Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Сергей Перевезенцев: Ощущение, что "Церкви стало слишком много", понятно

20.12.2017 09:06

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

Комментарий к статье Церковь и государство: Мнения священнослужителей

XVIII и XIX столетия в истории взаимоотношения Церкви и государства вовсе не были «золотыми веками». Эти века, которые вошли в историю Церкви как «синодальный период», были для нее очень сложными – Церковь оказалась в полном подчинении государству, а конкретно – поставленному во главе Святейшего правительствующего Синода обер-прокурору. Многие проблемы в отношениях Церкви и общества были вызваны сложностями во взаимоотношении Церкви и государства. На Церковь переносили все недовольство, которое общество выражало по отношению к действующей власти, ибо получалось, что Церковь от власти неотделима.

Но такое положение дел не было в традиции предшествующих столетий, когда Церковь была достаточно самостоятельна и имела право так называемого «печалования», то есть могла возражать против тех или иных действий русских государей.

Сегодня разговоры о сращивании Церкви и государства вполне понятны – религиозность нашего общества постоянно растет, причем происходит это независимо от деятельности Церкви, и вызвано самими обстоятельствами жизни, в которых находится общество. Естественно, возрастает и роль Церкви, священнослужителей и иерархов. Число священнослужителей, иерархов, и иных представителей церковных кругов (я имею в виду только духовенство), тоже растет. Соответственно, и участие этих людей в жизни нашего общества, в том числе бытовой, увеличивается. Отсюда ощущение, что Церкви слишком много. А это непривычно, во-первых, для людей, вышедших из советского прошлого, во-вторых, для тех, кто стремится в антицерковное будущее, которое сегодня активно пропагандируется на Западе. Именно отсюда ощущение «излишнего» присутствия Церкви, религии, веры в нашей жизни.

Мне кажется, такое ощущение ложно - наше общество подразумевает плюрализм религиозных воззрений, и представителям иных религиозных верований (а я отношу сторонников атеизма и гуманизма к таким же религиозным верующим людям), конечно, не нравится, что роль традиционных религий в нашей жизни растет год от года. Но что поделать – нужно искать варианты взаимного существования, уважать друг друга, и то жесткое неприятие, которое демонстрируют многие (не скажу, что все) атеисты и гуманисты по отношению к традиционным религиям (не только к православию, но и к мусульманству, иудаизму и буддизму), все-таки необходимо преодолевать.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...