Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Татарские националисты и татарский язык: Мнения священнослужителей

24.10.2017 08:54


14 октября в столице Татарстана прошел митинг по случаю так называемого «Дня памяти», ежегодно проводимого татарскими националистами из-за взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. На мероприятие пришли около 200 человек, в том числе активисты марийской националистической организации «Мари ушем» («Союз мари») и чувашского общества национально-культурного возрождения «Иреклех».

Согласованное с исполкомом Казани мероприятие началось с мелкой потасовки с полицией, которая, однако, к задержаниям не привела, пишет EurAsia Daily. Выступления были посвящены обязательности изучения татарского языка в школах Татарстана и «референдуму в Каталонии». Если последнее событие татарские националисты использовали, просто чтобы напомнить о референдуме в Татарстане в 1992 году (тогда на голосование был вынесен вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство?»), то языковому вопросу было уделено максимальное внимание.

Выступавшие критиковали Владимира Путина - за то, что объявил о недопустимости принудительного обучения неродному языку в национальных республиках и сокращения часов на преподавание русского. На плакатах, которые держали участники, было написано «Долой имперскую политику ассимиляции!», «Требуем соблюдения конституции РФ и РТ — татарский язык как государственный в школах Татарстана», «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?», «Империя! Когда прекратятся зверства, начатые в 1552 году?» и т. п.

Regions.ru не раз поднимали вопрос навязывания национальных языков в некоторых республиках; см., например:

За проблемы с национальными республиками надо благодарить большевиков: Мнения священнослужителей

Попытки поставить телегу впереди лошади опасны для целостности страны: парламентарии об использовании национальных языков в регионах

Как изучать языки в национальных республиках? - Мнения священнослужителей

Этнолингвистический конфликт: Парламентарии об изучении национальных языков в школах регионов

Русский язык в национальных республиках: Мнения священнослужителей

"Принуждение к национальному языку": Мнения священнослужителей

Татарстан саботирует слова президента: Мнения священнослужителей

«Как бы вы прокомментировали насильственное насаждение национальных языков в ряде регионов? Считаете ли вы эту проблему серьезной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

24.10.2017 09:39

Это болевая точка, на которую пытаются давить определенные политические силы - как в свое время они пытались использовать ситуацию с крымскими татарами. Основное население все устраивает. Жители Татарстана сотни лет сосуществовали с русскими, украинцами. Но есть люди, которые постоянно разыгрывают националистическую карту.

Я думаю, это не более чем предвыборное раскачивание лодки. И очень радует, что подобные провокации не находят у населения поддержки. Показательно, что на митинг собралось всего около 200 человек. В Татарстане, в том числе и в Казани, татар очень много – примерно 50% населения! Так что можно представить, сколько людей могло выйти на самом деле.

В регионах, где преобладает тот или иной народ, он имеет право на свой язык. Но это не значит, что его нужно навязывать всем окружающим. В нашей стране основной язык – русский. И, если человек думает, говорит и пишет по-русски, не надо заставлять его делать это по-другому – по крайней мере, в нашей стране.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

24.10.2017 09:32

К счастью, таких регионов немного – кроме, пожалуй, Республики Татарстан, нескольких республик Северного Кавказа, а также Бурятии. У нас эта проблема столь остро не стоит. Я думаю, подобные митинги сейчас принимать во внимание не следует – всегда найдется небольшая кучка людей, недовольных центральной властью, которые будут выискивать какие-то исторические предпосылки. Объективную картину, как всегда, они либо не видят, либо специально не замечают. Митинг в Казани – яркое тому подтверждение, поскольку Республика Татарстан обладает максимальными культурными и иными автономиями – в рамках федеративного государства, а претензии предъявляют просто недальновидные люди.

Что значит: «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?» Ну, давайте углубимся в исторические дебри, вспомним переселение гуннов, нашествие монголов. Это глупо. Этот лист истории давно перевернут, теперешняя Республика Татарстан тогда вошла в состав России, тогдашняя элита встала на службу Российской империи. Татарская аристократия занимала высокие государственные посты, татарский язык развивается. И у нас в Оренбургской области есть татарские села, где местные жители свободно говорят на своем языке, сохраняют свои культурные традиции, проводят национальные праздники. Ни о какой ассимиляции, тем более насильственной, речи нет.

