Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Cовременные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу: Мнения священнослужителей

12.01.2018 12:14


Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу, заявил в рождественском интервью телеканалу "Россия 1" патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внедрение цифровых технологий позволит эффективнее принимать решения, но важен не только технологический, но и духовный уровень, предупреждает предстоятель РПЦ.

См. также:
Все должно быть не ради машины, а ради человека: парламентарии о внедрении цифровых технологий

"У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы. И все это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?" – пояснил патриарх.

Он привел пример, когда претендентам на получение гражданства или вида на жительство в одной из европейских стран предлагают посмотреть ролик, в котором в том числе представлена тема ЛГБТ. После просмотра человека спрашивают, со всем ли он согласен, и, если соискатель не принимает показанное, то не сможет натурализоваться в стране.

"А если доступ к финансам будет ограничен вот такого рода условиями? Вот об этих опасностях сегодня Церковь говорит во весь голос", — заявил Патриарх.


«Что вы думаете о внедрении цифровой экономики, есть ли угроза тотально ограничить человеческую свободу? Возможен ли вариант, описанный Патриархом, когда лояльность власти станет условием доступа к финансам? Стоит ли полностью отказываться от наличных?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

12.01.2018 12:36

Этот вопрос – наличные или безналичные деньги, внедрение цифровых технологий, - казалось бы, просто технический, но на самом деле проблема глубже. В Апокалипсисе, Откровении Иоанна Богослова, говорится, в том числе, о «печати Зверя», которая будет ставиться на челе и на руке. И уже понятно, как это может осуществиться технически. Если пару лет такое казалось чем-то чудесным, теперь в этом никакого чуда нет. А взамен можно потребовать лояльности к кому угодно – хоть к самому Антихристу. Так что никаких проблем для полного контроля человека или человечества уже нет.

Нравственно-духовное состояние человечества таково, что рано или поздно легко будет «подогнать» людей под те или иные требования, которые противоречат христианскому миропониманию, а при нравственно-духовной деградации современной западноевропейской цивилизации это окажется прямой угрозой для христиан.

Стоит ли полностью отказываться от наличных? – Казалось бы, нелепо отказываться от очевидной технической пользы из-за духовных, мировоззренческих представлений. Но со временем внедрение цифровых технологий действительно может привести сначала к полному контролю, а уже потом к нарушению требований, касающихся нравственно-духовной составляющей нашей жизни.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

12.01.2018 12:33

Я видел это интервью Святейшего патриарха, оно мне понравилось. Очень хорошо, что он затронул такую важную тему, которая если не сегодня, то завтра будет стоять на повестке дня.

Скажу больше: внедрение цифровых технологий – один из предвестников конца света. Многие духовники предупреждали, что изъятие наличных станет одним из важных сигналов воцарения Антихриста, наступления последних времен. Этой личности нужно будет огромное послушное большинство. Кроме того, не вызывает сомнений, что люди захотят воспользоваться этими инструментами в своих целях.

Ничто не происходит просто так, ради каких-то туманных целей. Всегда есть далеко идущие, глобальные планы. Изъятие наличных может стать способом принудить к послушанию граждан не только отдельных государств, но и всей нашей планеты.

Хотелось бы еще сказать вот о чем: я был очевидцем того, как мой соотечественник пытался воспользоваться за границей банковской карточкой. Банкомат принял у него карту, «зажевал» ее, а потом выплюнул. Карта оказалась испорчена, а за границей ее нельзя ни поменять, ни восстановить.

Кроме того, доступ к электронным картам напрямую связан с подачей электроэнергии. Если допустить, что ее источник будет обесточен, человек снова не сможет воспользоваться картой. Ну и к тому же в некоторых местах в ходу только наличные. Например, в храме жертвуют металлические и бумажные деньги. Как можно сделать пожертвование в электронном виде? Так что монета – очень важный материальный и идеологический посредник.

Ну а о главной угрозе уже предупредил патриарх – внедрением цифровых технологий могут воспользоваться некие силы. Так что этот вопрос очень важен для мирового сообщества.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

12.01.2018 12:32

Конечно, такая опасность есть.

Я тоже хочу привести пример. В США в последние годы действует закон, разрешающий однополые «браки». И по законам Штатов церковный обряд брака, совершенный представителями Церкви, в том числе и Православной, еще и закрепляется юридически, считается законным. И в связи с этим законом возникла опасность, что к ним обратится такая пара и потребует их повенчать. А священник не сможет отказать, иначе он нарушит закон.

В обществе все более широко распространяются понятия, несовместимые с христианской нравственностью. Думаю, Святейший патриарх хотел сказать именно об этом – общество все больше удаляется не только от Церкви, но и от христианских понятий жизни. И рано или поздно этот конфликт выйдет наружу. А электронные средства контроля позволят контролировать какие-то процессы. Значит, более сильным окажется соблазн это сделать. Это быть может, перспектива не сегодняшнего дня, но, тем не менее, она реальна.

