Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Верующие и атеисты: Мнения священнослужителей

27.07.2017 08:56


Абсолютное большинство россиян – 92-93% - опрошенных «Левада-центром» относятся к православным с уважением и доброжелательностью – иными словами, позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповеданий или атеисты. Только 3% выразили те или иные неприязненные чувства к православным.

К католикам в целом относятся тоже хорошо: уважение и доброжелательность выразили 74%, неприязнь или опасение – только 5%.

Отношение к протестантам несколько хуже – симпатии им выразил 61% опрошенных, неприязнь и опасение – 7%. Мусульмане вызывают симпатии у 59% респондентов, неприязнь или опасение – у 13%. У иудеев эти цифры – 55% и 11% соответственно, у последователей восточных религий – 57% и 9%.

Атеисты вызывают доброжелательность и уважение у 62% опрошенных, неприязнь и опасение – у 8% (примерно как протестанты).

Все больше становится тех, кто считает себя верующим или религиозным: за три года эта цифра увеличилась с 35 до 53%, причем около половины – 44% респондентов - говорят о себе как о «в какой-то мере религиозных». Лишь небольшой процент опрошенных считает себя «очень религиозным» (9%); треть опрошенных считает себя «не слишком религиозным» (33%). За три года резко сократилось число атеистов и неверующих – с 26 до 13%.

«Как бы вы прокомментировали эти цифры? Совпадают ли они с вашими наблюдениями и впечатлениями?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

27.07.2017 09:30

Меня, признаться, радуют результаты этого опроса. Толковать их можно по-разному, но я надеюсь: все больше наших соотечественников убеждаются, что «Без Бога ни до порога» (как гласит известная поговорка).

Вообще во время испытаний, трудностей люди склонны обращаться к Небу, идти в Церковь, молиться Богу. Сейчас у нас не очень легкие времена, многие тревожатся по поводу международной напряженности, экономического кризиса, других проблем. Люди начинают задумываться, пересматривать основы своего мировоззрения. Кое-кто приходит к вере, Церкви.

Меня радует, что опрошенные выражают симпатию не только к православным, но и к представителям других религий. Это свидетельствует о внутреннем здоровье нашего общества, о том, что оно не разделено по религиозному признаку, имеет большой запас толерантности, уважения к чужим взглядам. Надеюсь, что будет расти не только количество людей, которые считают себя верующими, но и тех, кто более глубоко воспринимает истины веры, посещает храмы, и самое главное, строит свою жизнь в соответствии с православными канонами. Пусть терпимость, милосердие, любовь станут естественными для как можно большего числа людей.

Мне сложно судить об изменениях, о которых идет речь, по своему приходу, ведь объем храма ограничен. В нем вмещается триста-четыреста человек. По праздникам храм полон, больше он просто не вместит. Динамика процесса плохо видна. Но я могу сказать, что у нас больше появилось молодых людей, в том числе, мужчин, и меня это, конечно, радует. Надеюсь, программа строительства новых храмов принесет пользу: долго добираться до храма, и потом не иметь возможности войти в него из-за тесноты – такое может отпугнуть.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

27.07.2017 09:28

Мои оценки в целом совпадают с данными этого опроса.

Я служу на своем приходе почти 29 лет. За это время многие наши прихожане переехали, но продолжают приводить своих детей в первую воскресную школу, которую мы открыли в 1991 году – даже жители других городов. Там сейчас много учеников, а раньше было всего около 50 человек. Выросло целое поколение активных прихожан, незнакомых с советской пропагандой, утверждавшей, что попы – мракобесы, а религия – обман. Люди стали больше общаться со священнослужителями, поняли, что многие из них – интересные собеседники, которые к тому же могут дать полезные советы.

Конечно, большую роль играет духовная пропаганда - в том числе, в СМИ. На некоторых каналах часто показывают интересные передачи про историю, священнослужителей, монастыри. «Имеющие уши да слышат», и люди делают выводы. Поэтому выросло количество тех, кто считает себя верующим.

Да, тех, кто ходит в храм, постится по церковному уставу, исповедуется, причащается, не так много, но они всегда были в меньшинстве – и в царской России. Однако сейчас многие относятся с уважением и к религии, и к духовенству, и к церковному уставу. Многим интересны церковные таинства – венчание, крещение. Когда молодые супруги собираются дать ребенку имя, они нередко прислушиваются к мнению священнослужителя, рекомендующего назвать его по святцам. А потом рассказывают об этом своим знакомым, друзьям. А в результате церковная жизнь возрождается - что, конечно, не может не радовать.

Вызывают уважение и представители других традиционных конфессий, чья религия проповедует семейные ценности, целомудрие, чистоту отношений между людьми. У нас в регионе и к иудеям, и к мусульманам относятся с большим уважением.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

27.07.2017 09:26

Мой основной круг общения – церковный, то есть в монастырь приходят люди не просто верующие, а глубоко церковные. Поэтому широкое общение с разными социальными группами ограничено. Но всегда, когда я выхожу в мир, встречаю приятное отношение. Видно, что люди относятся с большим уважением к священнослужителям и к Церкви - хотя это удивительно при разгуле всевозможных оппозиционных сил с отрицательным отношением к религии в СМИ. Русскую Православную Церковь некоторые уже пытаются выставить неким государственным аппаратом в руках Путина. Поэтому отрадно, что люди, несмотря на все это, видят своими глазами настоящее и относятся к верующим по-доброму.

