«Как культуролог я считаю, что основы религий нужно знать обязательно. Я часто говорю своим студентам: "Вот спросят у вас о сюжете картины на религиозную тему в каком-нибудь музее, и что вы скажете? — Ой, простите, у нас не было истории религии?" Религия — это основа культуры. Вся культура вырастает из религии, в истории нет безрелигиозных культурных традиций», — заявил В.Р. Легойда.
«Интерес молодежи к религии очень силен, ведь это смысложизненная потребность. Религия — это же про самое главное: зачем я живу? для чего я пришел в этот мир? что такое "хорошо" и "плохо"? Этот фундаментальный интерес всегда был, он может быть неосознанным, но он присутствует у любого человека, проявляясь раньше или позже», — добавил он.
По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, отношение к изучению религий в молодежной среде может меняться в зависимости от того, что сейчас читает молодежь и чем увлекается. Кроме того, по его мнению, влияние на это отношение оказывают некоторые стереотипы о религии вообще и Церкви в частности. «Отношение может меняться в зависимости от того, что они прочитали. Есть какие-то очень странные стереотипы, есть понятные и устойчивые стереотипы, например, расхожее представление о "борьбе" религии и науки», — отметил представитель Церкви.
«Насколько, на ваш взгляд, молодежь интересуется религией? Как она вообще религию воспринимает?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
10.11.2017 09:16
Однако соглашусь с Владимиром Романовичем: сегодня все больше молодых людей обращает свой взгляд на Церковь. Это видно по собору, где я служу: молодых людей в нем стало в разы больше. Наверное, свою лепту в это внесло развитие интернета, соцсетей - люди могут узнать обо всем, что им интересно, что называется, «за один клик».
Но с развитием технологий появилась и другая проблема. Я бы ее назвал «следованием тренду». Не секрет, что психология человека так устроена, что все мы в той или иной мере следим за модой, новинками. Яркий пример - выпуск новой модели айфона и огромные очереди за ней. Это подтверждает теорию о погоне за модой. Так вот: в числе трендов, которые, на мой взгляд, формируются искусственно, и тот, о котором говорили еще десятки лет назад в обществе «Юный безбожник».
Сегодня появились люди, которых я бы назвал представителями воинствующего атеизма. Они с помощью различных информационных приемов пытаются навязать свою картину мира про Церковь – служанку политики, про попов-мироедов и так далее. Обычно так говорят люди, которые совсем не знают церковной жизни и не имеют собственного религиозного опыта.
На мой взгляд, наша задача – духовенства, верующих мирян – осознать красоту нашей веры то, что она помогает нам измениться, стать лучше. Мы живем в эпоху прагматизма. Человек желает знать: если он будет чем-то заниматься или к чему-то стремиться, какую пользу сможет извлечь? А православная Церковь и христианство дает огромную возможность для личностного, и прежде всего, духовного роста, для самосовершенствования, очищения души от всего злого, что в ней есть.
Наша задача – найти язык, который поймет современная молодежь. Именно поэтому я открыл свой канал на ютубе – чтобы рассказать, в том числе молодежи, как мыслит православный человек. Разумеется, я прекрасно понимаю: лучше тысячи слов одно дело. Мы должны свидетельствовать о своей вере делами. А с этим у нас, к сожалению, не все так гладко. Но мы будем стараться.
10.11.2017 09:14
Если бы мы умели воспитывать наших детей, давать им возможность применить эту бескомпромиссность, мы сделали бы большие успехи в воспитании. К сожалению, сегодняшняя действительность предлагает юности не борьбу, труд, усилия и подвиг, а удовольствие, комфорт, вседозволенность, распущенность.
Можно ли научить чему-то по-настоящему хорошему, какой-то добродетели современного человека? Ну, например, целомудрию? Абсолютное большинство молодых людей не считает этот вопрос актуальным: «Это средневековье, а сегодня XXI век». Но если высоко поднимать планку, давать пример высокой, чистой жизни, подвига, а не распущенности, извращения, вседозволенности, который мы видим в СМИ, окажется: желающих много.
