Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Очередная полумера: парламентарии о предложении запретить руководителям госпредприятий иметь доли в частном бизнесе

15.08.2017 17:02


Администрация ульяновского губернатора Сергея Морозова подготовила поправки к федеральному антикоррупционному законодательству. Они позволяют регионам формировать списки руководящих должностей предприятий с госучастием и бюджетных учреждений, на которые должны распространяться требования по конфликту интересов и декларированию доходов. В Госдуме заявили, что поправки могут быть поддержаны. Эксперты считают законопроект "давно назревшим", пишет "Коммерсант".

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, его цель — передача исполнительной власти региона права формировать перечень должностей муниципальных и региональных предприятий, а также бюджетных учреждений, на которые будут распространяться требования антикоррупционного законодательства (конфликт интересов, отчетность по доходам, запрет на владение бизнесом). В законопроекте нет критериев, по которым регионы должны будут составлять этот перечень. Как пояснил глава государственно-правового управления администрации Ульяновской области Алексей Преображенский, если законопроект примут, критерии будут устанавливаться в регионах постановлением губернатора по согласованию с руководителями отраслей. Предполагается, что в перечень будет входить весь топ-менеджмент предприятий с госучастием, а также руководители подразделений бюджетных учреждений, если их деятельность связана с закупками и распределением средств. Глава управления сообщил, что предварительно законопроект "обсуждался с экспертами федерального уровня" и в конце августа он будет направлен на предварительное рассмотрение в совет законодателей при Федеральном собрании.

В ряде ульяновских АО с госучастием руководители одновременно являются еще и владельцами или директорами частных компаний, работающих в той же или сопряженной сфере. Но пока, как отмечают авторы законопроекта, это не запрещалось.

Преображенский полагает, что руководители предприятий с госучастием вообще не должны иметь доли в частном бизнесе.Руководитель регионального Агентства госимущества Сергей Мишин считает, что это должно распространяться только на те случаи, когда частная компания работает в той же сфере деятельности.

Как Вы относитесь к предложенным поправкам в антикоррупционное законодательство? Чья позиция Вам ближе - Алексея Преображенского или Сергея Мишина? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

15.08.2017 17:23

Идея правильная, но половинчатая. На мой взгляд, нужно решать вопрос государственных и муниципальных предприятий более радикально. Их руководители должны быть по требованиям приравнены к чиновникам. Тогда в отношении топ-менеджмента всех компаний с госучастием - от крупнейших корпораций до МУПов - будет применяться весь комплекс антикокоррупционного законодательства, включая и уже действующие механизмы урегулирования конфликта интересов. Это логично: как правило, госкомпании либо используют бюджетные средства, либо эксплуатируют важную инфраструктуру, либо торгуют недрами. То есть распоряжаются всенародным имуществом и деньгами. Значит и контроль должен быть аналогичный чиновникам.

Что касается обсуждаемого законопроекта, то пока можно обсудить саму концепцию. Действительно есть очень серьезная проблема конфликта интересов руководителей государственных и муниципальных предприятий, которые создают побочные бизнесы, а потом, пользуясь служебным положением, заводят их на тендеры. Причем не обязательно в компанию, которой руководят. Бывает что пользуясь обширными связями, такие фирмы делаются участниками и госкотрактов и конкурсных процедур в других государственных и муниципальных компаниях. В любом случае, это явный конфликт интересов.

С моей точки зрения, будет правильным полностью исключить возможность владения побочным бизнесом руководителям государственных и муниципальных предприятий и их близким родственникам. Отраслевой подход здесь не поможет: компания, поставляющая канцелярию для условного МУП ЖКХ, находится с ним в разных отраслях, но может вступать в договорные отношения.

Проблема в том, что, если очень захотеть, побочную компанию можно зарегистрировать на стороннее лицо, предложенной концепцией законопроекта этот способ обхода ограничений никак не устраняется. Нужно совершенствовать закупочные процедуры, делать их более открытыми и подконтрольными общественности.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

15.08.2017 17:05

Мне кажется, есть смысл обсудить это предложение более серьезно и детально. На слух предложение красивое, а на практике, возможно, не просто будет его реализовать. Либо будет трудно найти руководителя, либо они начнут обходить законодательство.

А вообще, если выбрал государственное предприятие, его и веди, частным бизнесом не занимайся. Но это в теории. А на практике надо смотреть, какой долей частного бизнеса человек владеет, она может быть мала, не такая значимая для государства.