Уменьшение количества атеистов вполне объяснимо. Жизнь не становится легче. Мы живем в условиях кризиса, испытываем серьезные материальные трудности. А всегда, когда начинаются сложности, люди обращаются к Богу и чаще задумываются о вечном. Поэтому неудивительно, что верующих стало больше и меньше атеистов.

Кроме того, всюду открываются новые храмы, люди приходят, многие становятся постоянными прихожанами. Конечно, по-прежнему часто слышны критические реплики в сторону Церкви, но это тоже нормально.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

27.07.2017 09:25

Социология - эмпирическая дисциплина, которая, тем не менее, претендует на далеко идущие выводы. Вместе с тем сами социологические исследования часто базируются на не вполне понятных данных. Например, ответы на вопросы об отношении к протестантам, католикам, иудеям, представителям других конфессий не означают, что россияне именно так относятся к носителям этих религиозных убеждений - далеко не все понимают, в чем особенности католицизма, протестантизма, иудаизма и других религий. А инициаторы опроса, видимо, исходят из религиоведческой грамотности наших сограждан.

Мне также непонятно, что означает термины «менее религиозен», «более религиозен» «очень религиозен». Какой критерий должен использовать человек, отвечающий на такой вопрос? Думаю, этого не знают даже составители таких опросов.

Вместе с тем радует, что подобные опросы демонстрируют устойчивое повышение уважения наших сограждан к православию и другим традиционным религиям. Но вопросы религиозной жизни не могут решаться путем голосования, в особенности, проводимого с помощью социологических опросов, где вопросы не всегда понятны, а ответы ясны.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

27.07.2017 09:21

У нас спокойный регион, и с представителями всех традиционных религиозных конфессий хорошие, теплые отношения. Например, мой друг - католический благочинный, ксендз. Общаюсь я и с представителями мусульманской общины. Неприязненных отношений к представителям каких бы то ни было конфессий, религиозной нетерпимости в нашем регионе нет. Да, есть единичные случаи неприязни – но как по отношению к католикам, мусульманам, так и к православным христианам.

Почему становится все больше тех, кто считает себя верующим? По природе своей, как известно, душа – христианка. Думаю, нет таких людей, которые совсем не религиозны – все религиозны в разной степени. Здравомыслящий человек бытие Божие не отрицает. А этот опрос показывает: люди больше интересуются вопросами религии, начинают в них разбираться. Думаю, причиной тому – инициативы патриарха Кирилла в плане духовного просвещения. Кроме того, есть интернет, религиозная литература. Благодаря этому и невежд становится меньше.

Мы в нашем приходе ведем журнал учета причастников. И с каждым годом (за богослужебный круг) их становится все больше. Это я также связываю с теми причинами, которые уже назвал – с просветительской и миссионерской деятельностью Церкви, с пробуждением интереса к вопросам религии.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

27.07.2017 09:18

Мне сложно ответить насчет личных впечатлений, потому что я почти все время стою у престола или исповедного столика. Есть люди, которые, видя доброжелательного и неглупого православного священника, начинают относиться хорошо к православию.

Думаю, за прошедшие три года народ немного устал от провокаций в адрес Церкви. Скандалы с «Pussy Riot», вокруг квартиры патриарха и прочие постепенно потеряли свежесть и актуальность. Новых провокаций нет, и слава Богу. Возможно, и это повлияло на рост количества верующих.

Мне очень хочется, чтобы я и мои собратья были ближе ко Христу. Он так прекрасен, величественен, мудр, добр и полон любви, что у человека, который близко с ним соприкасается, нет повода не верить. Поэтому духовенство должно стараться изо всех сил быть на высоте того положения, к которому призвано. Я не люблю выражение «каков поп, таков и приход». Думаю, когда Бог спросит у человека о его делах, такая отговорка не сработает. Поэтому как врач должен знать медицину, чтобы правильно и хорошо лечить, так и священник должен быть на высоте.

Конечно, радует, что верующих становится все больше. Но, мне кажется, мы можем быть еще лучше и ближе к Богу, быть убедительнее в нашей проповеди, которая состоит не только из слов, но и христианской жизни.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

27.07.2017 09:12

Я согласен с результатами опроса и ничего удивительно в них не вижу. Мы пережили 70 лет коммунистического строя, когда насильно людей лишали веры. А потом религия стала свободной, поэтому год от года число верующих растет. К сожалению, и сегодня есть группы, которые ведут борьбу с религией, но они не очень сильны, хотя и заметны. В свою очередь проповедники стараются доносить до людей важность веры.