Что касается языка, мы должны помнить: Россия – многонациональное государство, в котором, согласно нашей Конституции, есть единый язык национального общения - русский. Кстати, можно напомнить татарам, что у русских до сих пор нет своей государственности. И нас это нисколько не волнует, потому что мы спокойно развиваемся в нашей стране. Пусть они успокоятся и больше нам никаких претензий не предъявляют.

Времена необдуманной ельцинской политики «раздачи суверенитета» давно прошли. Россию со всех сторон обложили враги государства, которые хотят оторвать от нее самые вкусные, жирные куски, и для этой цели пытаются возродить националистические движения. Думаю, о таких митингах, если мы реже будем освещать их в прессе и обсуждать, никто и не вспомнит. С момента мероприятия, о котором мы говорим, прошло уже больше недели, - и кто о нем знает?

А национальный язык татары пусть изучают по желанию – как и остальные народы, населяющие нашу страну. Никто им это не запрещает - как и развивать культуру, традиции. Наоборот, это всецело поддерживается.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

24.10.2017 09:23

Желание человека говорить на родном языке, на котором говорят в его семье, понятно. Нужно обеспечить законное право думать, писать и читать на этом языке всю оставшуюся жизнь. Однако здесь мы наталкиваемся на естественные барьеры, связанные с отсутствием на большинстве языков мира нужной литературы и информации. Она в основном на английском, а у нас в России - на русском.

Развивая национальные языки, нельзя забывать и о реальности, в которой мы находимся. Язык – основа жизни народа. Это и основа нашей цельности, которую мы можем вместе сохранять; языковое пространство. И если оно будет разрушаться, вместе с ним мы лишимся многих преимуществ, которые сейчас у всех нас есть.

Некоторые политики в угоду каким-то своим личным или местечковым интересам пытаются насильственно насаждать национальные языки в ущерб общему для нас языку – русскому, общегосударственному. Это печальная реальность. И этим будут пользоваться наши недруги, чтобы усугубить ситуацию. Противостоять можем только все мы вместе. Кроме того, язык должен людям открывать преимущества; необходимо также расширять возможности, которые получает человек, владея не только языком своей семьи и народа, но и общегосударственным. И, конечно, нужно идти дальше: предлагать более точные и ясные наши общие цели, рисовать общую картину нашей жизни, более понятную, чем те смутные общие цели, которые предлагают сейчас наши враги, разыгрывая, в том числе, национальную карту. Этого, к сожалению, почти нет.

А нужно соблюдать баланс, вести диалог. Должна быть привлечено и научная общественность. На это нам сейчас нужно обращать внимание, нежели на какие-то наши успехи или неудачи, происходящие за пределами России. Это я думаю, сейчас актуальнее.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

24.10.2017 09:13

Национальные проблемы сегодняшнего дня - результат давних событий. Основы создания государственного устройства были приняты людьми, которые 100 лет назад насильственно, беззаконно захватили власть.

Старый порядок строился на административном делении. Бандиты, пришедшие к власти, многие из которых сами принадлежали к национальным меньшинствам Российского государства предшествующего периода, в пику старому порядку, используя все средства и способы, взяли за основу государственного строительства принцип национальный. Еще на подготовительном этапе захвата власти всякое недовольство приветствовалось и даже провоцировалось. Очевидно: благодатной почвой во все времена всегда и везде будут вопросы национальные.

Последствия этого решения большевиков мы видим сейчас, когда грандиозное государство прекратило свое существование и разломы пошли не по социальным или имущественным признакам, но по национальным. Отсюда и возник миф, что на территории современной Республики Татарстан проживает единый народ, наследник народа, собранного великим Чингисханом, завоевавшим полмира. Но там проживает множество народов, и о единой национальной идентичности и связи с «великим Чингисханом» говорить не приходится. Это понятно даже школьнику.

