Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Россия как оплот консерватизма: Мнение священнослужителей

16.06.2017 08:56


Известный православный публицист Сергей Худиев выступил со статьей «О дискриминации и поражении в правах», где, в частности, пишет:

«В эпоху «холодной войны» «Голос Америки» не упускал случая поставить на вид советским людям, что в СССР свободы совести нет — то есть формально свобода вероисповедания признавалась конституцией, но вот фактически было ясно, что это не так, и верующий человек, в лучшем случае, выдавливался на обочину общества. Государственный Департамент составлял доклады, обличающие нарушения свободы вероисповедания в других странах — и делал это с неуязвимой позиции, потому в самих США свобода вероисповедания тщательно соблюдалась. Никто не мог сказать им «на себя посмотрите».

Но это время прошло. Теперь название «либерализм» закрепилось за движением, которое ничего общего не имеет с классическим либерализмом. Классических либералов в современных США называют «консерваторами». Современные либералы последовательно выступают за сворачивание религиозной свободы — то есть формально, конечно, как в СССР, она продолжает провозглашаться, но фактически традиционные христианские верования — такие как вера в брак как союз мужчины и женщины или в сотериологическую исключительность Иисуса Христа — объявляются проявлениями «ненависти», «фобии», «дискриминации», человек с такими взглядами определенно рискует лишиться должности в корпорации или на госслужбе или быть разоренным по суду…

С точки зрения классического либерализма как-либо ограничивать в правах человека из-за его богословских воззрений — страшный скандал и отрицание его базовых принципов. Для современного либерализма — напротив, это совершенно естественно вытекает из его идентичности…

Для Соединенных Штатов свобода вероисповедания является уже весьма конфликтной темой — и внутреннее противостояние между либералами, которые хотят ее свернуть, и консерваторами, которые ее отстаивают, является заметным фактором внутренней политики.

См. также:
Священнослужители о государственном контроле и свободе вероисповедания

Россия, как страна консервативная, страна, в которой храмы возводятся, а не переделываются в кафе и магазины, могла бы обрести союзников в их лице под общим знаменем защиты свободы вероисповедания. Но увы, после «закона Яровой» у нас самих есть немалые проблемы со свободой религии - есть множество сообщений о том, как местные власти, люди близкие к населению, юридически нападают на протестантов из-за того, что они собираются для чтения Библии или рассказывают другим о своей вере. Государственная польза от такого поведения остается тайной, польза для Церкви более чем сомнительна, учитывая, что для многих православных свидетельство протестантов оказалось промежуточным этапом на пути в Церковь. Зато вред от него очевиден — потенциальные союзники России, консерваторы в США (как и в Западной Европе) будут потеряны, возможность апеллировать к религиозной свободе как общей ценности — утрачена, лояльные и аполитичные до того граждане настроены против властей.

Другое дело, что в США со стороны либералов нападки на религиозную свободу являются принципиальным проявлением их идеологии — у нас это просто ошибочная политика. Исторически в глобальном идеологическом противостоянии между либеральным и консервативным лагерем Россия находится среди консерваторов — и ослаблять свои позиции в этом лагере, нарушая такой важный для него принцип, как свободу вероисповедания, было бы глубоко неверно».

«Как бы вы прокомментировали слова Худиева? Следует ли России скорректировать «закон Яровой», чтобы его не могли применять против протестантов? Способна ли, на ваш взгляд, нынешняя Россия выступить как мировой оплот консерватизма?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

16.06.2017 09:56

Я не юрист, чтобы знать тонкости закона и поправок к нему, но любой закон может быть скорректирован. Он для того и создается, чтобы какие-то вещи регулировать и служить на благо человеку. Поэтому если в «законе Яровой» есть очевидные просчеты, надо их исправить.

Худиев высказал очевидные факты, в них нет новизны. И так понятно, что западные ценности, либерализм и свобода стали смысловым перевертышем. Действительно многое, к сожалению, перевернулось в понятиях за последние десятилетия. Осуществляются двойные стандарты, западное общество отказывается от христианского миропонимания и становится тоталитарным. Парадокс, но, в стремлении завоевать как можно больше свободы в том смысле, в котором понимают ее либералы, общество загоняет себя в рабство и диктатуру.