Почему молодые люди рванули во всякие страшные террористические, человекопротивные, богомерзкие организации? Бегут через границы, их ловят. Почему они вступают в какие-то националистические группировки? А потому, что молодежь ищет бескомпромиссности, силы, которая позволяет быть независимым. От чего? – От того, чем живет сегодняшний мир – культа вседозволенности. Молодые люди хотят быть свободными, независимыми. И научить их этому можно - но если мы будем поддерживать нормальную, полноценную, здоровую семью.
10.11.2017 09:10
Утверждение: «наука доказала, что Бога нет», конечно, лживое, в советское время оно усиленно пропагандировалось. И я категорически не согласен, что наука и вера противоречат друг другу. Только поверхностный взгляд на науку, поверхностное знакомство с нею могут увести от размышления о духовных основах этого мира. Люди глубокие утверждаются в своей вере через изучение научных основ этого мира. Именно наука дает человеку глубокое представление о бытии, основах этой жизни, космогонии.
К сожалению, часто среди людей верующих, но поверхностно знающих науку, бытует мнение: она противоречит вере. Конечно, это не так. Есть вопросы мировоззренческие, связанные с тем, как Господь сотворил этот мир. Их действительно следует осмыслить, прочувствовать (и духовно, и с научной точки зрения). Но плохо, когда люди науки считают, что наука замещает духовную жизнь, упраздняет веру. Такое заблуждение – что наука враждебна вере, что современная концепция эволюционизма, происхождения человека, жизни якобы направлены против веры, Церкви – свойственно и некоторым православным. Это ошибка. Да, идеологи атеизма зачастую используют какие-то научные результаты, чтобы доказать: они якобы противоречат религиозному мировоззрению. Но это поверхностный, идеологический взгляд. Верующий, который занимается наукой, чувствует: «Здесь есть некая тайна, и ее нужно осмыслить и с духовной, и с научной точек зрения».
Мне понятнее, когда не ищут противоречия между наукой и верой, а пытаются осмыслить и то, и другое. Но я уверен, что сам процесс творения Божия – величайшая тайна, которую наука может приближать. Трепет, ощущение приближения к этой тайне всегда сопровождает научную работу верующего. Однако до конца постичь мы это все равно не сможем. Наука никогда не ответит со стопроцентной вероятностью, как произошел мир, возникла жизнь, появился человек. Но помочь осмыслить это может.
10.11.2017 09:07
А вот что плохо – когда ответы на религиозные вопросы начинают искать в интернете. Мы поэтому обязательно каждый раз говорим молодым людям, что искать ответы надо в храмах, мечетях и синагогах. Там можно познать истинную религию, а в интернете запросто можно пойти по ложному пути.
Тем более, что у нас Коран и молитвы на арабском языке, и чтобы их понимать, надо знать толкование: простого перевода тут недостаточно. Каждую суру и аят можно разобрать только в толковании. И когда молодежь начинает познавать, интерес все больше и больше. Уже учебные заведения заполняются, на начальных религиозных курсах при мечетях все больше людей, как и в медресе.
10.11.2017 09:04
Да, молодые люди не соблюдают полностью традиции, обычаи и каноны. Но это не так просто в наше время, - тот же пятикратный намаз и омовения недоступны студентам и работающей молодежи в силу очевидных обстоятельств. Тем не менее, они посещают мечети, в праздничные дни вижу очень много молодых людей, это приятно радует глаз. Иногда даже молодежь приводит в религию своих родителей. А иногда говорят: «Родители не знают, что я к вам пришел, а мне хочется получить ответы».
Вопросов, конечно, у молодежи много. Но когда с глазу на глаз разговариваешь, объясняешь, какие традиции, как относиться к другому исповеданию, и говоришь все это с добром ко всему, с любовью, то они все прекрасно понимают и уходят с улыбкой на лице. Поэтому лучшее общение – это прямой диалог с глазу на глаз.
Сегодня непростое время, можно получить безграмотную информацию, которая может направить молодых людей в другое русло, заблуждений много. Большинство не знает арабского языка, изучать Коран трудно, но берут переводы, толкования, пытаются разобраться.
Часто звучат вопросы, как могут уживаться разные религии, какая самая правильная, что между ними общего. Как правило, такие вопросы задают те, кто приезжает из мусульманских республик, кто не сталкивался с другими традиционными религиями. Рассказываю им все, показываю даже фотографии со встреч и общих мероприятий, мы же постоянно встречаемся с руководителями разных конфессий. Объясняю, что важно быть всем вместе.