Тем не менее, заявляется, что есть единый народ, проживающий компактно на этой территории, поэтому он претендует на какую-то форму государственного суверенитета и имеет на это право. Действительно, на протяжении почти века утверждалось, что нация имеет право на самоопределение – это был основополагающий принцип государственного строительства, но в советское время он не соблюдался: СССР был диктатурой. Более того, права человека, права наций грубейшим образом попирались. Это и насильственная депортация целых народов, и репрессии по тем или иным обвинениям. Худшего ада, чем тот, в котором находился народ, и прежде всего русский (да и другие народы, проживающие на территории Советского Союза), не было никогда и нигде. А теперь это государство прекратило свое существование, но идеи остались - они живут дольше, чем политические формы.

К моменту освобождения Казани в ней находилось сто тысяч русских пленных, сто тысяч рабов. Это было хищническое государство, которое жило за счет захвата, разорения, ограбления сопредельного народа – то есть русского. Обязанностью русского государства было положить конец этим нападениям, порабощению, захвату своих сограждан – что и было сделано. Казань из города-хищника стала мирной, пришла в благоденствие, появилась возможность заниматься различным трудом. Знать этого государства была приравнена к знати государства русского (то есть произошло полное уравнение в правах). И конечно, национальный вопрос никогда там не стоял.

70-80 лет всех учили, что каждая нация имеет право на самоопределение. Так что одна из проблем – наследство XX века. Плоды беззакония вековой давности мы будем собирать еще долго. Но есть и другая проблема. В нашем мире сталкиваются интересы разных держав. Усиление одних государств вызывает недовольство других, потому что мир един, замкнут, и как в сообщающемся сосуде, если где-то прибывает, где-то должно убыть. Сейчас в условиях подготовки к известным событиям начала осени 2018 года используются все способы и цели, чтобы понизить рейтинги наиболее вероятных кандидатов на президентский пост, дестабилизировать гражданский мир, разрушить общественное согласие в государстве.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

24.10.2017 09:11

Татары сами не дорожат своим языком, - у многих уже дети не говорят по-татарски! Родители в первую очередь должны дома разговаривать на родном языке, чтобы сохранить культуру. Некоторые не хотят учить ребенка татарскому, потому что важнее другие языки – английский и прочие европейские. А в школе и так нагрузка большая, куда, мол, еще национальный язык учить.

В итоге власти Татарстана видят реальную проблему: все меньше становиться людей, говорящих на татарском. Но это не значит, что можно обучать людей языку принудительно. Да, должно быть уважение и знание языкового минимума, чтобы поздороваться-попрощаться человек мог на местном национальном языке. Человеку так жить будет комфортнее и удобнее, зная и понимая местный язык. Но если нет желания его учить, никто не должен принуждать.

И потом хватает ситуаций, когда семья переезжает с места на место. И что же – везде язык новый учить? Моя сестра с тремя детьми переезжала по долгу службы несколько раз - то в Эстонию отправили, то на Камчатку. Как детям адаптироваться?

Обострять ситуацию ни в коем случае нельзя, надо ее дипломатично разрешить. К примеру, думаю, изучение национального языка может носить рекомендательный характер и только. Уважение друг к другу долго быть с обеих сторон. Категоричность точно в этом вопросе ни к чему.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

24.10.2017 09:04

Это очень серьезная проблема. Любые сепаратистские движения внутри государства ослабляют и разрушают его единое экономическое, политическое, языковое пространство. Тем более, что у Татарстана, как и многих республик, высокий уровень автономии. Я сам это видел, будучи в республике. К тому же там идет переработка нефти, и деньги с нефтеперерабатывающих заводов по согласованию с Центром оседают в республике.

Попытки татарских националистов опереться на события далекого прошлого времен Ивана Грозного смешны. Ну, а в Москве есть станция Китай-город, где при археологических раскопках были найдены артефакты, относящиеся к Шелковому пути. Из этого же не следует, что эту территорию Москвы нужно отдать Китаю? Удовлетворить требования татарских националистов значит получить в центре России еще одну Украину. Такого допустить нельзя ни в коем случае.

