Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Школа и религиозное воспитание: Мнения священнослужителей

21.11.2017 08:59


Российские мусульмане предложили распространить курс "Основы религиозных культур и светской этики" на учеников 5-11 классов. Сейчас его преподают только в четвертом классе. Предложение о преподавании истории ислама для пятиклассников планируется направить в Минобрнауки в следующем году.

"На сегодняшний день есть поручение председателя управления, муфтия Равиля Гайнутдина ректорам наших учебных заведений и авторам пособий о том, чтобы к декабрю подготовиться, разработать и предложить на широкое обсуждение для мусульманской интеллигенции и специалистов в области ислама концепцию курса и пособий для обучения в пятом классе", — заявил зампредседателя Духовного управления мусульман Дамир Мухетдинов агентству "Москва".

Он рассказал, что представители управления мусульман обсудят расширение религиозных курсов со своими коллегами из других конфессий, а также с представителями церкви. Духовное управление рассчитывает составить единый документ при участии всех членов Межрелигиозного совета России.

"Важно услышать позицию Русской православной церкви, настроены ли они в таком русле работать, или все-таки они будут пытаться дальше лоббировать свою программу обучения и только с таким пакетом выступать в адрес Минобрнауки", — пояснил зампред Духовного управления мусульман.

Ранее в РПЦ предложили ввести расширенный образовательный курс для школьников под названием "Православная культура", который бы преподавался с 1 по 11 класс. При этом Российская академия образования уже направляла на экспертизу в Московский городской педагогический университет проект такой программы, однако эксперты ее не одобрили.


«Как Вы относитесь к этим предложениям? Нужны ли школьникам углубленные познания религиозных культур или все-таки лучше это внедрять факультативно? Должна ли школа отвечать за религиозное воспитание учеников или оставаться светским учреждением?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

21.11.2017 09:29

Школы должны оставаться светскими. Это постулат любого светского общества, который мы не можем нарушать. Это реальные условия жизни, нашего многонационального многоконфессионального государства. Иначе и православные, и буддисты, и иудеи могут сказать: «Мы хотим, чтобы нашу религию изучали».

Почему-то мы думаем, что у нас в России только ислам, православие, иудаизм и некоторые протестантские деноминации. Но любая религиозная организация по законам нашей страны обладает всеми теми же правами, что и традиционные, исконные религии. Вообще в Конституции нашей страны написано, что любой человек может исповедовать религию или не делать этого. Поэтому теоретически любой пятидесятник или неоязычник может прийти в школу и сказать: «А почему моему ребенку не преподается именно эта религия»?

Поэтому любое углубленное изучение религии будет проходить там, где для этого есть условия, имеются специалисты – то есть на базе воскресных школ (например, наших православных). Сейчас у нас есть подготовительные катехизаторские курсы, при каждом храме ведутся огласительные беседы для групп различного возраста. Если человек желает ознакомиться с основами религии, мы предоставляем ему для этого большие возможности.

Другое дело, если мы говорим о культуре. Да, в России православие имеет культурообразующее и исторически важное значение. Не зная христианской культуры, мы не сможем понять ни культуру, ни живопись – ничего. Только недавно я думал об этом: скоро мы и Пушкина с Достоевским не будем понимать, не зная основ православия. Так что на проблему нам нужно смотреть именно под этим углом, и ни в коем случае не изучать религию в школах углубленно.

Есть и еще один момент. Я знаю, как сейчас катастрофически загружены наши дети. Вводя дополнительные часы по религии, мы будем забирать их у других предметов. А «отщипывать» часы от русского, литературы, истории нельзя. Значит, это нужно делать только факультативно, только на добровольных началах, только там, где педагог сам носитель соответствующей культуры – как это и предлагалось Русской Православной Церковью. Не должно быть такого, когда предмет преподается, чтобы просто отчитаться и получить заработную плату. Там, где этнические мусульмане – большинство населения (Кавказ, часть сельских районов Башкирии, Татарстана) такая возможность есть даже технически. А что, допустим, делать в нашем Адамовском районе, где в одном четвертом классе малокомплектной школы учатся один славянин и один этнический мусульманин? Где набрать педагогов и учебников? Так что это вопрос и организационный, и финансовый.

