Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Память о репрессиях: Мнения священнослужителей

22.09.2017 08:49


В 2017 году, в год 100-летия революции в России и 80-летия с начала «Большого террора» 1937-38 гг., Церковь вспоминает новомучеников и исповедников, погибших в результате гонений большевиков. В частности, 23 сентября председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершит Божественную Литургию в храме Святых новомучеников и исповедников российских в Бутове.

Кроме того, продолжается работа над монументом «Стена скорби», посвященным жертвам большевицких репрессий. Скульптору и автору монумента "Стена скорби" Георгию Франгуляну передали природные камни из регионов России, чья история связана с репрессиями. «Это не камни - это знаки памяти", - говорит скульптор.

Однако общественного согласия вокруг темы репрессий как не было, так и нет. В частности, орловский обком КПРФ в очередной раз требуют установить в Орле памятник Сталину и «восстановить справедливость в оценке исторической роли Верховного главнокомандующего», которую искажают «исторические спекулянты».

Напомним, по данным опроса «Левада-центра», за прошедшие 5 лет число россиян, считающих большевицкие репрессии преступлением, снизилось до 39% против 51% ранее. Четверть респондентов объясняют сталинские репрессии "политической необходимостью" и считают их исторически оправданными.

«Нужна ли, на ваш взгляд, обществу память о репрессиях – как сталинских, так и вообще советских? Как при этом, по известной формуле, «целясь в коммунизм, не попасть в Россию»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

22.09.2017 09:46

Я боюсь, что тут действительно мы имеем очень серьезную нравственно-духовную проблему. Русский человек в ХХ веке сильно пострадал, но до конца не вразумился. Отсюда и разноречие мнений о советской эпохе.

Террор начался не в 1937 году, а еще в 1917. И до середины 50-х годов он не прекращался, - бывали пики и спады. И самая главная беда даже не в том, что безбожная власть физически уничтожала сотни тысяч людей, а благодаря всем потрясениям - революции, войне, коллективизации и другим – счет идет, увы, на миллионы жертв. Хуже всего, что советская власть заставляла участвовать в этом сам народ. В картельных органах служило немало людей, охраняли лагеря, закладки продуктов в лагерные котлы с повальным воровством осуществляли тоже не марсиане. И власть этому потворствовала, чтобы как можно больше людей в этом оказалось «замазано».

Это печальный факт, как и то, что многие, кто полемизирует на эту тему, не желают знать всей правды перед Богом. Ладно еще споры о той или иной идеологии, патриотизм он и есть патриотизм, - но ощущение такое, что люди изо всех сил не только в плане идеологии не желают правды признать, а не желают этого и перед Богом сделать. Отсюда и многие наши беды.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

22.09.2017 09:45

Чтобы "целясь в коммунизм, не попасть в Россию", нужно как можно быстрее отделить коммунизм от России. Как, по святоотеческой мысли, мы должны отделять грех от человека.

Память о репрессиях нужна вне всяких сомнений. И нужно честно об этом рассказывать и стараться правильно осмыслить причины, приводящие к таким чудовищным явлениям как ГУЛАГ. Некоторые лагеря НКВД по многим параметрам были бесчеловечнее Освенцима. Условия содержания в них были гораздо хуже - и это не эмоциональная оценка, а фактический анализ. Как можно было дойти до такого отношения к своему народу? Нужно и помнить об этом и молиться, чтобы никогда такое не повторилось в нашей многострадальной стране!

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

22.09.2017 09:42

Почему-то у нас говорят, что целясь в коммунистов, попадаешь в Россию, если любишь белых, значит, ненавидишь красных. Никак мы не можем выйти из классового отношения. Видимо, люди, находящиеся сейчас на политической вершине, получили образование в Советском Союзе, где «диктатура пролетариата» прививалась на каждом уроке, от биологии до математики – я уж не говорю об истории.

Поэтому когда случаются такие споры, я всегда прошу своих оппонентов от этого уходить – если мы будем доказывать, что появилось раньше – красный террор или белый, или один был ответом на другой, обязательно отдалимся от вывода, что и тот и другой террор – зло. Доказывать свою правоту при помощи оружия – ужасный метод, это способ, которым пользуются люди давно, но он в итоге истребит человечество, мы просто перестанем существовать, если начнем вспоминать и оправдывать любой террор. Давайте исходить из этих соображений.

Как бы ни вели себя красные, белые поступали точно так же. В Гражданской войне не бывает правых и виноватых – виновны все. И мы должны это подчеркивать. Ученые до сих пор не могут договориться, когда же началась Гражданская война – так о чем еще можно рассуждать?