Мне вспоминаются события 80- х годов в Финляндии, когда саамы потребовали от властей выхода из состава республики. Финское правительство посовещалось и решило такую возможность им предоставить. И лишило «самостоятельное государство» электро-, газоснабжения. Кроме того, оттуда вывели финских полицейских. Новоиспеченное государство просуществовало ровно неделю, а потом саамы сказали, что передумали. Нельзя жить в государстве и быть от него полностью независимым. С политической точки зрения это, возможно, будоражит кровь, щекочет нервы. А экономически такое невозможно.

Тем более что в Татарстане проблемы не только с федеральной властью. На территории республики проживает много различных национальностей, в том числе татары-мусульмане и татары-христиане. У последних даже национальная одежда другая. И они между собой не могут договориться, потому что исповедуют разную религию. Каждый считает другого предателем веры отцов.

А что Иван Грозный присоединил Казанское ханство к Руси, помогло этой территории выиграть не только в экономическом плане, но и в военном – на нее зарились многие. Но благодаря сильной поддержке Московии она смогла устоять. Так что в плане сохранения нации, самоидентификации татары ничего не потеряли – напротив, приобрели.

Как можно уменьшить количество часов русского в средней школе, или вовсе прекратить преподавание этого языка? Русский в России – общий язык, который позволяет находить народам взаимопонимание. Я понимаю, если на русском не говорят, допустим, немцы – ну, есть переводчики. Но внутри одного государства это невозможно.

Татарам никто не запрещает исповедовать ислам, они носят национальную одежду. Никто не мешает им развивать и сохранять национальную культуру, язык, традиции, никто их не дискриминирует. Так что подобные митинги вызваны желанием разжечь среди многонационального населения Татарстана рознь, заложить заряд, который может привести к националистическому взрыву - чего ни в коем случае допустить нельзя.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

24.10.2017 09:03

Проблема, к сожалению, становится серьезной. Достигнутый в 2010-х годах баланс в обучении титульным языкам в последнее время политизируется и выходит на другой уровень. Особенно опасно это в связи с тем, что Россию не в 2018, так в 2024 году ждет существенное переформатирование органов госвласти с уходом из политики главного стабилизирующего фактора – Владимира Путина. Националисты готовятся к этим событиям и поднимают голову. Это очевидно. Для них становится разменной монетой создание умышленного конфликта вокруг изучения титульных языков в национальных республиках.

Еще недавно по этой теме не было серьезных жалоб. Но вдруг повсеместно они начали возникать. В разных местах начали требовать изучения титульного языка не только от тех, для кого язык родной, но и от других граждан, проживающих на территории республики, в том числе от школьников и студентов, которые приехали временно. У нас многонациональная страна со множеством национальных республик, у нас более 140 языков, и если, к примеру, по рабочим делам семье приходится часто переезжать, то ребенок должен в каждой республике изучать новый язык? И это помимо английского, французского и других языков, которые изучают по школьной программе!

В этой связи психологи и Минобрнауки предлагают демократичный вариант: изучение языков по желанию. Предполагается, что представитель титульной нации, для которого язык родной, сам захочет изучать его в силу любви к своей культуре, привитой в семье и обществе. И других граждан это не принижает. И речь тут не только о русских, а о других народах, у кого помимо русского есть и свой язык. Человек может захотеть изучать местный язык, потому что ему тут жить и строить карьеру. Практика показывает, что многие добровольно идут и изучают. Но если человек не желает, то ни о каком принуждении не может быть и речи.

Проблема искусственно политизируется, застрельщиком в этом по непонятным мне причинам стал Татарстан. Хотя такие проблемы есть на Северном Кавказе и в Башкирии. Но в Татарстане создан «Милли Шура» – национальный совет, который объявил изучение татарского языка важнейшим фактором гражданской идентичности. То есть нет татарского – нет патриотизма. Это неправильный посыл, и отсюда мы видим дальнейшие действия. Если в школах ситуацию может контролировать федеральное министерство, то ДУМ Татарстана заявило, что внутри республики переходит на документооборот исключительно на татарском языке. Имамов обязали в проповедях настаивать на изучении татарского. Возникает формирование исключительности.

Мне кажется, что Минобрнауки и другие компетентные органы могли бы жестче реагировать на явное нарушение конституционных прав в сфере изучения языков. Мы должны обеспечивать единое языковое и политическое пространство в стране.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...