Считаю, что именно сейчас культурологическую роль нужно брать на себя на общественных началах – особенно в таких маленьких районах, как наш. Возможности для этого есть. Могу привести в пример Оренбургскую область, где несколько лет назад было заключено соглашение между Министерством образования и Русской Православной Церковью. Этот замечательный проект называется «Семь уроков жизни» - мы преподаем основы православной культуры именно с культурологической точки зрения. И вы знаете, отклик есть. Педагоги уже не ждут от нас подвоха. Я читаю курс в классах, где большая часть учеников - этнические мусульмане. Они и их родители не против. Нравственные вещи, о которых я рассказываю, находят отклик в каждом сердце.

Если же будем исподволь, с хитрецой перетягивать на себя религиозное одеяло, могут возникнуть конфликты – ну, как минимум, недопонимание.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

21.11.2017 09:25

Такой предмет необходим ребенку – мы живем в мире, где очень много религий, таких явлений как ДАИШ, разных деноминаций - традиционных и нет. На мой взгляд, ребенок должен с детства быть знаком с религиозными традициями.

Насколько я знаю, в новом учебнике православной культуры нет пропаганды православия, призывов к молитвам, каким-то священнодействиям. Это просто культурологический экскурс в православное христианство. Некоторые по ошибке называют шесть модулей «законом Божьим». Но это культурология, и ничего больше.

Если этот предмет ввести в младших классов, он поможет деткам лучше понимать отечественных классиков – например Пушкина, Ломоносова, Гоголя, Достоевского, Чехова – да много кого. Чего ни коснись, везде присутствует церковная тема, связанная с православным христианством. Я знаю от преподавателей русского и литературы, что у них возникают сложности с преподаванием своих предметов - ребенок просто не имеет представления о многих вещах. Например, не понимает, что такое обедня, чем епископ отличается от священника и так далее. Основы православной культуры помогут ему «быть в теме», расширят его кругозор. А какую веру ему выбрать, он будет решать, когда станет взрослым. Поэтому я солидарен с мусульманами.

Этот курс – основы православной культуры – обогатит познания ребенка и в том, что касается истории родной страны. У нас все переплетено с православным христианством, и от этого никуда не деться. Так что одно другое будет дополнять. Для мусульманских регионов – таких как Татарстан, Чечня – будет актуальным модуль исламской культуры. И я, честно говоря, не понимаю фобии по отношению к этому предмету.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

21.11.2017 09:22

Прежде всего хочу сказать: эти вопросы находятся в компетенции священноначалия, публичные заявления по позиции Церкви делают уполномоченные люди. А я могу высказать только свое частное субъективное мнение.

Думаю, есть некое лукавство и в самом понятии светского государства – у нас нет отделения государства от религиозных церковных институтов и ценностей. Еще нелепее отрицать христианское происхождение тех ценностей, на которых держится цивилизованный мир вообще и наше государство в частности. Государства, которое их отрицало, уже четверть века не существует, а религиозные, церковные ценности остались, они развиваются и приносят немалую пользу государству сегодняшнему. И в этой связи отказ от изучения культурных основ нашей жизни – отказ от своей истории. Кто не знает историю, рискует пережить ее вновь. Но если когда-то история случилась как трагедия, повторится она как фарс, причем кровавый. Да не будет такого!

Поэтому мне кажется, вопрос осознания культурных основ своего отечества, народной жизни – необходимое условие выживания народа и сохранения государства. Так было и будет всегда. Но вот как это сделать - через всеобщий обязательный предмет или ограничиться факультативом, ввести сейчас с 1 по 11 класс уроки по изучению исламской культурной и религиозной традиции, или православной христианской культуры, и что это будет означать, вопрос.

