Так, например, в наше время паломники со всей страны едут в село Чебаркуль (Челябинская область), где похоронен скончавшийся от лейкоза 11-летний Вячеслав Крашенинников. Мать мальчика считает своего сына святым и вдохновенно работает на создание его культа. Со слов матери было написано несколько книг, посвященных чудесам и предсказаниям Вячеслава. Наибольшей популярностью пользуются его предсказания о конце света. При этом об официальной канонизации Вячеслава Крашенинникова речь, конечно, не идет, но официальная церковная позиция никоим образом не повлияла на почитание отрока Вячеслава, и паломничества к нему продолжаются.
Еще один «непризнанный святой» - воин Евгений. Началом почитания Евгения Родионова, убитого в Чечне в мае 1996 года, мы тоже обязаны матери. Рядовой Родионов и его напарник Андрей Трусов были захвачен в плен, когда попытались досмотреть машину, в которой перевозилось оружие. Мать узнала подробности гибели сына и нашла место его захоронения. По ее матери, ей устроили встречу с убийцей Евгения, который рассказал, что молодому человеку предлагали снять крест и сменить веру, но он отказался, за что и был убит.
Согласно древним правилам, ситуация, когда человек погибает, отказавшись сменить веру, является бесспорным основанием для канонизации. Но Комиссия по канонизации отказалась причислить Евгения Родионова к лику святых, поскольку единственным свидетельством его подвига является рассказ матери.
Можно привести немало рассказов о таких непризнанных святых (или псевдосвятых), среди которых Григорий Распутин и Иван Грозный еще не самые экзотические. В 2000 году одна из оппозиционных Московской патриархии «катакомбных» групп канонизировала «Атаульфа Мюнхенского», более известного как Адольф Гитлер. А в маргинальной патриотической публицистике хватает и призывов причислить к лику святых Сталина.
«Чем бы вы объяснили появление таких экзотических «местных культов»? Почему, на ваш взгляд, из исторических деятелей для такого рода «канонизаций» выбирают самые одиозные фигуры?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
06.12.2017 09:28
Я категорически против подобного рода канонизаций. Посмотрите, какая огромная работа ведется перед тем, как канонизируют даже явных новомучеников, которые пострадали за веру! Все документы скрупулезно проверяются. Этим занимается целая богословская комиссия. Она изучает все детали жития святого. И даже несмотря на перенесенные ими страдания, не все эти люди признаны святыми, потому что в процессе канонизации учитывают много нюансов.
К псевдосвятым нужно относиться осторожно. А наш народ склонен увлекаться мистикой. Вспомните, как лет десять назад был популярен Чумак! Люди массово смотрели телевизор и заряжали воду. Это связано с отсутствием элементарного религиозного образования. Ну, милостью Божьей сейчас у нас есть воскресные школы. Конечно, не все дети посещают курсы катехизации, но те, кто туда ходят, потом будут рассказывать о том, что узнали, противостоять невежеству.
Это большое дело в религиозном плане, и оно со временем принесет плоды. Патриарх Алексий сказал после перестройки, что нас 75 лет отлучали от Церкви, и теперь нам нужно еще 75 лет, чтобы вновь приобрести религиозность.
Понятно, почему потерявшая сына мать говорит о каких-то чудесах – эта женщина перенесла сильное потрясение. А когда пытаются канонизировать одиозных исторических деятелей, я это вообще отказываюсь понимать. С какой стати канонизировать того же Сталина? Что тогда люди, делающие такие предложения, вкладывают в понятие «святость»?
06.12.2017 09:26
Но порой к этим мотивам присоединяются еще и меркантильные соображения – такой культ становится источником больших денежных вливаний, которые щедро делают люди в силу своей чрезмерной эмоциональности или вопиющей религиозной неграмотности.
Эта безграмотность - причина кощунства. Одиозных преступных личностей из каких-то нечистых и корыстных побуждений пытаются объявить богоугодными.
Для борьбы с суевериями (а «суеверия» - это суетная вера, пустая, ложная, неправильная) необходимо серьезное образование, основанное на вере правой.
06.12.2017 09:25
Я бы призвал людей, которые подвержены такому некритическому восприятию святости, больше читать Священное Писание, Евангелие. Может, это немного наивный призыв, но Евангелие дает такой глубокий духовный заряд, который позволяет настроить внутри себя некий камертон и благодаря нему отличать злое от доброго, и все-таки более трезво смотреть на ушедших от нас общественных, политических и других деятелей.
06.12.2017 09:22
А что происходило после нескольких десятков лет безбожия? -- В одном храме за день крестили до двухсот человек! В тот момент никто не думал, что для этих людей нужно проводить катехизационные беседы, как-то их воцерковлять, учить основам веры. В результате появилась громадная армия крещеных, которые не знают что такое православие, христианство. Это как кессонная болезнь, когда человека очень быстро вытаскивают из воды, и у него в крови оказывается избыток кислорода, от чего он может даже умереть. Так и здесь.