Всем, кто готов оправдывать какой-либо террор, я всегда говорю: «А представьте, что вы попали на эту наковальню»? У нас в епархии есть свои новомученики и исповедники – в частности, Иаков, архиепископ Барнаульский. Одно время он был викарием Орской епархии, а мученическую кончину принял за пределами нашей епархии. Мы не должны оправдывать террор, о нем нельзя забывать.

Не должна больше в нашем отечестве проливаться кровь только из-за того, что кто-то белый, а кто-то – красный. Война наглядно показывает, как человечество повреждено своей греховностью. Но разве, чтобы утвердиться, нужно кого-то ограбить, унизить, убить? А почему мы тогда себя называем людьми, говорим об общечеловеческих ценностях, о каком-то просвещении? Посмотрите, что происходит – кругом идут войны. И, как правило, именно гражданские.

Мы должны помнить о терроре, изучать его, вспоминать, как страдали все стороны. А уж прославлять тех, кто возглавлял террор, кощунственно – любая жизнь бесценна, и нельзя убивать человека только из-за того, что он мыслит иначе.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

22.09.2017 09:38

Вопрос очень непростой – к сожалению, архивные сведения для нас до сих пор частично закрыты, и это не позволяет сделать выводов, приемлемых с научной точки зрения. Мы можем только занять свою позицию и давать оценку происходящим событиям. При этом нужно быть честными, и признать: наша оценка субъективна и не может полностью соответствовать действительности из-за отсутствия документов, фактов. И моя оценка тоже субъективна.

Я считаю, есть причина тем катастрофическим и кровавым событиям, которые в России в XX веке стали всем известны под названием «репрессии». И это, на мой взгляд, – отступление от Бога. Сначала аристократии, верхушки российского общества, а вслед за ними и всего народа. Это привело к тому, что в нашей стране была провозглашена открытая борьба с Богом и с теми, кто нес идеи единства с Ним – прежде всего, с духовенством, с верующими, с людьми, которые сохраняли православную культуру. И эта борьба с Богом руководителей страны, вырвавшаяся из сатанинских бездн, вылилась в беспрецедентную самоуничтожающую борьбу с собственным народом в восемнадцатом и последующем годах. А уже в тридцать седьмом следующая волна поглотила тех, кто начинал репрессии. Не прекращались эти волны до семидесятых годов – с более или менее жестокими, кровавыми исходами. Поэтому мы не можем говорить о репрессиях только 1937-38 годов. Мы должны оценить все, что сделано людьми, пришедшими к власти, по отношению к русскому народу от начала революции до 1970-80 годов.

А вот личность Сталина, на мой взгляд, не столь кровавая и однозначная, как ее представляют либералы и многие представители российской интеллигенции. В любом случае нужно увидеть в историческом процессе не только людей, но Бога, его волю промысел, увидеть Диавола, его желание уничтожить и надругаться над верой и верующими. Приписать все это одной личности точно нельзя.

Трудно представить себя на месте Сталина. Я, например, я не нахожу решений, которые бы смогли остановить раскрученный маховик репрессий и при этом не повлекли бы распада и уничтожения государства. Мне непонятно, какие средства можно было бы для этого применить. Поэтому я точно не стану в позицию судьи, который клеймит человека, оказавшегося во главе государства и при этом очень много для него сделавшего.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

22.09.2017 09:21

Это память должна быть, - но для этого государству, наверное, нужно прилагать какие-то усилия. Впрочем, сохранению памяти можем поспособствовать и мы с вами.

В моей семье Сталиным никогда не будут восхищаться – моего прапрадеда и прадеда расстреляли как «кулацкий элемент». Они были кузнецами на селе, зажиточными людьми и попали в жернова репрессий. Сначала их раскулачили, а потом расстреляли. В 90-х годах они были посмертно реабилитированы.

Может, государству действительно стоит снимать не фильмы, подобные «Матильде», а картины про то время? Про то, как люди выживали, будучи врагами народа, соседи «стучали» друг на друга – за косой взгляд, за то, что не дали соли или не заняли денег. Про «черные воронки», пытки и прочее. И таких фильмов должно быть много.

А сейчас люди то время забыли. Те, кто жил тогда, постепенно уходят. Все меньше живых свидетелей тех страшных лет.

Но моих прапрадеда и прадеда уже не вычеркнуть из книги памяти жертв политических репрессий Амурской области, они туда вписаны навечно. И я призываю не романтизировать ту кровавую эпоху.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

22.09.2017 09:16

Мы сталкиваемся со странными вещами. Не знаю, характерно ли это только для русских или вообще для всех: очень короткая историческая память и любовь к крайностям. Если уж Сталин в чем-то плохой, то плох во всем, а если в чем-то хорош, то хорош во всем. Честно говоря, если уж из этих крайностей выбирать, то я выбираю первую: она куда лучше подтверждается историей.

