Семен Лившиц : После революции люди боялись сообщать о своих родственниках: у них могли быть большие неприятности
12.07.2017 09:19
Семен ЛившицМои предки - дед и бабушка по материнской линии - были из рабочего сословия. Он - мастер по ремонту весов. Дед проживал в Кракове, а бабушка жила в Вильне. Она была белошвейкой, входила состав евросекции Бунда – социал- демократического национального еврейского движения. Эта организация выступала за то, чтобы, находясь в составе советской России, люди изучали свою религию, историю, традиции. Сейчас я, можно сказать, воплощаю идею бабушки, создав в Орловской области национальную культурную автономию – без права территориального отделения.
Во время Гражданской войны дед воевал против белых, а бабушку переводили через границу в советскую Россию контрабандисты.
Родственники отца жили в Смоленской губернии. Прадеда звали Шимон (услышанный Богом). Вообще Лившицы происходят из местечка Маравы Австро-Венгрии (теперь Чехии). Они жили в городе Липшиц, и поэтому носили такую фамилию. Был там известный раввин с такой же фамилией, от которого ее получили его дети и ученики. А род этого раввина восходит к царю Давиду – первому царю Иудеи. Так что я знаю свою родословную за 3000 лет!
Почему многие своей родословной не знают? - Потому что после революции люди боялись сообщать о своих родственниках: у них могли быть большие неприятности, в том числе при трудоустройстве. В результате скрывали свое прошлое от властей и даже от детей. Поэтому возник этот страшный разрыв – люди вырастали, не зная о своих предках.
Во время репрессий мой дядя, мамин двоюродный брат, был осужден по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки и получил 20 лет лагерей. Он вышел, отсидев этот срок полностью, а затем через пару лет попросился на службу в советскую армию - и его снова осудили, еще на 20 лет. Вышел дядя на свободу в 53 году, после смерти Сталина. Удивительно, но всю жизнь он считал этого человека «великим вождем всех народов», и был уверен, что стал жертвой козней Берии или НКВД.