В этом смысле Россия, сохраняя традиционные ценности и христианскую ориентацию, действительно выступает как консервативная сила, в хорошем смысле. И она подразумевает сохранение монументальных ценностей и свобод, в том числе религиозной свободы. Так что вполне допустимо говорить о России как о мировом оплоте консерватизма.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

16.06.2017 09:52

Думаю, этот вопрос очень важен - мы должны понимать и реальность наших отношений с государством, и нашего будущего – каждого в отдельности и всех вместе. В том числе, будущего Церкви как единого богоспасаемого ковчега, благодаря которому мы прежде всего обретаем свободу. Уж кому как не верующим людям должна быть понятна эта значимая часть человеческой личности, ее ядро – свобода?

Возникает вопрос: нужно ли искать нам сейчас в той ситуации, в которой мы находимся (практически войны - до конца непонятно, с кем, но точно с большей частью мира) каких-то союзников? Тем более, информационный занавес давно и с той, и с другой стороны опущен, ни они не слышат нас, ни мы до конца не понимаем логики их действий, так как воспринимаем только свою точку зрения.

Возможно, даже такие противоречивые законы, как «закон Яровой», нужно рассматривать в контексте не наших глобальных мировоззренческих проблем, а реальной ситуации, в которой мы оказались. Видимо, потому этот закон и появился. И последние действия власти в России – это логика войны и ничего другого. Критикам, комментаторам и аналитикам нужно иметь это в виду.

Раньше, в советское время, верующим или инакомыслящим можно было апеллировать к каким-то международным инстанциям, находить союзников и единомышленников «за бугром». Теперь нам нужно искать союзников среди себя самих - и это, как выясняется, гораздо сложнее.

Например, поднята тема о необоснованных преследованиях, притеснениях протестантских направлений, условно именуемых церквами. А поддерживаем ли как-то мы, православные христиане, людей, в общем-то, добрых, не враждебно к нам настроенных, или испытываем радость от того, что теперь им плохо? А не вспомнить ли нам время, когда были гонения на православие? Как часто баптисты становились на сторону православных, поддерживая их, давая им пользоваться ресурсами, которые они имели благодаря связям со своими центральными заграничными структурами? И не пора ли нам начать проявлять такое же внимание в отношении, как мы говорим, заблудших собратьев, но на самом деле людей, которые просто по-другому думают о Христе?

Этот вопрос должен быть адресован именно верующим – людям, которые ходят в храм, строят монастыри. Подают ли они сами пример любви, терпимости к людям, которые, по их мнению, заблуждаются?

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

16.06.2017 09:47

Россия вполне может выступить как мировой оплот консерватизма. Однако под протестантизмом мы понимаем не только протестантизм классический, но и все религиозные течения, которые вытекают из него - а их на сегодняшний день более двухсот, и многие носят радикальный характер - это попросту тоталитарные секты, которые наносят вред жизни и здоровью человека, обществу в целом. Так что нужно уточнить, о каком именно протестантизме идет речь. Если о классическом, тогда да, с Сергеем Худиевым можно согласиться.

Что Россия - оплот консерватизма, в общем-то, очевидно. Во-первых, она занимает шестую часть суши и вообще мирового пространства, во-вторых, большинство жителей нашей страны считают себя православными христианами, а православные христиане – уже консерваторы, фундаменталисты в хорошем смысле этого слова.

Но нужно не только заявлять о себе на мировых площадках, но и отстаивать то, чем богата Православная Церковь - ее традиции, огромное культурное наследие.

