Протоиерей Вячеслав Кочкин: Педагоги уже не ждут от нас подвоха
21.11.2017 09:29
Протоиерей Вячеслав КочкинПочему-то мы думаем, что у нас в России только ислам, православие, иудаизм и некоторые протестантские деноминации. Но любая религиозная организация по законам нашей страны обладает всеми теми же правами, что и традиционные, исконные религии. Вообще в Конституции нашей страны написано, что любой человек может исповедовать религию или не делать этого. Поэтому теоретически любой пятидесятник или неоязычник может прийти в школу и сказать: «А почему моему ребенку не преподается именно эта религия»?
Поэтому любое углубленное изучение религии будет проходить там, где для этого есть условия, имеются специалисты – то есть на базе воскресных школ (например, наших православных). Сейчас у нас есть подготовительные катехизаторские курсы, при каждом храме ведутся огласительные беседы для групп различного возраста. Если человек желает ознакомиться с основами религии, мы предоставляем ему для этого большие возможности.
Другое дело, если мы говорим о культуре. Да, в России православие имеет культурообразующее и исторически важное значение. Не зная христианской культуры, мы не сможем понять ни культуру, ни живопись – ничего. Только недавно я думал об этом: скоро мы и Пушкина с Достоевским не будем понимать, не зная основ православия. Так что на проблему нам нужно смотреть именно под этим углом, и ни в коем случае не изучать религию в школах углубленно.
Есть и еще один момент. Я знаю, как сейчас катастрофически загружены наши дети. Вводя дополнительные часы по религии, мы будем забирать их у других предметов. А «отщипывать» часы от русского, литературы, истории нельзя. Значит, это нужно делать только факультативно, только на добровольных началах, только там, где педагог сам носитель соответствующей культуры – как это и предлагалось Русской Православной Церковью. Не должно быть такого, когда предмет преподается, чтобы просто отчитаться и получить заработную плату. Там, где этнические мусульмане – большинство населения (Кавказ, часть сельских районов Башкирии, Татарстана) такая возможность есть даже технически. А что, допустим, делать в нашем Адамовском районе, где в одном четвертом классе малокомплектной школы учатся один славянин и один этнический мусульманин? Где набрать педагогов и учебников? Так что это вопрос и организационный, и финансовый.
Считаю, что именно сейчас культурологическую роль нужно брать на себя на общественных началах – особенно в таких маленьких районах, как наш. Возможности для этого есть. Могу привести в пример Оренбургскую область, где несколько лет назад было заключено соглашение между Министерством образования и Русской Православной Церковью. Этот замечательный проект называется «Семь уроков жизни» - мы преподаем основы православной культуры именно с культурологической точки зрения. И вы знаете, отклик есть. Педагоги уже не ждут от нас подвоха. Я читаю курс в классах, где большая часть учеников - этнические мусульмане. Они и их родители не против. Нравственные вещи, о которых я рассказываю, находят отклик в каждом сердце.
Если же будем исподволь, с хитрецой перетягивать на себя религиозное одеяло, могут возникнуть конфликты – ну, как минимум, недопонимание.