Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Воцерковляется ли общество: Мнения священнослужителей

29.05.2017 09:41


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью газете «Известия», в частности, сказал:

«Если говорить о роли Церкви в жизни общества — это и проповеди Патриарха, и церковные дела милосердия, и дела верующих людей, никак не связанных с официальными церковными структурами. Церковь обращается к человеческому сердцу, к душе. Задача священника в том, чтобы человек мог войти непосредственно в общение с Богом. Церковь меняет людей, а люди меняют жизнь.

Вы заметили, что чиновников перестали называть «подсвечниками», как раньше иронизировали? Почему? - Потому что среди них много реально верующих людей. То же самое можно сказать и о других социальных группах. Наше общество становится более церковным.

Конечно, это длительный и сложный процесс. Тем же чиновникам патриарх часто напоминает, что если ты в воскресенье исповедался и причастился, а в понедельник берешь взятку, то ты не живешь по Евангелию и никакой индульгенции не имеешь. То же самое — в предпринимательской среде.

Церковь меняет людей вот уже две тысячи лет. Просто не всех и не сразу. Часто говорят: но в мире по-прежнему есть зло. А почему мы не думаем о том, что без Церкви его было бы намного больше? Кроме того, Бог — не полицейский. Церковь — не жандармерия. Она призывает, но человека в нравственном плане нельзя исправить насильно.

В молодежной среде широко распространено представление, что Церковь — это одно большое «нельзя»: это не ешь, то не носи, это не слушай… Это упрощение и большая подмена. Церковь — это не система запретов, это пространство свободы. Свободы от зла и греха. Как говорил один святой, «люби Бога и делай что хочешь». Только не надо в этом предложении делать акцент лишь на второй его части».

«Согласны ли вы, что наше общество становится более воцерковленным? В чем это проявляется?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

29.05.2017 10:27

Представим себе человека, который из года в год перекапывает землю, удобряет ее, сажает зерна, а ничего не вырастает. Он на следующий год снова перекапывает, удобряет, сажает,- и снова ничего не вырастает. И так в течение десятилетий. Мы скажем, что человек либо не понимает, что делает, либо перед нами фанатик.

Но Церковь ежедневно и сеет, и пашет, и удобряет. Священники проповедуют слово Божие, учат людей не совершать грехов, молятся о прощении совершенных. Нельзя думать, что все это проходит бесследно и не дает плодов.

Безусловно, в мире, и в нашей стране в особенности, ежедневно становится все больше искренне верующих людей. Впрочем, именно этого не хотят недруги того, что Святейший патриарх называет «православным миром» или «русским миром». Поэтому пытаются умалить и труды Церкви, и результаты этих трудов.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

29.05.2017 10:23

Могу подтвердить: многие люди сегодня в храме потому, что увидели, чем занимается Церковь. Но сказать, что их стало больше, чем в 90-е годы, я не могу – тогда многие пришли, но многие и ушли. Сегодня остались люди, которые стали христианами по-настоящему. Между ними есть любовь, они уважают друг друга, принимают участие в судьбе храма и своих ближних.

Для верующего человека понятие любви и сострадания неразрывны. Легко отдать последнее, если у кого-то случилась беда. Труднее порадоваться успехам ближнего. Например, кого-то наградили, назначили на хорошую должность. Этого человека, конечно, поздравят, но порадуются ли его успехам от души? И это показывает, кто мы на самом деле, можем ли считаться христианами. Так рассуждают верующие и начинают бороться со своими страстями, недостатками. Неверующий своих недостатков не замечает. В нашей Церкви людей, которые умеют любить и сострадать, все больше. Это благо для общества, и хорошо, что Церковь смогла научить людей быть по-настоящему верующими.

Если мне говорят о моих недостатках, я должен благодарить, что на них указали. И хочется верить: люди, которые сегодня говорят об этом, завтра сами станут хорошими христианами.

Общество меняется – это так. Некоторые, увы, по-настоящему христианами не стали. Но есть учение Церкви. Подняться на этот корабль, чтобы спастись, призывает каждый священнослужитель.

Протоиерей Александр Добросельский

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

29.05.2017 10:21

Как и вся Вселенная, повинуясь космическому закону ритма, в разные времена Церковь имеет различное количество верующих. Когда верующих больше, то и в окружающем обществе ситуация лучше, - об этом история свидетельствует однозначно. Да и в семье, где есть хоть один православный церковный человек, благодаря ему и держится нормальная семейная жизнь.

