Алексей Гришин: Я знаю лично Арслана Садриева и не могу его заподозрить в корысти и антиисламской деятельности
27.06.2017 09:22
Алексей ГришинВо-первых, меня удивило, что председатель Совета муфтиев России и председатель Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин издал указ о лишении сана и отстранении от должности. Так все-таки от какой организации он издал указ? Он же председатель сразу двух, а там разные уставы, разные президиумы, разные люди заседают. То есть Гайнутдин соединил две организации в одну. Разъяснений до сих пор никто не дал, в официальных сообщениях никаких поправок до сих пор нет.
Во-вторых, в исламе нет института церкви, нет понятия апостольской благодати, духовный сан – условное понятие. Нельзя лишить того, чего нет.
В-третьих, странно, что Гайнутдин сам якобы может лишать должностей: они же выборные, и лишить их может только либо суд церковный, то есть казый в соответствии с уставом организации, либо сама община. Как можно было провести судебную процедуру с разбором ситуации, заключениями, опросом человека, если статья Садриева появилась в полдень, а вечером того же дня вышел указ Гайнутдина? То есть за несколько часов провели всю процедуру? Он издал неправомерно указ, - это его самого должны отлучить от власти, так как он нарушил устав. Как говорится, сам выстрелил себе в ногу. Я уже не говорю о том, что, по последним подсчетам, Совет муфтиев России контролирует всего 11% мусульманских организаций.
И еще один момент, который мог взбесить Гайнутдина – это садака и закят, то есть пожертвования. Садриев объясняет, что садака изначально был государственным налогом, а закят добровольным пожертвованием. У Гайнутдина все строится на другой трактовке, что обеспечивает нынешнее финансовое благополучие СМР. Подход Садриева подрывает финансовую систему, которую создал Равиль Гайнутдин. Так что еще и этим можно объяснить гнев и скорость принятия решений.
То, что предлагает Садриев, в исламе не запрещено. Я очень внимательно изучил его предложения. Он говорит, что средневековые книги создавались под режим дня средневековых арабов, и современным мусульманам это не подходит. Арабу было удобно, а российскому мусульманину в силу его образа жизни молиться неудобно, поэтому многие верующие вообще отказываются от намаза. Чтобы человек продолжил соблюдать религиозные традиции, он предлагает чуть-чуть трансформировать систему намаза, сделать ее удобной для мусульман России. Он призывает, чтобы люди больше верили и молились.
Я не мусульманин, а исламовед, и смотрю со стороны. Мусульмане сами должны решать, нужны ли реформы. Но с моей точки зрения нет ничего плохого в том, чтобы убрать финансовых мошенников, создать лучшие условия для веры, чтобы мусульмане молились пять раз в день, а не раз в неделю. Может, я чего-то не понимаю, но, мне кажется, ретрограды против Садриева как раз заинтересованы в сохранении статус-кво по корыстным мотивам.
Исходя из этого я очень рад, что Садриев провел в своем Сергиево-Посадском районе празднование Уразы-байрама, и все пришли к нему, хотя официально он якобы снят с поста. Люди «проголосовали ногами», как говорится. Я знаю лично Арслана Садриева и не могу его заподозрить в корысти и антиисламской деятельности. Так что все сводится действительно к борьбе за власть, а она сейчас жесткая.