Думаю, у России получилось бы найти союзников среди консерваторов – здравых сил в мире достаточно, еще не все прогнило. Возможно, эти силы слабы и разрозненны, а если появился бы лидер в лице России, Русской Церкви, думаю, это поспособствовало бы объединению усилий.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

16.06.2017 09:46

Думаю, для многих Россия уже сейчас пример консервативного отношения во многих сферах общественно-политической жизни. И, возможно, мы действительно смогли бы найти потенциальных союзников в лице консерваторов США и Западной Европы. Но это произойдет лишь в том случае, если политика в нашей стране, опирающаяся на консервативные ценности, будет последовательной и успешной. Она должна приносить реальные успехи в общественной жизни страны, а общество стать нравственно здоровым. Мне кажется, люди на Западе обращают внимание именно на эти вещи.

А что касается религиозных свобод, нужно различать традиционные конфессии и деструктивные секты. Специалисты в этой области могут делать выводы касаемо той или иной религиозной организации. Протестанты в России были представлены и ранее, и широко. Например, в Санкт-Петербурге, куда приезжало много иностранцев, существовали лютеранские храмы (есть они и сейчас). Но наряду с традиционными протестанскими религиозными организациями существуют и такие, которые вырождаются в сектантские. А сектанты оказывают разрушительное влияние на общество. Думаю, «закон Яровой» призван ограничить влияние именно таких деструктивных организаций. А свобода вероисповедания при этом не нарушается – это базовая ценность в современном обществе.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

16.06.2017 09:34

Сергей Худиев представляет Россию образцом, на который все должны равняться. Считаю, это неправильно. Мы не должны рассуждать о развитии России как оплота чего бы то ни было. Россия должна руководствоваться национальными интересами, а не брать на себя роль некоего образцово-показательного учреждения.

Я вспоминаю эпоху СССР, когда были соцсоревнования. Вымпелы и кубки переходили от одного предприятия к другому. Озираясь на кого-то, мы можем проглядеть главное. Мне кажется, нельзя брать на себя мессианскую роль.

Автор говорит о протестантских сектах. Насколько я понимаю, речь о так называемом «миссионерском законе», который ограничивает особо агрессивные религиозные деноминации, члены которых пристают к людям на улице, не дают им спокойно жить. Это в большей степени свойственно различным религиозным течениям, пришедшим к нам с Запада. И речь идет о том, чтобы ограничить такое агрессивное миссионерство.

На мой взгляд, появление этого закона своевременно - проблема же существует. Не так давно Верховный суд запретил на территории нашей страны организацию «Свидетели Иеговы» – некоторые их материалы сочли экстремистскими. Вообще представители некоторых западноориентированных религиозных культов – это в некотором роде «пятая колонна». У меня есть друзья, которые раньше состояли в пятидесятнических организациях. Израиль и Америку там называли «старшими братьями России». Из специализированной литературы мы также знаем, что мормоны были замечены в шпионаже возле разных военных объектов, в том числе российских. Об этом пишет в своих трудах сектовед Дворкин. У сайентологов тоже находили базы данных на известных людей.

Так что проблема есть, и позицию страуса в этом вопросе, думаю, занимать нельзя – особенно в условиях сегодняшнего отношения к России наших «западных партнеров».

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

16.06.2017 09:32

«Закон Яровой» контролирует в принципе любую организацию в Российской Федерации, будь она протестантской или какой-либо другой. Он не делает поблажек никому. Нужно понимать, почему появился этот закон - чтобы противодействовать экстремистским организациям, которые в последнее время начали активно развиваться в нашей стране - и протестантского, и мусульманского, и какого-либо другого толка. Чтобы как-то контролировать этот процесс, государство пошло на жесткие меры. Но к религиозному человеку все эти запреты по большому счету не имеют никакого отношения. Вера в Бога у человека в сердце, и он всегда найдет место, время, чтобы помолиться.

Другое дело - агрессивная миссионерская деятельность организаций, которые приходят к нам с Запада. Я всегда удивлялся тому, что они, появившиеся сто, двести лет назад, хотят научить нас «правильной» вере! Даже в наш маленький поселок приехали протестанты из Германии (организация «Братская рука») и открыли молитвенный дом. Поневоле подумаешь: какая цель у подобных организаций? А она, видимо, не только (и не столько) религиозная. Скорее всего, они преследуют какие-то другие цели.