А что потом? Во всех регионах учащихся заставят посещать уроки ислама, хотя, как мы знаем, в регионах, где традиционно исповедуют ислам, проживает и много людей православных? Очевидно, что в таком случае они подвергнутся дискриминации. Их станут принуждать изучать, прежде всего, основы религиозной исламской этики. А это будет неправильно и неполезно.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

21.11.2017 09:19

Что каждый должен заниматься подготовкой своего курса, очевидно. А светской этикой, наверное, должны заниматься люди со светским мировоззрением. Каждый занимается своим делом, и это вполне логично. Мусульмане будут заниматься исламской культурой, мы православной. Это разделение компетенций. Каждый компетентен в своей области. И в этом смысле предложение мусульманской общины только подтверждает общность интересов и православных, и мусульман - дети должны знакомиться со своей родной религиозной культурой как можно раньше. Поэтому радостно, что в этом вопросе у нас взаимопонимание.

Само по себе предложение и Русской Православной Церкви, и мусульманской общины (расширить основы религиозных культур) – правильное, и вполне соответствует духу времени. У нас сейчас сильно возросло значение религиозного фактора – и в воспитании детей, и в политике, и вообще в мировоззрении. Поэтому такое предложение вполне уместно.

Но все-таки, на мой взгляд, это должно быть не преподаванием самой религии, но религиозной культуры. Здесь тонкая грань, и нужно это помнить. Даже преподавание религиозной культуры должно происходить на научной основе. Этим, прежде всего, должны заниматься теологи, причем дипломированные, которые действительно имеют представление и об истории, и о существующих проблемах. И, наверное, использование каких-то религиозных обрядов в школах должно быть сведено к минимуму - хотя совсем без этого обойтись невозможно, особенно если школы религиозные.

И все-таки главное – показать красоту и величие того или иного учения, правильное понимание Бога. Есть еще одна важная задача, она касается мусульман – нужно показать, что есть традиционный ислам, который в течение многих столетий существовал на территории нынешней Российской Федерации. Этот ислам всегда был дружелюбен - впрочем, и православные всегда дружелюбно относились к другим представителям мировой культуры – если, конечно, не говорить о военных действиях, которые касались не религиозных конфликтов, но политических вопросов.

Так вот, воспитывать мусульман нашей страны нужно в духе традиционного ислама, а не ислама ваххабитского толка. Это очень важно. Нужно все-таки не просто преподавать ту или иную религиозную культуру, а делать это в духе отечественных традиций.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

21.11.2017 09:17

Мой ребенок учится в 6 классе, - соответственно, два года назад мы столкнулись с этим курсом. В начальной школе классный руководитель обучает почти по всем предметам и имеет сильный авторитет. Большинство учащихся в нашем классе - христиане по вероисповеданию, и только человека два – представители ислама. Учитель попросил всех выбрать курс истории религий. Видимо, так было проще, да и учитель очень хороший, не хотелось перечить. А с другой стороны, я, как религиозный деятель, понимал, что в школе моего ребенка не научат ничему толковому, если выбрать курс ислама. Поэтому было принято решение пойти навстречу просьбе учителя: класс изучал историю религий.

Предполагаю, что такая ситуация и в других учебных заведениях. Методика преподавания предмета не налажена, система не работает так, как должна. Поэтому, если говорить о расширении курса до 11 класса, тогда речь пойдет о более серьезном изучении предмета. Но получится ли? Так что не нужно принимать решение в спешке.

У нас испокон веков есть сложившиеся традиции – это воскресные школы. Если мы хотим привить нашим детям именно религиозные познания, то, возможно, стоит уделить больше внимания именно этим школам, дать им возможность развиваться. Сейчас они на полулегальном положении, потому что получить лицензию крайне сложно – нет подходящих помещений, и обучение проводится в подсобных помещениях, в самих храмах. Поэтому попытки настоятелей храмов любой традиционной религии организовать учебную деятельность, лицензировать ее, не увенчиваются успехом.

