"А кому я должен, всем прощаю": Священнослужители о письме самозваного "патриарха Киевского"
05.12.2017 08:54
В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».
Архиерейский Собор с удовлетворением воспринял обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. Для ведения дальнейших переговоров Собор учредил комиссию.
Это стало едва ли не самой обсуждаемой в блогах и СМИ новостью, которую трактовали то как победу церковной политики, то как ее крупный провал и фактическое признание победы раскольников и согласие на полное отделение церковной Украины.
«Как вы объясняете появление письма? Как сейчас часто говорят, «что это было?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
05.12.2017 09:16
Раскол – страшная беда, которая поражает весь церковный организм. Когда какой-то из членов Церкви отпадает, весь ее организм не может себя хорошо чувствовать – хотя бы из-за сострадания и сожаления. Невозможно чувствовать себя спокойно, если рядом с тобой погибает твой брат. А спастись вне Церкви невозможно. Несмотря ни на что, душа у этого человека – христианка, он, будучи в преклонном возрасте, получил сигнал «сверху», и понял, что перед смертью все-таки нужно вернуться в лоно матери-Церкви и примириться с ней.
Отрадно, что такое письмо появилось, а наша Церковь так на него отреагировала – тем более что опыт по воссоединению у нашего церковного руководства огромный. Уж если удалось примириться с Русской Православной Церковью За границей, думаю, примирить всех православных на Украине тоже получится. Это было бы замечательно.
Каждое богослужение на сугубой ектенье мы молимся за прекращение раздора и притеснения верующих на украинской земле. Видимо, наши молитвы были услышаны, и начался этот процесс. Понимаю, что он будет нескорым, тут много чего нужно взвесить и обдумать. И правильно поступил Собор, когда создал комиссию. Реакция нашей Церкви была молниеносной. Это свидетельство того, что Московский патриархат тоже тяжело переживает раскол на Украине, и хочет видеть всех верных чад в лоне единой Православной Церкви.
Некоторые формулировки этого письма, безусловно, интересны - и с богословской, и с догматической точек зрения - не все так просто. Думаю, это послание будет многократно перечитываться и обсуждаться, но хочу сказать: я рад, что появилась надежда на объединение Церкви и преодоление раскола, потому что для нее это очень болезненное состояние.
05.12.2017 09:11
Говорить, что можно было бы все решить покаянием или каким-то другим образом, нельзя. Воссоединение Церкви не может произойти, потому что там нет Церкви и иерарха, ибо он отлучен. То есть эти люди попали во внецерковное пространство. И как все будет разрешаться, очень трудно сказать.
Мне бы хотелось, чтобы православные люди Украины хотя бы оставались в лоне Православной Церкви. Сейчас уже не о присоединении к православию идет речь, а о том, что они просто находятся вне Церкви, и этих людей очень много – сотни тысяч.
05.12.2017 09:07
Так называемая «Украинская Церковь Киевского патриархата» нарушила важнейшие основы церковного бытия, Церкви как тела Христова, церковное единство. Церковь – это тело Христово, а раскол – расчленение единого тела, отделение его части. Может ли жить отдельная часть тела? - Нет. Как будет себя чувствовать тело, если у него эту часть отнять? – Оно будет страдать. И тело церковное, конечно, страдает, но отдельная его часть жить сама по себе не может.
Но, как мы понимаем сейчас, уже после интервью главного расколоучителя Михаила Денисенко, или Филарета Денисенко, - но уж точно не митрополита и тем более не патриарха, - вся эта затея с письмом не имеет христианского смиренного духа, речь не идет ни о каком извинении. Это всего лишь фразы, и сказаны они просто потому, что в таких документах уместном их употреблять. Одна часть письма «я прошу прощения…» вызывает какую-то робкую надежду. Но весь тон послания сводится к следующему: «А кому что должен, всем прощаю». Полагаю, Филарет, если учесть его последующее заявления, не собирался испрашивать прощение по-настоящему. Он не предполагал, что на его письмо будет получен положительный ответ от Святейшего патриарха Кирилла, Священного Собора Русской Православной Церкви. Это письмо преследовало какие-то иные политические цели и задачи.
Мы знаем, что Михаил (Филарет) Денисенко был активным сторонником и участником не только трагических событий майдана, но и развязанной гражданской войны, геноцида мирного населения, который нам известен под названием «антитеррористическая операция». Он призывал уничтожать инакомыслие, и прежде всего, политическое. Мы знаем, что этот человек был активным агентом, действующим сотрудником спецслужб еще советского государства, его нравственная жизнь никогда не отличалась сдержанностью – не говоря уж о монашеском и епископском достоинстве. И когда такой человек, на репутации которого, как говорят, клейма негде ставить, высказывается в таком тоне, живущая в нас надежда, увы, сменяется пониманием: ни о каком примирении речи не идет, а существование «национальной украинской церкви» для него по-прежнему аксиома.