Поэтому государство должно контролировать эти вещи. Никто не никогда запретит заниматься исключительно религиозными задачами. Это личное дело человека, он спокойно молится, - ну а когда начинает пропагандировать какие-то другие цели, тут, конечно, приходится принимать меры.

Да, Православная Церковь работает, развивается. Мы привлекаем каждого, это правда. Наши храмы не то что разрушаются - строятся. Потому что это нужно: люди хотят верить в Бога. Это традиционные ценности, истинные, и здесь нам не препятствуют традиционные конфессии, которые также стараются для России, во имя патриотизма, любви к Родине, к добрососедским отношениям. Но не все организации с вывеской «христианская» имеют отношение к Русской Православной Церкви. Под этой вывеской может скрываться, что угодно. Почему бы действительно государству не контролировать это?

Возьмем 90-е годы - православному священнику было трудно зайти в школу, а протестантским конфессиям дорога туда была открыта – видимо, использовались какие-то финансовые рычаги. А сейчас у нас даже в отдаленном селе действует храм, приезжает и трудится священник – несмотря на то, что там почти нет прихожан, которые могли бы его финансово обеспечить. Мы хотим помочь людям пообщаться с Богом, и не имеем каких-то других целей.

Думаю, «закон Яровой» в какой-то степени идет на пользу и Русской Православной Церкви, так как во многом нас дисциплинирует.

Россия всегда была консервативной, и, думаю, такой и останется. Разве это плохо? – Напротив, замечательно. Традиционные ценности, которые мы культивируем и воспитываем в людях, помогут сохранить нашу страну.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

16.06.2017 09:10

Если говорить о европейской христианской цивилизации, то, к сожалению, она действительно уходит в прошлое. И в этом смысле Россия, конечно, сейчас выступает оплотом консерватизма.

Что касается «закона Яровой», то, как я понимаю, он принимался с прицелом на исламские секты и террористические организации. Поэтому, если действительно страдают безосновательно какие-то законные религиозные организации, то закон нужно скорректировать.

Мы знаем некую официальную картинку про США, - они, мол, самая демократическая, свободная, продвинутая страна. А на самом деле она очень разная. Я бы ее не воспринимал как единое целое. У американцев одни принципы для своих, другие для чужих. При этом штаты имеют разные законы: где-то притесняется вера, где-то нет, одни более консервативны, другие менее. Поэтому не очень понятно, чему американцы хотят кого-то учить, потому что прецеденты применения разного рода законов можно найти в разных штатах.

Россия более цельное и единое государство. Да, коммунизм в ХХ веке, конечно, немного поменял акценты. Но Россия как была до революции, потом в советское время, так и сегодня остается консервативной. И многие принципы, которые у нас применяются во внешней и внутренней политике, пережили ХХ век, не сильно изменившись. Поэтому мы не просто оплот консерватизма, а скорее совесть Европы.

Христианство само по себе несет вечные неизменные принципы, а Европа и США отходят от христианства и теряют ориентиры. Они в Конституции говорят о свободе, но только Библия объясняет истинное понятие слова «свобода». А если от Библии отойти, то будет, как в США – эта свобода хорошая, а эта плохая, и ее можно насаждать с помощью оружия, убивая людей. Так что это за свобода и двойные стандарты? Подмена безапелляционная и бессовестная.

В этом смысле Россия, по-моему, единое государство, которое не боится свидетельствовать правду, основанную на христианских незыблемых и вечных позициях. Это самое главное, и за это надо держаться, а все остальное – политика. Иногда грустно, что мы вынуждены идти как между Сциллой и Харибдой – между принципами, от которых не хотим отступать и тем, что хотят от нас видеть во внешнем мире. И так хочется сказать: плевать, как нас будут воспринимать, мы вот такие, и принимайте нас такими, какие мы есть.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

16.06.2017 09:08

Полностью согласен с Худиевым. Было время, когда в СССР отбирали культовые знания и использовали их, как угодно, только не для религиозных целей, или просто разрушали. И когда вышел закон о возвращении храмов конфессиям, счастью нашему не было предела. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы сказать, что в нашей стране только в лучшую сторону изменилось отношение к вере и традициям. Мы теперь можем действовать свободно.

