Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

В Сети надо обращаться к слышащим: Мнения священнослужителей

24.07.2017 08:52


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в эфире радио «Вера» призвал к сдержанности в сетевых спорах, которые разворачиваются по различным вопросам общественной и религиозной жизни.

«В одном из классических духовных трудов — "Лествице" преподобного Иоанна Лествичника, сказано: "При исходе нашем от жизни будем обвинены не за то, что не богословствовали и не творили чудес, а за то, что не плакали о грехах своих", — напомнил В.Р. Легойда. - В безграничных сетевых "баталиях" человек бесконечно далек от плача о своих грехах. Там есть все, кроме этого. Человек, плачущий о своих грехах, не занимается проблемами соринки, сучка или ветки в глазу ближнего, он пытается вытянуть свое бревно». Он призвал участников сетевых дискуссий тратить все силы на установление в мире Христовой любви, а не изливать «праведный гнев» на своих оппонентов.

«Я вынужден участвовать в некоторых интернет-дискуссиях, и я понимаю, что порой трачу на них больше сил, чем на молитву. Боюсь, я не один такой», — отметил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Некоторые люди совершенно искренне считают, что их служение заключается именно в сетевой "борьбе". Так они отстаивают святость святых, — хотя большой вопрос, насколько святые в этом нуждаются, — или свободу художника, которая в последнее время тоже почему-то стала "священной коровой"», — подчеркнул он.

По словам представителя Церкви, приговором такому поведению является фраза преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". «Стремление всех поучать, спасать, обличать рождается, видимо, в надежде, что за это будет дарован "дух мирен". Но Евангелие предлагает нам другой рецепт: "Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего"», — заключил В.Р. Легойда.

Вместе с тем современный человек, верующий или нет, неизбежно, - и чем он моложе, тем с большей неизбежностью, - немало времени уделяет сетевому общению. Поэтому некоторые правила поведения в интернете ему насущно необходимы.

«Как бы вы посоветовали верующему вести себя в интернете? В каких случаях стóит встпать в спор? Чего делать ни в коем случае не следует?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

24.07.2017 09:12

На мой взгляд, слово сейчас обесценилось. Интернет-дискуссии действительно часто превращаются в сотрясение эфира. Свободное общение порождает у многих молодых людей чувство собственной значимости, возможность влиять на многие процессы общественной жизни, политики, экономики, - хотя это представление явно иллюзорно.

Из-за такого свободного отношения к слову возникает много плохого, - связанного со взаимными оскорблениями, обидами, нецензурной бранью, коверканьем русских слов, что в свое время Оруэлл назвал «новоязом», с общей травлей несогласных с общим мнением.

Попытки в большом котле найти истину, убедить кого-то в чем-то, донести определенные идеи до большинства оказываются очень сложным делом, практически невозможным. Иллюзия, что можно кого-то убедить, неосуществима. Мало что зависит от деятельности частных лиц, которые не имеют общественного веса. Я понимаю общественных крупных деятелей, СМИ. Но сейчас речь о частных людях. Они кладут жизнь на это, но мнение блогера ничего не значит.

Поэтому интернет-дискуссии я считаю бессмысленным занятием и тратой времени. Этим могут заниматься люди, которым нечего делать в жизни. Так что не просто надо ограничивать себя в дискуссиях, как сказал Владимир Легойда, а вообще их избегать, если нет крайней необходимости в них участвовать.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

24.07.2017 09:08

Лучше вообще не вступать в споры в соцсетях, если это не приносит пользы, а приводит к душевному расстройству и лишним переживаниям.

Мне могут сказать, что современный человек не мыслит себя без соцсетей. Но тогда, может быть, стоит не активно, а пассивно участвовать, когда читаешь, но ничего не пишешь? Это полезнее, хотя не оберегает человека от переживаний и расстройств.

Когда пишешь в интернете комментарий или ставишь «лайк», ты не можешь точно знать, кому это адресовано. Ты пишешь какой-то аморфной безликой массе, где люди самых разных взглядов, разного уровня воспитания. Многие из них пришли сюда просто себя занять, неважно чем, - то есть они не готовы к серьезной дискуссии. И все чаще эти дискуссии выходят на уровень «сам дурак». Нет никакого конструктива, эффекта и удовлетворения. Ты что-то выкрикнул - и расстроился, потому что тебя в ответ облили грязью.