Интересно еще и то, что люди, которые отстаивают "достижения сталинской эпохи", как будто перестают что-либо слышать. Это как по Евангелию Христос говорил: «Имеющий уши да услышит». То есть нас предупреждали, что есть люди, которые имеют уши, но не слышат и слышать ничего не хотят.

А что касается исторической памяти, тут вообще странная ситуация. Есть цифры, документы, - да в конце концов практически в каждой семье есть родственники, которые так или иначе пострадали от террора, которому нет равного по масштабу за всю историю человечества. Но все эти данные игнорируют! То есть во время и после революции сажали дедов и прадедов нынешнего поколения,и тогда это выглядело как злодеяние в масштабах государства, а сегодня говорят: «А что, нормально, сами заслужили». Ощущение, что пока их самих не посадят и они на своей шкуре не ощутят, что это такое, их мнение не изменится. Какие-то Павлики Морозовы, которые готовы предавать своих родителей, лишь бы спастись самому, или ради какой-то странной утопической идеи…

Так что речь даже не об идеологическом признании или отрицании коммунизма. Нет, речь о том, можно ли людей убивать или нет. Банальный вопрос.

Единственное, что я могу пожелать, чтобы эти люди никогда не пришли к власти. Надеюсь, есть процент здравомыслящих людей в нашем государстве, которые все понимают, как и то, что памятники о тех страшных событиях помогут нам сохранить историческую память.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

22.09.2017 09:14

Это очень спорный вопрос. Каждый человек судит со своей колокольни. Конечно, и время диктует свое. У каждого исторического периода есть свои плюсы и минусы.

Я, например, тоже жертва репрессий. Мою семью выслали в Среднюю Азию в числе других кавказских народов – карачаевцев, балкарцев, ингушей, - и я уже родился в Казахстане. У меня свой взгляд на решения и действия Сталина.

А есть люди, для которых Сталин был Верховным главнокомандующим, они все его действия считают правильными и нужными для того времени. И сколько бы ни было плохого в деяниях Сталина, эти люди в общем смотрят на то, что он сделал для страны. Для себя, как известно, он ничего не заработал, жил скромно, а из страны сделал великую державу, которую весь мир боялся. Заслуга? Да. Но какой ценой!

А те, кто хочет поставить памятник жертвам репрессий, действуют абсолютно правильно. Люди должны помнить и знать, что были такие страшные времена. Вот подойдет человек к памятнику, заинтересуется, узнает что-то новое или вспомнит былое. Человек – такое существо, он помнит только хорошее, иначе бы сошел с ума. Но самые страшные времена забывать нельзя, чтобы не повторить их вновь, поэтому памятники и нужны.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

22.09.2017 09:11

Как мусульманин и религиозный деятель скажу, что все происходит на Земле по воле Всевышнего. И раз репрессии были, значит, так было угодно Богу. Я сейчас сам анализирую произошедшее и читаю Коран, сопоставляя те или иные стихи из книги с фактами и доказательствами пожилых людей, с которыми я успел встретиться за свою религиозную деятельность. И я понял, что мусульмане до революции не очень серьезно исповедовали ислам. Они считали себя мусульманами, но были таковыми только поверхностно. Некоторые не выполняли 5-кратный намаз, употребляли спиртные напитки. То есть они допускали то, что запрещено Богом. Вот и постигла людей участь – начались репрессии.

Сегодня наоборот некоторые религиозные деятели страдают, что им не дают построить мечеть или вообще мечети закрывают, а православным храмам уделяют больше внимания. Например, куда бы я ни обращался с просьбой помочь со строительством мечети, слышал в ответ: «Религия отдельно, государство отдельно, сами стройте». Вот мы и строим мечеть на свои деньги. А ведь у нас тоже есть дети, мы работаем и платим государству налоги, закон не нарушаем, а оказываемся в числе притесненных. Но Бог-то видит все.

Сегодня Путин имеет самую высокую репутацию в мире, но и это не происходит без соизволения Господа. Если Путин будет благодарен Ему и будет поступать по Его воле, то наше государство будет процветать. А если одну религию притеснять, а другую возвышать, то не надо удивляться последствиям: несправедливость порождает несправедливость.

А что касается исторической памяти, то мы должны помнить все. Если был адмирал Колчак, почему мы должны его забывать? Как и репрессии Сталина. Если честно, он был не лучше Гитлера и Муссолини. Но «плюс» Сталину: он прибрал к рукам всех деятелей, которые хотели развалить нашу страну. И Путину не мешало бы жестче обращаться с преступниками во власти.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

22.09.2017 09:01

Память о репрессиях не то что нужна – необходима. Все же знают, что без памяти о прошлом нет настоящего, без настоящего нет будущего. Так вот: у тех, кто забывает прошлое, нет ни настоящего, ни будущего.