Многие прихожане сейчас жалуются: «не можем прийти в Церковь, окрестить ребенка. Сами крещеные, а ребенка окрестить не можем». «Бюро услуг» больше не работает. Оказывается, родителям и крестным предварительно нужно побеседовать со священником. Зачем-то и тем, и другим исповедаться, причаститься. Приходится объяснять, что крестим мы по вере родителей, а они эту веру не демонстрируют. Поэтому мы и не можем крестить по их вере. Приходится отказывать в крещении.
Почему пытаются канонизировать одиозных исторических личностей? - Мне кажется, потому что люди не имеют веры в Бога. Они верят в человека, в какие-то земные вещи, инструменты. Поэтому они и представляют, что придет земной тиран-деспот, и накажет других. Думаю, такие люди с радостью начнут поклоняться и Антихристу. А он придет и решит все земные проблемы, только возвеличьте его, и все. А потом решится вопрос и с мигрантами, и с чиновниками, и со всем остальным.
06.12.2017 09:20
С Евгением Родиновым ситуация противоположная. Он мученик за веру. Другое дело, что раньше достаточно было мученической смерти. И тут ситуация вкладывается в рамки привычной нам науки о святых. То есть по всем признакам Евгений Родионов православный святой. Может, не пришло время, политическая ситуация не та или Церковь сдерживается, чтобы не испортить отношения с какими-то радикальными исламскими течениями. Может, просто не спешат. Вот у католиков есть норма – 50 лет для канонизации. У нас таких норм нет.
У Распутина, например, была плохая репутация. Может, он и был такой хороший и прозорливый, может, по его молитве и останавливалось кровотечение у наследника престола, но он имел отвратительную репутацию в глазах просвещенного сообщества. Я бы на его месте сказал: «И не упрашивайте, я уеду в свою сибирскую деревню, чтобы не падала на государеву семью тень и клевета, ибо моя репутация ужасна». А он не поступил так.
В своем большинстве люди желают иметь крепкую власть, этим можно объяснить желание канонизировать Грозного и Сталина, расстреливавших по подозрению первых встречных. Но это насилие, возведенное в закон. Страсть к тому, чтобы в наказном углу расстреливали людей, - это на самом деле принятие того, что с нами по другому нельзя. Совершенное безразличие скрывается за этим, и признание своей падшей природы, но не совестью исцеляемой, а страхом и насилием. А мы – христиане – должны за совесть стоять горой. Мы крещение принимали и призваны жить свято – это наша обязанность перед Богом!
06.12.2017 09:20
А есть и другие примеры, когда верные Господу христиане были известны лишь небольшому кругу людей, и поскольку их служение и святость были не столь очевидны для Церкви, а служение не проходило перед глазами большого количества христиан, канонизации таких малоизвестных людей всегда предшествовали какие-то стадии. В Церкви никогда не торопились канонизировать тех, чья святость не была очевидна.
А в наше время попытки канонизировать одиозных личностей связаны с богословской малообразованностью людей, считающих себя православными, потому что за святость подчас выдают что угодно, но не евангельский образ жизни, не явление любви, а какие-то фокусы, предсказания, едва ли не магические способности. Поэтому многих одиозных личностей, в том числе, исторических, которые разные группы пытаются предложить Церкви в качестве кандидатов в список канонизированных, она решительно отвергает. А инициаторы канонизации зачастую считают, что Церковь этого не хочет делать по каким-то иным причинам, иногда даже политическим, хотя эти одиозные личности не имеют никакого отношения ни к Христу, ни к Евангелию, а в их биографии много неясных моментов. Все это не дает возможности причислить того или иного человека к лику святых.
Протоиерей Александр Добродеев
заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
06.12.2017 09:30
Чтобы стать святым, канонически необходимо три вещи. Первое: всей своей жизнью утверждать Иисуса Христа. Второе: являть при жизни чудеса, связанные с верой. И третье: умереть мученической смертью. Только в этом случае церковная комиссия может откликнуться.
Чаще всего это просто раскручивание темы, и мне даже кажется, иногда это специально делают, чтобы народ отвлечь от каких-то насущных проблем. Когда не знаешь, куда идешь, тогда народ начинает во что-то вдруг суеверить. Ведь народ вообще всегда должен во что-то верить. И если человек духовно образован, читает правильную литературу, то он понимает, кто к чему. А если нет, будет падок на суеверия.
Вот почему не канонизировали Суворова, в отличие от Ушакова, хотя оба великие полководцы? Все это решают иерархи, которые обладают правом и рядом полномочий. Я своей Церкви доверяю в этом плане. А требовать канонизировать Сталина и Гитлера могут только маргиналы, безответственные или наоборот кем-то приплаченные люди.