Иное дело, что всех воцерковить невозможно: каждому плоду свои сроки, а кому-то и вовсе не предстоит созреть. Но окультурить каждое растение, защитить каждый плод, помыть и причесать каждого ребёнка в семье, а также дать гражданам государства российского необходимые для спасения души знания, умения и навыки, мы просто обязаны.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

29.05.2017 10:18

Владимир Романович правильно сказал: Церковь меняет людей, а люди – общество. Это глубокая, справедливая мысль. В этом и состоит главная роль Церкви - менять людей ко благу, чтобы они видели свое призвание не только в достижении материальных ценностей либо в их создании, но и стремились к тому, что лежит выше граней земных.

И действительно, все больше людей осознают такое активное участие Церкви в своей жизни. Другое дело, что «больше» - не значит «много». Слава Богу, сейчас продолжается приток людей к Церкви, но мы находимся лишь в начале пути. Людей, которых действительно можно назвать воцерковленными, формирующих свои принципы в соответствии с заповедями Божьими, стремящихся к тому, чтобы стать свободными от греха, а не к вседозволенности – их еще не хватает.

Наша обыденная жизнь многогранна, противоречива, опирается на традиции, которые образуются со временем, и не всегда их можно приветствовать и стремиться к тому, чтобы они укоренились. Так что в жизни многое нужно менять.

Нельзя воспринимать Церковь как систему запретов. Можно считать, что и правила уличного движения – система запретов и ограничений. И что, нужно их отменить? Тогда на дорогах начнется хаос. Вот и ограничения, которые предлагает Церковь, направляют нашу жизнь в глубокое, одухотворенное русло. К этой цели Церковь и призывает всех нас.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

29.05.2017 10:13

Владимир Романович прав: когда приходится общаться с чиновниками, видишь, - их уровень осведомленности в делах церковных значительно возрос, появилась сопричастность к жизни Церкви. Да и у остальных людей заинтересованности стало больше.

Но сравнивая старшее поколение прихожан, а также тех, кто обращается в Церковь, и молодых людей, я вижу бóльшую осведомленность последних. Нередко среди старшего поколения бытует мнение, что аборт не убийство, и делать его можно – мол, на раннем сроке в чреве не человек, а «рыбка». А молодые знают: аборт - это грех.

Люди, которые выросли в эпоху гласности, в том числе церковной, получили больше информации. Даже если они приходят в Церковь совсем не воцеркволенными, они воцерковляются легче, чем люди старшего поколения.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

29.05.2017 10:11

Все больше людей понимают: Церковь - это не только (и даже не столько) священнослужители, но и обычные верующие, не принадлежащие к церковному клиру. Те, кого в секуляризированном обществе называют прихожанами, в последнее десятилетия стали очень активны. Они часто получают высшее богословское образование, или искусствоведческое образование церковного характера – учатся иконописи, музыке. Эти люди выполняют в храмах социальное, миссионерское служение, занимаются благотворительной деятельностью – всем тем, что раньше делали священники. Сегодня в школах мы можем увидеть не клириков, преподающих христианские предметы и дисциплины, а обычных верующих, имеющих педагогическое и теологическое образование. Все это, пожалуй, одно из наибольших достижения Церкви в последнее время.

«Мода» на православие, существовавшая еще пару десятилетий назад, когда рухнул СССР, тоже прошла. В то время Церковь отождествлялась с тем, что всегда было в оппозиции к власти. Получив свободу, люди стали массово обращаться к Церкви – но, к сожалению, знания о ее деятельности у них были поверхностные. К Церкви скорее относились как к некой традиции отцов и дедов. А некоторые чиновники, которых тогда стали называть «подсвечниками», возможно, пытались таким образом привлечь электорат.

Сейчас, когда много критической (подчас надуманной) информации о жизни Церкви и ее членов, стало очевидно: люди, причислявшие себя к православным, либо углубили свои богословские познания, духовный опыт, либо отвернулись от нее. Многие стали ответственнее к этому относиться. Сейчас нередко публичный человек (будь то чиновник, или, скажем, известный музыкант, спортсмен) во всем ведет себя как православный христианин. Он имеет мужество, подкрепленное духовным опытом, христианской жизнью, и осознает свою ответственность, понимает: совершенный публично грех, некрасивый поступок, обрушат на него шквал критики.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

29.05.2017 10:07

Понятие «воцерковленности» спорно: нельзя с уверенностью сказать, кто воцерковлен, а кто нет. По-разному можно оценивать церковность – от простого признания Церкви до регулярного участия в таинствах и соблюдения заповедей.