России нужна декомунизация – по примеру прошедшей в свое время в Германии денацификации. Россия как погрязла в той страшной истории XX века, так и не может оттуда выбраться. Все эти переименования улиц, демонтаж памятников большевикам – они же незаконны. Эти памятники были установлены незаконно, и снесли их тоже незаконно. На каком основании можно переименовать улицу Ленина, скажем, в улицу Сидорова? Должно быть решение суда, что коммунизм, революция – незаконны, это было преступлением. Тогда все будет понятно. Иначе мы, обвинив кого-то, опять поступим незаконно.

А у нас рождаются новые поколения, которых тоже оболванивают. Решит кто-то «наверху», что есть «наши», а есть «не наши», и под это будет подгоняться вся история. А правдивую историю советского времени так никто и не написал. Жаль, потому что пока еще живы люди, которые что-то помнят, знают, могут рассказать. Сейчас, к великому сожалению, идет очень большой откат назад.

Поэтому и растет процент людей, которые считают Сталина великим полководцем. А это бандит, убийца – вот все, что я могу сказать об этом человеке. Он проиграл войну, потому что жертвы, которые понесла Россия, невосполнимы. Поэтому мы и оказались в числе не очень развитых стран. Сталину требуют поставить памятник - а про его жертвы никто не вспоминает. Я живу в Петрозаводске, и хорошо знаю историю Беломоро-Балтийского канала. Многие думают, что это достижение. А сколько там погибло людей? Сейчас пытаются прикрыть Сандармох – место, где расстреляны тысячи, ни за что, просто так.

И кому ставить памятник? Погибшим – тоже вроде бы не очень законно, потому что тот режим не осужден. В таком случае можно сказать: те, кто отдавал приказы и исполнял их, действовали по закону того времени. Был закон сразу расстрелять тысячу человек – брали и расстреливали.

Так вот, пока не состоится суд над тем режимом, как это было сделано в нацистской Германии, ничего хорошего у нас, к сожалению, не будет.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

22.09.2017 08:56

Я отношусь к репрессиям отрицательно – неважно, на кого они были направлены и с какой целью проводились. В эти жернова попадали как враждебные коммунизму люди, так и случайные. Всех стригли под одну гребенку. И в результате пострадали невинные люди, которые ничем не были запятнаны – например, просто за принадлежность к какому-либо классу. Мещане, интеллигенция, купцы были уничтожены только за принадлежность сословию.

В этом однозначно виновата советская власть. А Сталин, обладая абсолютной, неконтролируемой властью и боясь, что ее отнимут, уничтожал и соратников по партии, и родственников. Хотя он говорил, что сын за отца не в ответе, родственники репрессированных были поражены в правах. Пострадали и жены представителей партийной элиты - Молотова, Буденного, Ворошилова – даже эти люди ничего не могли сделать. Сама власть в то время была преступна.

Сам факт репрессий долго скрывали, но теперь, когда это стало известно, нужно, чтобы деятельности Сталина дать объективную оценку. Но этим никто не занимается. Многие говорят: «Ну пусть сначала уйдут из жизни те, кто жил при советской власти, боготворил ее и почитал, а другие будут относиться к ней по-другому». Но историю же постоянно переписывают!

Число россиян, считающих большевистские репрессии преступлением, уменьшилось потому, что начали показывать фильмы, где Сталин – мудрый вождь народов, а его репрессии оправданы. Вот в сознании людей и произошли изменения.

Так что я поддерживаю православных священников и всех остальных, кто считает необходимым развенчать возрождающийся культ личности Сталина.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

22.09.2017 08:55

Требования коммунистов понятны, они сами и были инициаторами этих репрессий. О репрессиях, безусловно, нужно помнить. История нашей страны состоит не из одних светлых страниц, память о темных тоже нужно сохранять, нужно знать правду. Другое дело, что разные люди пытаются каким-то образом эту правду исказить в своих личных целях.

В нашей истории было довольно драматических противоречий, успехов, гениальных свершений и страшных преступлений. В любом событии и в любой личности нельзя осветить только одну сторону. А чтобы доносить правду народу, нужно проводить серьезный анализ архивов, нормальную политику, пропаганду в СМИ.

Оценка репрессий в народе – это типичная психология. Когда человека лично это не касается, то любые страшные преступления, репрессии, войны кажутся чем-то посторонним и не очень важным. Достаточно спросить человека, готов он быть репрессированным? Готов ли оказаться на месте этих новомучеников? И вот тогда ситуация меняется кардинально. Просто человек не умеет оценить, говоря словами Достоевского, не просто гибель тысяч и миллионов, а слезинку младенца. Но для этого нужно нравственное совершенствование человека, современным людям этого как раз и не хватает.

И тут серьезная роль должна принадлежать не только СМИ и государству, но и Церкви, которая помнит мучеников и может оценить эти события с правильной точки зрения. Так что ей надо давать больше слова.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...