Я, например, пассивный пользователь интернета. Я понимаю, что если ко мне обратятся с нецензурной бранью, я не смогу ответить так же. А как тогда с такими людьми общаться? Каждый раз отвечать, что я с вами общаться не буду? Но тогда лучше и не начинать. Друзей в соцсетях тоже надо аккуратно подбирать, чтобы не получалось так, что любой пришел и наговорил гадостей.

И еще соцсети очень обесценивают слово: когда говоришь в безликую массу, горлопаны и дурачки начинают придираться, выдергивать слова из контекста, находить сторонников. В итоге теряется смысл дискуссии.

Я слышал ответ одного епископа на вопрос, надо ли отвечать, когда в интернете хулят Церковь. Он сказал: «Обязательно нужно высказать свою позицию, но в расчете не на тех, кто кричит и гавкает, а на тех, кто прочитает, услышит и промолчит. Такие есть и для них надо говорить». Так что голос должен присутствовать, но он должен быть высказан с достоинством и обращен к слышащим.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

24.07.2017 09:06

У любого человека, будь он интернет-пользователь или нет, есть какой-то уровень воспитания, культуры общения. У кого-то этот уровень низкий, а кто-то, к сожалению, этого лишен совсем. Отсюда и результат – кто-то ведет беседы, дискуссии вежливо, аргументировано и тактично, а кто-то грубо, жестко и категорично.

В исламе споры вообще запрещены. Считается, что спорить может только незнающий человек. Так что правильно призывает Владимир Легойда: в дискуссиях необходима сдержанность, воспитанность.

Интернет не так давно вошел в нашу жизнь. Многие не понимают разницы между виртуальностью и реальностью, люди не видят границ, считают, что если их никто не видит за экраном монитора, значит, можно себя вести, как угодно. Так что сейчас мы еще на очень низком уровне культуры общения.

Хорошо бы в школах ввести уроки правила общения в интернете. Время диктует свои условия. Надо, чтобы школьники и студенты знали, как вести себя в сети. Интернет - это океан вопросов и ответов, человек может в этом утонуть, если не умеет себя сдерживать.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

24.07.2017 09:04

Современные реалии, конечно, вносят некоторые коррективы в жизнь людей, в том числе верующих. Некоторые интернет воспринимают исключительно как зло, поэтому избегают его, игнорируют и призывают всем пользоваться им как можно меньше. Есть люди, которые, наоборот, считают интернет благом и проводят в нем слишком много времени. Я сторонник «золотой середины». Считаю, что мы можем использовать интернет во благо религии, если делать это умеренно.

Нельзя не согласиться со словами Владимира Легойды. Интернет-общение действительно может настолько поглотить человека, что он в итоге больше времени тратит на это общение, нежели на духовное развитие. Нельзя терять чувство реальности при ведении онлайн-дискуссий.

Думаю, пора обучать правилам общения в интернете. Можно это даже делать в рамках уроков по компьютерной грамотности в школе. Люди изначально должны понимать, какие последствия могут быть из-за тех или иных действий в интернете.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

24.07.2017 09:01

Я не вижу разницы между онлайн-общением или выступлением в публичном поле. Неважно, где ведется спор – в интернете, в личном общении, в личной переписке – вести себя нужно культурно, вежливо, а если ты верующий, то в соответствии с христианскими заповедями. А если речь о социальной сети, где твои публикации может увидеть любой человек, то верующий просто обязан быть примером. По тому, насколько культурен православный человек, о православии судят люди, незнакомые с христианством. И любое грубое слово, неверный аргумент, натянутые аллегории могут сыграть в пользу антицерковного мнения. Будет сделан вывод: если православный человек позволяет себе невежество и грубость, - значит, православие это все одобряет или таково и есть. Поэтому надо быть очень осторожным.

Другой вопрос, стоит ли вообще участвовать в интернет-дискуссиях. Я в последнее время перестал. По наивности лет 15-20 назад принимал участие - и не видел стремления противоположной стороны докопаться до правды. В ответах постоянно читал обвинения в глупости, в невежестве и даже грубый мат. Зачем мне это? Поэтому интернет я использую для получения информации, и даже из социальный сетей, где мои друзья, в том числе и Владимир Романович Легойда, делятся нужной и проверенной информацией.

А метать бисер перед свиньями, писать, чтобы в ком-то обуздать злость и ненависть – тут, возможно, нужен особый характер, проповеднический дар, как у некоторых наших православных официальных лиц, получивших благословение на такую деятельность. Если не чувствуешь в себе этого, не надо участвовать. Это будет только соблазн для твоей собственной души.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...