Нашу религию, ислам, по-прежнему пытаются очернить. Не знаю, какие люди создали ИГИЛ, но они наносят огромный вред мусульманам. Хотя многие верующие осознают, что террористы – это не препятствие для распространения ислама. Напомню, пророк Мухаммед 1400 лет назад сказал, что к конку времен перед Судным днем на ислам будут большие нападки со всех сторон. И они будут только усиливать веру людей и приводить их в ислам. Это мы и видим.

Бог хочет, чтобы на земле были верующие люди, и с каждым годом их число увеличивается. Вера была, есть и будет – это непреложная истина. Нельзя искоренить из сердец людей истинную религию.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

27.07.2017 09:03

Коммунисты запрещали религию. Даже те, кто симпатизировал верующим, подвергались гонениям, не говоря уже о духовенстве. Верующий не мог быть руководителем предприятия, например, - для этого он должен был стать членом партии, а значит, отречься от Бога.

Сейчас религия доступна и свободна, и люди чаще всего обращаются к вере, особенно столкнувшись с бедой. Они понимают, что вседозволенность и бездуховность в итоге приводят в болото безнравственности, к пьянству, алкоголизму, наркомании и другим порокам. В желании избавиться от этого люди начинают изучать и познавать азы религии, постепенно возвращаясь к вере. И это касается всех конфессий.

Для мусульман сегодня ситуация немного сложнее, потому что ислам отрицает ростовщичество, под строгим запретом алкоголь, есть и другие ограничения, которые труднодоступны в светской жизни. Поэтому не все согласны на эти условия, принимая мусульманство. Кроме того, пугает террористическая угроза. А на самом деле ислам всегда за справедливость, и само слово «ислам» означает покорность Создателю.

Тем не менее, я вижу, что все больше людей приходит в храмы. И на Пасху в православные храмы идет много верующих, и на Курбан-байрам и Ураза-байрам полны мечети. Вот недавно прошел Сабантуй, и на этот праздник приходят все люди, независимо от вероисповедания. Приходят с детьми, с внуками, с друзьями – большими семьями и компаниями. Это очень приятно!

И я всегда получаю поздравления с религиозными праздниками от представителей других религий. Нас приглашают на свои праздники, мы с удовольствием встречаемся и общаемся. Мы сотрудничаем по многим направлениям, делаем общее дело. И радует, что оно приносит хорошие плоды.

Игорь Дабакаров

генеральный директор Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии

27.07.2017 09:01

Эти данные вполне правдоподобны. Сегодня, когда и государство, и духовные институты помогают утверждать духовно-нравственные ценности, дают возможность всем религиозным конфессиям чувствовать себя в России свободно, результат налицо. Данные опроса это подтверждают. Налаживание межнационального, межконфессинального диалога очень важно, и власти (в том числе в регионах) успешно с этим справляются.

В Ульяновском регионе за последние 20 лет увеличилось количество людей, действительно интересующихся иудаизмом, особенно среди молодежи (и эти люди не евреи). Раньше антисемитизм был на государственном уровне, сейчас все изменилось. Да, он остался на бытовом, «кухонном» уровне, но многие сейчас понимают: евреи – умные, успешные, зачастую состоятельные люди. Кроме того, они чтят семейные ценности. Думаю, это и привлекает людей к иудаизму. Часто меня или нашего раввина приглашают в школы, университеты.

Активно приглашают и представителей других религиозных конфессий – например, муфтиев. Власти региона используют всевозможные инструменты, чтобы мы могли себя чувствовать комфортно, не стеснялись своего происхождения, своей религии, а напротив, с гордостью об этом говорили. У нас мудрый губернатор - Сергей Морозов.

И еще у нас замечательные отношения между представителями всех конфессий. Я считаю, в этом смысле с Ульяновского региона можно брать пример. Кстати, в этом году исполняется 11 лет совету по национальностям при губернаторе. Мы собираемся раз в квартал, обсуждаем проблемы. Многие межнациональные вопросы благодаря взаимодействию председателей национально-культурных объединений ранее были удачно решены.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

27.07.2017 09:00

Реальную картину на самом деле представить просто невозможно, но в целом у нас и впрямь улучшилась ситуация с отношением людей к Богу, к верующим и к атеистам. Мы лишь 25 лет назад вдохнули первый глоток свободы, прежде всего религиозной свободы. Сейчас каждый верит, во что хочет, если это только не экстремистские верования и учения. И когда относишься с уважением к вере человека, то и он уважает твои убеждения. Это и есть достижение нашего общества.

Важно, чтобы религиозные организации не повторили ошибку коммунистической партии, куда массово загоняли людей. Мы, к сожалению, можем ее повторить. Когда в Церковь начинают загонять – с помощью пропаганды, или же собственные родители так поступают, то создается ситуация, при которой отторжение будет таким же, как к КПСС после распада СССР, когда миллионы людей выложили партбилеты на стол.

Но сегодня обстановка в стране мне нравится, и людям нравится. За редчайшим исключением у нас полная свобода. Поэтому толерантность, хотя я не люблю это слово, и веротерпимость у нас растут. Если бы не экстремистские течения и шальные головы некоторых, было бы жить еще комфортнее.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...