Да, «закон Яровой» не доработан, мы тоже столкнулись с этим: за любое выражение во время проповеди могут привлечь к уголовной ответственности. Приходится тщательно выверять тексты. Так что закон однозначно требует доработки.

А запреты либералов ни к чему хорошему не приведут. Религию запретить невозможно. Как ни пытались это сделать большевики, но люди все равно молились. В нашей семье, например, соблюдались все мусульманские обычаи.

В России много народов и конфессий, но никто никого не притесняет, поэтому мы уникальная страна. И слава Богу, что нам разрешено строить храмы и исповедовать свою религию. Хотя в некоторых регионах еще есть проблемы. В частности в нашей области запрещают строительство мечети. Но, думаю, это дело времени, появится и у нас своя мечеть, и мы будем наравне со всеми конфессиями сосуществовать в нашем регионе.

А Россия уже стала мировым оплотом консерватизма. Нашим лидерам удается не переступать грань, и весь мир это одобряет, обычные граждане хотят жить в мире и согласии, - нашей стране это как раз прекрасно удается.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

16.06.2017 09:04

Да, сейчас все поменялось. Раньше так хотели западной демократии и свободы, - а сегодня такой демократии, как в России, нет ни в Европе, ни в США. Во время «холодной войны» Запад выступал против СССР, противники развалили страну, но не смогли нас добить до конца, Путин помешал их планам. И теперь он укрепляет мощь государства, что, разумеется, никому не нравится.

«Закон Яровой» защищает нашу страну от сектантов, а я всегда выступал против сект. Еще во времена правительства Бориса Ельцина просил поставить им заслон. Если человек христианин, пусть идет в православную церковь, мусульманин – в мечеть. Зачем все эти многочисленные организации, если у нас есть традиционные конфессии, к которым относится большинство наших граждан? Все остальное – секты, и не надо жаловаться на закон, он оберегает нас.

Судя по тому, как поднимается рейтинг нашего президента, и с каким уважением к нему относятся в США и в Европе, он все делает правильно. И нет у нас имперских замашек, чтобы кого-то завоевать. Россия – свободная страна, которая твердо стоит на своих традициях. Люди всего мира это видят и тянутся к нам. Так что Россия вполне может стать мировым оплотом консерватизма.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

16.06.2017 09:03

Если в «законе Яровой» присутствуют недоговоренные моменты, позволяющие кое-кому устраивать гонения на протестантов или даже на православных, которые стараются проповедовать, не будучи включенными в какую-то организацию, - то, безусловно, мы тут можем видеть нарушение закона «О свободе совести». Соответственно, нужны поправки.

Да, увы, современный либерализм уже переступает свои границы. Хотя либерализм таким, каким он был проповедан одним из его основоположников Джоном Локком, подразумевающий свободу действия и ограниченный только нравственными категориями, никогда и не существовал. Либерализм превращается, как мы видим по истории, в кровавый террор Робеспьера или кровавый террор большевистской диктатуры. Либералы почему-то жаждут свободы только для себя и только по своим собственным лекалам. Это действительно превращается в некоторого рода религию, идол, язычество.

И сейчас либерализм стал одним из фетишей современного общества, главный тезис которого абсолютная свобода, даже не ограниченная нормами морали, как это было у Джона Локка. Потому что говорить о моральности союза однополых пар было бы, конечно, совершенно неправильно. К сожалению, сторонники такого либерализма не понимают своей ошибочности, настаивают на распространении его по всем странам, так же как настаивают на распространении демократии, западной культуры, фаст-фуда и прочего.

Россия в данном случае с нашими православными ценностями может и даже должна противопоставить себя либерализму, который ведет уже не к свободе вероисповедания, а к атеизму, что он позиционировал еще в XVII веке. И такова одна из политических и культурных задач нашей страны и православия – защита традиционных христианских православных ценностей.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...