Самое главное в этом всем среди молодежи – заинтересованность и готовность получать информацию из первых уст.
10.11.2017 09:03
Да, к нам в синагогу приходят молодые люди, но их, к сожалению, очень мало. Я посещаю субботние молитвы – молодые люди там редкие гости. По большим религиозным праздникам молодежь ходит в Церковь, в синагогу, в мечеть – я это вижу. Но мне кажется, это скорее дань моде, а не искреннее религиозное чувство.
Хотя у нас есть воскресная школа, и детям, которые туда ходят, нравится ее посещать. Там знания о религии преподносят в интересной форме. Но основы веры все-таки закладываются в семье. Если родители – люди верующие, то и детям они эту веру передадут.
И я уверен: молодым людям нужно изучать свою религию. Это основа жизни, чтобы там ни говорили. На ней строится доброта, счастье, другие вечные ценности. Традиционные религии не учат плохому, и это главное. А привлечь молодежь можно, только заинтересовав ее. У нас религиозные молодые люди, например, ездят в Израиль. Им это интересно.
Протоиерей Вячеслав Кочкин
руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии
10.11.2017 09:31
Все-таки Владимир Легойда общается со студентами - чтобы попасть в вуз, нужно хоть что-то знать. А если прийти в ПТУ, колледж или же в нашу обыкновенную третьеразрядную школу, мы увидим: там никто ничего не читает, ни о чем не думает, и музеи посещать не собирается – не говоря уже о театре или о чем-то еще. Общаясь с людьми не своего круга, мы иногда ужасаемся. Поверьте мне, сейчас я все чаще сталкиваюсь с молодыми людьми, которые дальше своего телефона с интернетом не видят и не слышат ни-че-го. И извечные вопросы, которые волновали человека, когда он был обременен знаниями, современного человека не интересуют вообще. Его интересует, как красиво одеться, выпить, закусить, потанцевать. Его даже встречи с противоположным полом, продолжение рода сейчас не интересует.
Поэтому, прежде чем ставить глобальные вопросы об отношении современного молодого человека к религии, мы должны понять: а чем, собственно, занят этот современный человек? Да, конечно, религиозные молодые люди есть. Знаю таких, они мне помогают на крестных ходах, в храме. Нерелигиозных людей нет – Владимир Легойда прав. Но степень религиозности у каждого своя. Иногда это принимает примитивные формы, когда на себя вешают булавочку и красную ниточку от сглаза – будь эти люди трижды атеисты и четырежды академики.
Так что я бы говорил не о том, мучают ли молодых людей бытийные вопросы, а о том, насколько они сами дотягивают до «человека разумного» и ассоциируют себя с человеком общественным какими-то гуманитарными коммуникациями. Этот вопрос, мне кажется, стоит острее.
Я сильно сомневаюсь, что в университете, где Легойда общается со студентами, он видит таких людей. Он с ними просто не встречается. А вот когда мы приходим в обычную среднестатистическую школу, начинаем там с азов.
Да, у каждого есть понятие о Боге. Нет такого, чтобы человек сказал: «Я не знаю, что такое Бог, никогда о Нем не слышал». А вот дальше начинаются проблемы. И дело не столько в том, что человек ищет ответы на эти вопросы, сколько в том, что он стремится от них убежать. Он отгораживается ширмой, старается не думать, что когда-то будет болен, ему придется ухаживать за своими родителями. И о вопросах, которые помогает решить религия, старается пока не думать. Может быть, действительно в силу своего возраста. Но мне кажется, это общий настрой общества, людей, которые увлечены сами собой и решают свои сиюминутные проблемы, совершенно не задумываясь о будущем.
Нам в этом направлении предстоит много работать, и мы этим занимаемся. Даже «Основы православной культуры…», введенные в центральных городах и регионах, до маленьких населенных пунктов чисто физически дойти не могут. Поэтому приходится трудиться нам, священникам, чтобы зажечь пламя веры в сердцах людей, чтобы они вспомнили: у них душа-христианка, и человек рожден для счастья. А в чем оно заключается? – в существовании единого Бога: Отца, Сына и Духа Святого.