Поэтому лучше бы помогли легализовать эту религиозно-образовательную деятельность, подключить пиар-возможности, чтобы родители знали о существовании таких школ, понимали, что это важно и нужно, и отдавали туда учиться своих детей. В таких школах на самом деле получают хорошие знания и большой духовный опыт.

А светская школа – не то место, где должны обучать религии. Ведь неизвестно, кто и чему обучает твоего ребенка. Понятно, что педагоги проходят специальные курсы по ОРКСЭ. Но они же вкладывают в предмет и свое личное отношение, которое передают детям. И если педагогу чужда эта религия и традиция, какая тогда польза от подобного образования? Если мы говорим о православной традиции, то большинство детей и педагогов, будут чувствовать себя комфортно, и таких проблем, скорее всего, не будет. Но об исламе, иудаизме и буддизме такого не скажешь.

Так что вопрос спорный, требует тщательной проработки и обсуждения. И большой плюс, что Межрелигиозный совет России будет в этом участвовать, так получится выработать общее решение, не продиктованное какой-то одной стороной.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

21.11.2017 09:11

Самая первая инициатива появления курса ОРКСЭ исходила от Русской Православной Церкви. Она предлагала ввести в школах уроки православия. Понятно, что в нашей многонациональной стране изучать только православие нельзя. А дети и вовсе еще не в состоянии воспринимать такие знания, - поэтому, конечно, лучше бы изучать предмет с 5 по 11 класс, когда все воспринимается более осознано.

Я приходил в школу на эти уроки, когда они еще были факультативными, и могу заявить, что проблема была и есть в преподавателях. Кто преподает мировую культуру и каждую религию? Где методические материалы брать? Я видел, как проводят урок православия: отведут весь класс в церковь, простоят там 45 минут и все. И я видел, как половина класса сбежала гулять, а вторая половина стояла и скучала, потому что им было неинтересно.

Нельзя так преподавать! Вера – не должна принудительно изучаться, только добровольно, возможно, даже только по согласию родителей. Потому что нагрузки в школе большие, надо понимать, какой груз знаний ляжет на ребенка. И если в светской школе класс поровну поделится на три группы – мусульмане, христиане, иудеи – кто им будет преподавать? Три педагога? Сомневаюсь. Вот в религиозной школе вообще все иначе, и там помимо религии изучают языки, литературу и другие предметы, как и в обычной школе.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

21.11.2017 09:02

Школа должна оставаться светским учреждением. В России Церковь отделена от государства, а школа от Церкви – так записано в нашей Конституции (на самом деле цитируются не формулировки из нынешней Конституции (см. ст. 14), а название ленинского декрета, - Regions.ru). И нам необходимо исполнять законы, созданные на основе Конституции. Поэтому школа должна оставаться светским учреждением.

В школе изучается мировая культура - в том числе мировые религии. И делать акцент на какой-либо из них – православии, исламе или, скажем, иудаизме, считаю, будет неправильно, так как есть и другие – буддизм, кришнаизм, синтоизм и так далее. Тогда их тоже нужно изучать – в нашем государстве живут представители разных конфессий, а не только православные, мусульмане и иудеи. И есть люди, которые не исповедуют никакую религию - это их право также записано в Конституции. Поэтому акцентировать внимание педагогического процесса на какой-то одной религии неправильно. А если учитель ее не исповедует? Вполне возможно, он будет искаженно преподавать ту религию, которую ему навяжут. Это приведет к печальным последствиям. К каждому учителю проверяющего не приставишь.

Если хочется изучать религию углубленно, делать это нужно на факультативах, где предмет могут преподавать представители той или иной конфессии. Но во время этого в классе должен находиться кто-то из преподавателей. Например, в исламе много как основных течений (сунниты, шииты), так и ответвлений – ваххабиты, салафиты. Чтобы не получилось так, что в школе подготавливают к террористической деятельности – а в ней замечены именно адепты ислама.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...