Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Связь поколений сознательно и успешно разрывают: Мнения священнослужителей

25.07.2017 09:05


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в эфире телеканала «Царьград» рассказал: «Недавно я в очередной раз собеседовал абитуриентов, поступавших на факультет журналистики. Ну а потом делился в социальных сетях какими-то своими наблюдениями и, естественно, абитуриентскими перлами. Эти записи всегда вызывают реакцию. Многие отклики показали в этот раз, что далеко не все поняли, для чего, собственно, я все это публикую».

«Я опубликовал две записи. Первую - что далеко не все абитуриенты смогли ответить на вопрос «Кто написал "Архипелаг ГУЛаг"?» И вторую — о том, как несколько человек уверенно отвечали, что действие шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» происходит в Лондоне», — добавил он.

См. также:
"Наташа Ростова - героиня чего-то": Священнослужители о литературе в школе

Изучение литературы должно быть интересным для учащихся: Парламентарии о преподавании в школах

ЕГЭ, русская классика и молодежь: Мнения священнослужителей

Знания сегодня не в моде: Парламентарии о безграмотности молодежи

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что распространенное в молодежной среде незнание азов мировой культуры увеличивает разрыв между поколениями, лишая их общего коммуникативного фундамента – фоновых знаний. «Человек может не знать даже таблицы умножения, но при этом быть интеллектуально состоятельным. Здесь дело в другом: математика, например, есть особый язык, на котором надо уметь разговаривать. Точно так же существует и язык культуры — символы, знаки, имена писателей, названия книг, песен и т.д. То есть те самые фоновые знания, которые помогают нам понимать друг друга», — отметил он.

«Вот именно это и беспокоит: мы все больше начинаем говорить на разных культурных языках, хотя вроде бы говорим на одном русском. Конечно, у этой медали есть и другая сторона: существует язык молодежи, который мы, взрослые, не знаем или знаем плохо. И в этом незнании тоже нет ничего хорошего, оно тоже увеличивает разрыв», — подчеркнул представитель Церкви.

По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, мир, лишенный таких вещей, как поэзия, красота, романтика и любовь, создавал бы для человека невыносимые условия существования. «Могу ли я представить мир, даже жизнеспособный, в котором нет «Ромео и Джульетты», «Войны и мира», «Архипелага ГУЛаг»? Могу. Я даже могу себе представить мир без таблицы умножения. Просто мне в этом мире жить не хочется. А вам?» — заключил В.Р. Легойда.

«Насколько, на ваш взгляд, реальна угроза разрушения единого «культурного языка», связывающего поколения? Кто, на ваш взгляд, его должен формировать: государство через СМИ и школу – или же семья?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

25.07.2017 09:26

Присоединяюсь к соображениям Владимира Легойды. Его печали мне понятны и ясны в этом плане, и, к сожалению, все так, как он говорит. Уже есть мир без таблицы умножения и без солженицынского «Архипелага ГУЛаг».

Но главное даже не в том, владеешь ты или нет «культурным языком», а признаешь ли вообще культуру. Если мы не признаем культурного пространства в целом, это действительно дикость. Да, всего знать мы не можем, но тогда надо признать: да, с этим вопросом я еще не знаком, но уважаю людей, которые этим занимаются.

Слава Богу, что у нас есть люди, которые занимаются проблемами культуры, как Владимир Легойда. И дай Бог, чтобы мы все имели такую же широту взглядов и терпимость к окружающим.

Формировать « культурный язык» должно в первую очередь государство, потому что это вопрос его существования. В семье может быть разное отношение к культуре, но если государство хочет быть единым, то оно должно формировать взгляд, соответствующий нашему культурному коду. А семья должна быть крепкой, воспитывать детей в духовном и культурном единстве, уважая требования государства.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

25.07.2017 09:21

Связь поколений сознательно и успешно разрывают. Об этом написано, например, в книге «Комитет-300», где указаны даже институты, в которых это решение принималось – Тавистокский институт человеческих отношений в Англии и Стэнфордский университет в США. Думаю, это не единственные вузы. Сам принцип глобализации требует такого разрыва. То есть с точки зрения людей, которые считают себя управителями мира, легче всего управлять атомарными единицами, не связанными с историей, не отягощенными философским мировоззренческим видением, - людьми ущербной культуры, вне культурного слоя.

Почему такая задача поставлена? Для борьбы в первую очередь с христианством, православием, сохранившим себя, и вообще с традиционными религиями, потому что из них исходит традиционная культура. Именно традиционные культы создают культурный слой и вписывают человека в этот слой, создают устойчивость по отношению к искушениям, соблазнам, порокам. Такой человек не готов вслепую следовать за всяким «новым» учителем.

Можно еще вспомнить первые тезисы большевиков, которые говорили о создании нового человека. Но новое творение создает только сам Бог - иначе это уже сатанинский замысел. Еще Бакунин писал, что не революционер тот, кому чего-либо жалко в этом мире. Все «изнеживающие» чувства – добро, жалость, любовь – революционер должен истребить из себя.