Сто лет назад в России раскольники-обновленцы заявляли об истинности своей церковной организации, но верующие опознавали друг друга при помощи фразы «вы тихоновцы или нет»? (По имени патриарха Тихона). А сегодня у верующих на братской Украине и везде, где действует Русская православная Церковь, другой «пароль»: «Вы Московского патриархата»? И дело не в подчинении Москве или лично президенту России, а в единстве церковного устройства и канонического церковного тела, что выше любых политических, географических, национальных и прочих реалий.
05.12.2017 09:05
Если судить по заявлениям, которые делал самозваный «патриарх киевский» Филарет, его покаяние несколько необычно. Понятно, если человек, находящийся в преклонном возрасте, который к тому же прекрасно знает каноническую сторону церковной жизни, испытывает некоторое неудобство и, возможно, страх Божий по поводу того, что приближающаяся кончина застанет его раскольником (а это очень тяжкий грех). С другой стороны, резкость, с которой он выступал против патриархии, его откровенно националистические заявления, не давали надежду на легкое – всего одним письмом – преодоление этого раскола. Такое впечатление, что Филарет Денисенко вроде бы искренне хочет воссоединения, но не желает отказываться от своих раскольничьих убеждений.
При ближайшем рассмотрении становится понятно: его покаяние формальное. Он пишет, что все мы должны каяться друг перед другом (из общих соображений), и он тоже кается, но в чем, непонятно. Каяться нужно в расколе, а получается, он кается «вообще», потому что так принято у православных. Это объяснение явно неудовлетворительно, - но, наверное, не может не радовать уже то, что наметились хотя бы какие-то движения в этом направлении. Однако для преодоления раскола необходимо пройти очень долгий путь. И Филарет Денисенко должен покаяться в своем грехе раскола.
Ну а вообще к вопросу автокефалии Украинской церкви у меня однозначное отношение: русский, украинский и белорусский народы - братские. Они связаны традициями, историческими узами и кровным родством. И наша Церковь должна быть единой. Разумеется, при широкой автономии каждой ветви – все-таки для решения местных задач в каждой стране требуется самостоятельность.
05.12.2017 09:01
Хочется верить, что изначально Филарет руководствовался именно заботой о своей душе, - им двигал страх оказаться в жизни вечной вдали от Бога. Но пресс-конференция этой раскольнической группировки продемонстрировала иное: на ней лже-патриах открытым текстом сказал о политических требованиях к Московскому патриархату. Это требование автокефалии, только непонятно, для кого – для его секты? Ну, это выглядит странно. Если все-таки мотивы письма были продиктованы политикой, это печально, и в таком случае никакого диалога быть не может.
Вообще с учетом нынешней ситуации на Украине очень сложно разобраться в намерениях Филарета. Может быть, человек изначально искренне составлял свое послание, а потом на него надавили, и он испугался. А может, это политика чистой воды.
Тем не менее, Архиерейский собор отнесся к обращению Филарета со всей серьезностью, сразу перейдя от слов делу. А вот чем это закончится, вопрос. Смогут ли филаретовцы создать такую же комиссию для диалога или до этого даже не дойдет?
05.12.2017 08:57
Вот что мы видим: человека, отлученного от Церкви. Да, это личная колоссальная трагедия, но какие мотивы, что он думает, мы не знаем, мы ему не духовники. Хотел доброе дело сделать – помоги ему Господь, если нет – ну, тем хуже для него.
Почему я так говорю? Потому что каждый священник с подобным сталкивался. К нам, конечно, не обращается регулярно бывший митрополит. Но вот приходит на исповедь человек, копнешь, а он и каяться не желает. Ну, милый мой, тогда вот Бог, а вот порог. В таком случае таинство не совершается. Люди, конечно, расстраиваются от этого, но таинство не совершается не потому, что так священнику захотелось, а потому что человек не кается.
Как и что было с Филаретом, мы не знаем. Да, нам жалко наших украинских собратьев, впавших в раскол. Но конкретно по этому поводу никаких проблем перед нами нет, проблемы все перед ними.
Владыка Алексий (Кульберг)
Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии
05.12.2017 09:17
Понимаю: кроме его личных пожеланий, чаяний, раскаяний есть еще большая политика, в которую он ввязался сам и втянул десятки тысяч людей. Боюсь, что эта политика может не дать осуществиться его добрым человеческим желанием в полной мере.
Реакция Русской Православной Церкви на это обращение в первую очередь свидетельствует о конструктивном подходе - невозможно пересадить с одного поезда на другой сразу всех. В команде Филарета разные люди: искренне заблудившиеся священнослужители, те, которые просто носят одежду священнослужителей, да и откровенные проходимцы. И прежде чем принять в лоно Церкви команду Филарета, необходимо выяснить, кто раскаивается и желает дальше жить в мире, а кто такого желания не имеет, и будет продолжать свое губительное дело. А это большая работа, которую могут выполнить только серьезные люди, обладающие компетенциями, навыками и авторитетом.