Но что в нашем обществе точно происходит – это принятие церковных реалий. По крайне мере вопиющего невежества к истории, Церкви, священнослужителям становится меньше, церковная грамотность населения растет. Если у людей есть вопросы и проблемы, они знают, что можно их решить, к кому обратиться. Интернет превратился в площадку обсуждения Церкви и околоцерковных проблем. Это косвенно способствует тому, что люди так или иначе обращаются к Церкви, к христианской жизни. Они не начинают регулярно участвовать в таинствах, ходить в храм, но внутреннее отношение к Церкви и к Богу меняется.

Это важная характеристика нынешней ситуации: у нас формируется сознательное общество, где вера будет занимать существенную роль, что способствует определенному формированию нравственности в современном обществе. Сегодня человеку не хватает нравственных устоев, благодаря которым он может выстраивать свою и общественную жизнь. Так что я надеюсь, что общество действительно меняется в лучшую сторону. Но пока не приходится говорить обо всем российском обществе как о христианском или разделяющем христианские ценности.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

29.05.2017 09:54

Насколько я могу судить по своему небольшому кругу, который ограничен приходом, школой и университетом, где я преподаю, - наряду с необоснованной критикой в адрес Церкви все больше появляется здравых мнений, точек зрения, голосов.

Патриарх Алексий II в 90-е годы говорил, что возрождение Церкви начинается с возрождения стен, то есть храмов, но гораздо сложнее возродить веру в душах людей. Думаю, он, имел ввиду именно то, что происходит сейчас. Церковь медленно, трудно, но переходит к тому, чтобы священники встречали людей в храме, доброжелательно что-то объясняли, а люди, которые приходят в церковь впервые, могли понять, услышать, задать вопрос и уйти с облегчением или хотя бы с пониманием, что тут тоже есть нормальные люди, а не только бабки, которые шипят и прогоняют незнающих. Много молодых священников, которые работают с молодежью, пишут и говорят для не очень воцерковленной аудитории. Все это очень важно, пусть и происходит незаметно для многих. Но чтобы все оценить, должно пройти время.

К сожалению, при этом социальные сети гораздо быстрее разносят критику, которая основана на не всегда достоверных фактах. Такое впечатление, что есть люди, которые сидят и ждут информационного повода, чтобы максимально его раскрутить - как с историей о Соколовском. Думаю, если бы в 90-е он что-то подобное сделал, никто бы ничего не узнал. А ведь он не тот человек, который должен быть интересен кому-либо вообще из здравомыслящих людей. Это не тот повод, который должен отражать отношение Церкви и общества.

Поэтому дай Бог, чтобы здоровые тенденции продолжались вне зависимости от того, что хотят раскрутить воинствующие безбожники. Чаще всего они не очень хорошо разбираются в церковной жизни, некоторые даже ни разу в церковь не заходили, зато имеют «авторитетное мнение» по всем церковным вопросам.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

29.05.2017 09:45

По своей службе вижу, что молодежи стало приходить больше, чаще стали посещать мечети и молельные дома. У православных, думаю, то же самое. Бывают, конечно, случаи, когда люди приходят только по праздникам, «для галочки». И, конечно, надо не только верить, но и соблюдать заповеди, совершать хорошие поступки, быть честным во всех отношениях.

У нас начался священный месяц рамазан - он напоминает, что мы не одни на этом свете. Есть люди с малым достатком, которые нуждаются в повседневной помощи. То есть не надо забывать совершать благие дела. И они должны осуществляться ежедневно, а не один месяц в году, потому что «надо». Все религиозные праздники заставляют задуматься: зачем ты ходишь в церковь. Поставить свечку один раз в год, думая, что так все грехи отпустят? Мы ведь каждый день совершаем грехи вольно или невольно.

Радует, что люди все больше осознают, приходят к вере, у них есть страх перед Всевышним, то есть они становятся более религиозными.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

29.05.2017 09:45

Истинно верующих становится больше, но не скажу, что значительно больше. Сейчас религию многие воспринимают как элемент моды. Некоторые идут в церковь, мечеть, синагогу, - а потом все равно берут, например, взятку, да еще и благодарят Бога за то, что им ее послал. То есть человек совершает зло и благодарит Бога за такую возможность! Какая же это вера?

Все больше молодежи становится в храмах, это радует. Священники уже специально для них готовят и читают проповеди, в которых говорят, каким должен быть истинно верующий человек. Надеюсь, это действительно повлияет, и они станут истинно верующими.

Еще недавно не было и такого внимания к вере, поэтому очень хорошо, что сегодня многие обращают взор в сторону храма.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...