Вот такого человека хотят создать и сегодня. Но для этого его нужно оторвать от корней, разрушить стержневую структуру сознания. А она включает в себя этноконфессиональное сознание, когда человек осознает себя принадлежащим народу и его конфессиональному выбору, этноисторическое сознание, когда человек знает историю своего народа, включенную во всемирную историю человечества, и этнолингвистическое сознание, то есть понимание своего родного языка, что дает возможность выразить отношения с Богом, людьми и миром. Если все это разрушено, человек становится неустойчив. Как писал Сартр, он становится не историческим человеком, потому что история тогда исчезает.

В нашей стране, к сожалению, эту задачу выполняет система образования, ее провозгласили бывшие министры Фурсенко и Ливанов, формируя потребителя. И до сих пор другой задачи не поставлено. А мы фиксируем успехи этой разрушительной, деструктивной политики.

Семью и школу не надо противопоставлять. В школе учителя воспитывают не чужих, а своих детей, детей своего народа. Родители воспитывают свое собственное будущее. Поэтому если школа и семья противопоставлены друг другу, это катастрофа. Школа вообще должна перестала быть сферой услуг, а родители не должны отдавать детей в школу для продолжения обучения и воспитания, то есть того, что делается в семье. Школа должна быть помощником. И статус учителя должен вырасти, потому что учитель воспитывает не только детей, но и их родителей, - он один из главных представителей нашего народа, вместе с духовенством, у которого учитель сам должен учиться. То есть Церковь, школа и семья должны создавать нерушимое единство. И тогда мы не будем сетовать, что наши дети не знают истории, мировой и собственной культуры.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

25.07.2017 09:17

Проблема в том, что мы в течение одного века резко перешли от одной системы к другой и к третьей – от монархии к коммунизму и потом к демократии. Это и послужило причиной разрыва связи поколений. В советской системе были свои издержки, было много плохого, но система образования давала качественные базовые знания, формировала воспитанного и образованного человека, - пусть и в коммунистической интерпретации.

А сейчас система изменилась. Школьникам не надо читать, достаточно сказать: «Окей, гугл», – и получишь любую информацию, которая надолго не задерживается в голове. Откуда тут взяться базовым культурным знаниям? Так что, безусловно, Легойда прав.

Как это изменить? Перед религией стоит такая задача много веков – говорить, что все исходит от Всевышнего. Да, у нас государство светское, но нам никто не мешает воспитывать в детях религиозные чувства, а это значит воспитывать и «культурный язык». И в первую очередь это должна делать семья, а потом школа. Кроме нас самих никто ситуацию не исправит, - а если ничего не изменится, перспективы страшные.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

25.07.2017 09:14

Приведу хадис пророка Мухаммеда: «С колыбели до смерти учитесь». То есть человек всю жизнь должен обогащать себя знаниями. На эту же тему самая первая сура, которая пришла к пророку в 40 лет: «Читай! Господь твой щедрейший научит тебя тому, что ты не знал, и при помощи ручки научит писать». То есть самое главное – это образование.

Действительно мир меняется. Мало кто ходит сегодня в библиотеку. Правда, многие сидят за мониторами - но с разными целями и результатами. Я сам минимум три часа в день провожу за компьютером – ищу информацию, отвечаю на письма. Никуда от этого не деться, но важно грамотно расставлять цели и приоритеты.

Конечно, хочется, чтобы молодежь была грамотной, знала элементарные вещи, историю, географию, математику. Базовое образование включает в себя базовый культурный багаж знаний, благодаря чему и строится общение между поколениями.

А вот давать это образование должна в первую очередь семья. Да, в школах можно увеличивать количество часов, вводить новые предметы, но именно родители должны прививать ребенку основы культуры своего народа. А потом уже надо добросовестно осваивать школьную программу, не изучать произведения литературы по краткому содержимому, например. Ведь «Ромео и Джульетта» - это как раз обычная школьная программа. И я до сих пор прекрасно помню начало: «Две равно уважаемых семьи В Вероне, где встречают нас событья, Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья». Какой Лондон? Тот, кто так говорит, получается, совсем не читал трагедию? Иначе невозможно ответить на вопрос неправильно.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

25.07.2017 09:13

Полностью подписываюсь под словами Владимира Романовича. Мы живем в огромном международном пространстве, и проблема недостатка фоновых культурологических знаний затрагивает не только филологов, журналистов, переводчиков, но и физиков, и инженеров, и остальных. Нужно знать историю народа, с которым ты взаимодействуешь, знать самые азы.

Например, если взять книгу Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», где объясняется, что все наши сказки имеют единые корневые сюжеты, то многое в истории и литературе станет понятно. С этого и надо начинать, и мы не раз об этом говорили: в школе надо преподавать литературу в хронологическом порядке, чтобы дети воспринимали движение нашей литературы от фольклора до современного периода, чтобы они пронесли это через свое сердце и могли выстраивать новую современную культуру.

Я не хочу жить в мире без «Ромео и Джульетты». И если человек не знает, что они жили в Вероне, а не в Лондоне, это говорит о том, что он незнаком с миром Шекспира. Это недостаток духовной культуры, - серьезная болезнь на самом деле.

К сожалению, бывает еще так, что человек заинтересован только в своей специальности, то есть физик знает только физику. Это значит, надо вернуть тотальную грамотность, вводить в вузах курсы не просто словесности, а еще и мировой культуры.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...