В любом случае надо будет делать региональный реестр, федеральный не нужен. Но если речь о крупных интегрированных структурах, тогда должны быть составлены списки и на федеральном уровне. Так что я за предложение, но с серьезной работой и обсуждением.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

15.08.2017 17:05

Для начала надо еще доказать, что человек руководит госучреждением и занимается частным бизнесом. Не всегда это так просто сделать. Я не привечаю тех, кто руководит госструктурой и имеет частные лавочки. Но если согласиться с инициативой, тогда надо менять все законодательство страны. И зачем мы тогда капитализм строим? Надо возвращаться в социализм, там как раз так и было: занимаешься государственными делами – не можешь заниматься частным бизнесом.

Да и разве только в этом коррупция? Человек при желании сто раз найдет другие пути, как получить государственные деньги. Не обязательно иметь частное и даже родственное предприятие. Так что вряд ли коррупция уменьшится. Отдельными элементами ее нам не побороть.

Как говорил Владимир Высоцкий в известном фильме, вор должен сидеть в тюрьме. Так что для борьбы с коррупцией нужны жесткие законы. Если воруешь, неважно, каким способом – откаты, оффшоры, взятки, ты должен понимать, что тебя возьмут за руку и посадят в тюрьму. А пока мы сетуем на коррупцию и о потерянных миллиардах, но ничего по-настоящему не делаем, ничего не изменится.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

15.08.2017 17:05

Я считаю, что вопрос сразу надо ставить о полном запрете руководителям предприятий с госучастием на ведение бизнеса. В противном случае у них всегда на первом месте будут интересы собственного бизнеса, которые они будут всячески продавливать, в том числе и через государственные структуры.

Если человек занимается частным бизнесом, зачем ему нужна еще государственная служба? Пусть выбирает: либо сугубо предпринимательская деятельность, либо работа в государственной структуре. КПРФ давно выступает с этим требованием, и население во всех регионах нас полностью поддерживает.

А инициатива администрации Ульяновской области представляется мне очередной полумерой. Проблемы, связанные с коррупцией, с конфликтом интересов, она точно не решит. Еще раз повторю, что вопрос нужно решать кардинально: в государственном секторе никакие представители частного капитала работать не должны. А тут вообще получается, что региональные власти сами будут определять, какие чиновники могут заниматься бизнесом, а какие нет. Это, кстати, тоже может создавать определенную почву для того же конфликта интересов, семейственности и т.д.

Александр Старовойтов

Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

15.08.2017 17:05

Мы уже много раз говорили о том, что наше антикоррупционное законодательство необходимо совершенствовать. Но понять на данном этапе, какой из механизмов сработает лучше, довольно сложно. Дело в том, что как только появляется очередной механизм, так вскоре лица, занимающиеся коррупцией, придумывают какие-то схемы, позволяющие им его обойти или приспособиться к нему. Скажем, заставляем мы отчитываться о доходах жен и совершеннолетних детей чиновников, появляются сразу братья-сестры, на которых переписывается имущество. Заставим отчитываться братьев и сестер – появятся двоюродные братья и двоюродные сестры.

Но в любом случае, ЛДПР поддержит инициативу, возникшую в администрации ульяновского губернатора. Да, и в этом случае все прекрасно понимают, что вместо самих руководителей предприятий с госучастием в роли бизнесменов могут появиться их дети, жены, другие родственники, а также близкие друзья. Тем не менее мы считаем, что внимания заслуживает любая антикоррупционная мера, даже если в ее эффективности нет полной уверенности. Если она хоть на одну крупинку сужает возможности для коррупционеров, мы всегда ее поддержим.

И естественно, в большей степени я согласен с мнением Преображенского. Если вы работаете в структуре с госучастием, вы вообще не должны вести никакого частного бизнеса. А вопрос о сопряженности или несопряженности бизнеса чиновника с направлением его службы может оказаться весьма относительным. К примеру, если чиновник, владеющий определенным бизнесом, работает в ЖКХ, то сфера эта настолько многогранна, что не всегда можно разобраться, имеет ли его бизнес отношение к этой сфере или нет.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"По показателям потребительской инфляции необходимо основные продукты и товары народного потребления считать отдельно, потому что у нас пенсионерам все равно, как меняются в цене «майбахи» или «мерседесы». Зато им не все равно, сколько стоят хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар. У нас золото подешевело, а сахар подорожал в три раза, а инфляцию потребительскую считают, сложив все факторы в одну кучу..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."