривать с людьми и объяснять, что такое брак. Конечно, за один-два разговора все не объяснишь, но это лучше, чем ничего.

А развод порождает множество других проблем. Дети, выросшие в неполной семье, не могут потом создать свою, потому что у них не было перед глазами примера хороших семейных отношений между папой и мамой. Желание создать семью есть, а знаний нет. И вот эти знания мы пытаемся передать молодым людям, которые приходят с желанием венчаться. Жаль, что не все до конца понимают серьезность этого шага.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

04.05.2017 09:44

Венчание – таинство дорогое. Не думаю, что многие хотят просто так потратить деньги, чтобы красиво выглядеть в глазах гостей. Предварительно проводится исповедь и причастие, - не везде и не всегда, но есть.

Но браки заключают обычные люди. Мы, конечно, предупреждаем, что церковный брак – это раз и навсегда. Ключевые слова здесь - что Бог соединяет, человек да не разлучает, что двое соединяются в одну плоть. Апостол Павел учил думать о жене, как о части своего тела: плохо поступать по отношении к супруге – это все равно, что делать больно самому себе. И вот мы, будучи людьми опытными, все это говорим, предупреждаем, как опасны супружеские измены, как страшно не следить за умом и зрением. Но что толку, когда нам под именем великой любви в СМИ и кино проводится вседозволенность по отношению к семье и детям?

Половина церковных разводов – это показатель общества и духовной информационной среды, в которой находятся люди, пришедшие к нам за благословением на брак. Да, мы должны продолжать работать, убеждать. Вот у нас на приходе прекрасная молодая пара, у которой растет красивый добрый мальчик, и я вижу, как они оказались на грани развода: пока семью удалось спасти, но все равно еще ходят недовольные жизнью.

Брак – это тайна и человека, чтобы он оставался в семье и не искал выходы на сторону, и тайна окружения, чтобы человеку было комфортно. Тут и опытный психолог не всегда поможет, разве что опытные священники и милость Божья.

Универсальной кнопки «Спасти брак» нет. Ужесточать условия для венчания тоже нет смысла. Например, можно венчать после 25 лет совместной жизни. Да, разводов практически не будет, но и браков не будет. Так что будем дерзать, воспитывать, любить и учить любви.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

04.05.2017 09:38

Церковные браки стали модой. Картинка красивая, а в душе-то ничего не меняется, искренни молодожены или нет – непонятно, поэтому и количество церковных разводов почти как в светских браках.

В исламе, прежде чем пожениться, молодым людям нужно обязательно получить согласие родителей и они должны побеседовать со священником. Не скажу, что абсолютно все это соблюдают, но очень многие. Ко мне даже как-то дедушка приезжал, его семья переехала сюда с Кавказа, и он внучке сказал – хочешь встречаться с парнем, сначала приди в мечеть.

Конечно, и в исламских семьях есть разводы, их немало, - но, мне кажется, меньше, чем в православии. Клятва перед Кораном, бывает, произносится со слезами – возникает такой священный страх ее нарушить, что развода потом и в мыслях нет. А если муж потом оставит жену и детей, его семья заклеймит позором.

Второй раз в исламе можно вступать в брак, но при определенных условиях: если, к примеру, женщина осталась вдовой, а мужчина не отказывается нести ответственность за первую семью и продолжает ее содержать. Все эти нюансы заранее оговариваются, потому что повторный религиозный брак – это еще более серьезный шаг.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

04.05.2017 09:32

В исламе придается большое значение браку. Ответственность жениха и невесты четко была расписана много веков назад: муж должен зарабатывать на жизнь семьи, а жена рожать детей, кормить, ухаживать. Истинные мусульмане соблюдают эти требования, поэтому и семьи крепкие. А когда нарушаются эти нормы, браки распадаются. Так что богобоязненный человек будет способствовать тому, чтобы брак был крепким.

В Коране жениху рекомендуется обратить внимание на такие качества невесты: красоту, авторитет в обществе, богатство и богобоязненность. Но красота может погаснуть, богатство и авторитет можно утратить, поэтому самое главное – крепкая вера.

Но разводы есть и среди мусульман. Причина чаще всего в отсутствии дохода: муж не может найти работу, например.

Сегодня многие молодые люди религиозный обряд венчания совершают ради моды, красивых съемок. Нет богобоязненности. У мусульман проводится никах, а через короткое время молодые люди разводятся. Но человек должен отвечать за свои поступки, а если он предается своим страстям, тогда брак рушится.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

04.05.2017 09:24

Да, это всеобщая беда. Религиозный брак в иудаизме называется «хупа», и он тоже подвержен этому бедствию – большому количеству разводов.

Когда заключают светский брак и совершают венчание, приходят свидетели, друзья, родственники. Но потом молодожены остаются один на один, устраивают быт, рождаются дети. Семья мало подвержена внешним влияниям, а внутренние процессы решающие. И сегодня люди не придают большого значения тому, что брак нерасторжим. Кажется, что такого? - разлюбили друг друга, разошлись.

Но семья – самая древняя и прочная основа государства, поэтому относиться к ее созданию надо серьезно. Нужно больше просвещать молодых людей. Необходима вера в то, что все не случайно, и если брак совершен, то след от него остается на всю жизнь в душе у мужа и жены. Светский брак, может, и прекратится, - но венчание уже навсегда.

В иудаизме нет ограничений на повторные свадебные обряды, но очень критикуется развод (кстати, чаще всего инициаторы развода – мужчины). А перед совершением свадебного обряда предварительные беседы обязательны не только с женихом и невестой, но и с их родителями, потому что глядя на них, можно представить себе будущее молодых супругов, - ведь чаще всего дети повторяют судьбу своих родителей.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

04.05.2017 09:23

У евреев все же, мне кажется, разводов меньше – правда, точную цифру я не могу назвать.

Церковный брак - это еще не все. Для верующих он действительно играет какую-то роль, но если это делают, отдавая дань моде (а молодежь часто венчается именно поэтому), брак не может быть крепким. В него нужно вступать сознательно.

Чтобы еврейский брак стал крепким, необязательно, чтобы молодожены были верующими. Дело в том, что еврейского мужчину всегда учили уважать женщину. У нас женщина на первом месте. И если отец уважает мать, то и дети растут на этом примере.

Хотя бывает по-всякому. В еврейских семьях тоже случаются разводы, но, мне кажется, их меньше, чем у православных. И меньше детей, которые растут без родителей.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...