Следует ли полностью отказываться от наличных? – Думаю, нет. Кстати, позиция Церкви по этому вопросу была высказана уже давно, более 10 лет назад. У человека должна всегда оставаться возможность выбора – электронных ли средств или традиционных наличных – чтобы его права не нарушались. Так что традиционные средства оплаты расчетов сохранить необходимо.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

12.01.2018 12:29

Это актуальная проблема. Мы должны понимать: Церковь – институт консервативный, и реагирует тогда, когда уже нельзя молчать. То, о чем говорит Святейший патриарх – не просто угроза. Это реальность.

Существующие сегодня мониторинговые системы уже позволяют контролировать наши финансы, а также то, куда и мы летим или едем, кто сидит с нами в соседнем кресле. Не нужно бежать на вокзал, смотреть в камеры, кто куда зашел и сел. Достаточно запустить мониторинговую систему, и она выдаст, казалось бы, конфиденциальную информацию.

Переход от реальных к виртуальным деньгам превращает человека в «раба лампы». В любой момент его можно отключить от платежной системы, просто «стереть» из жизни, которая реализуется через виртуальные отношения. И речь идет не только об отдельном человеке, но и о больших группах людей – их тоже можно отключить от систем за нелояльность чему бы то ни было. А также район, регион и даже целое государство.

Патриарх затрагивает вопросы не только личной свободы человека, но и безопасности государства. А именно государство гарантирует нам возможность сохранить личную свободу. И в этом смысле хочется гарантий прав на личную свободу, которая будет обеспечиваться, например, реальными, не виртуальными деньгами. Хочется сказать и об автономности в виртуальном мире целых стран – в том числе нашей.

В любом случае, виртуальная деятельность не должна превосходить реальную – о каком бы объеме транзакций ни шла речь. Это вопрос личной свободы и безопасности каждого.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

12.01.2018 12:27

Мир не стоит на месте, он совершенствуется с огромной скоростью. Всевышний говорит, что он будет давать людям возможности изобретать новшества, чтобы благоустраивать жизнь человека. А в Коране есть слова о том, что человек сумеет передвигаться по земле, по воде и по воздуху. Так что о возможности человека оторваться от земли, было сказано еще 1400 лет назад!

Конечно, с помощью цифровых технологий во многом живется гораздо легче, чем раньше. Вот, к примеру, документооборот стал электронным, теперь подавать можно дистанционно любые бумаги. И это действительно удобно. Жизнь не стоит на месте.

Что касается финансов, этот вопрос надо адресовать именно той структуре, которая берет на себя ответственность за сохранение средств и доступ к картам. Могут ли они гарантировать беспрепятственный доступ к собственным финансам? И я не говорю о политике и идеологии, вот, например, сломался банкомат, что делать? И сколько случаев, когда сотрудники пенсионной или банковской службы крали деньги!

Так что пока моральное состояние общества не таково, чтобы переводить все полностью в цифровые технологии.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

12.01.2018 12:19

Конечно, зависимость от цифровых технологий очень опасна. Произошел, например, сбой какой-то, и все остановилось: магазины не могут обслужить клиентов, на АЗС машину не заправить. Недавно такой случай был в нашей стране. Я на заправке увидел очереди из тех, кто с картами, поскольку платежи не принимались, а я наличными смог расплатиться.

И, разумеется, карты могут использовать против владельцев. Был такой пример среди моих прихожан: пожилая женщина купила и подарила машину внуку, тот превысил скорость, получил штраф, оплатил его, но в базе штраф не исчез. Молодой человек пришел в ГИБДД с чеком, но изменить данные не получилось. И вот бабушке, как владелице, через два года после этого случая заблокировали пенсионную карту, как якобы должнику, потому что штраф так и висит в базе. Теперь она не может получить пенсию и не знает, что делать дальше.

Я уже не говорю о крупных ЧП, когда может отключиться электричество, например. Ведь все просто остановится! Так что нельзя полностью зависеть от технологий. Недавно я был свидетелем еще одной ситуации, где виной стал технический прогресс. На автостанции в Москве студентов с электронными билетами не пустили в автобус, потребовали сначала распечатать билеты. А у ребят автобус вот-вот уже уйдет. Пришлось задержать отправление, и все пассажиры ждали, пока ситуация не разъяснится. Так что технологии пока еще скользкие и неотработанные. В нашей жизни все возможно, в результате народ останется без денег, продуктов и лекарств.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

12.01.2018 12:18

И церковь, и синагога, и мечеть должны заниматься своими делами, - духовными. А какими будут деньги – деревянными, металлическими, или это будут, скажем, биткоины – дело финансистов.

Да, испортить любую идею легко. Например, с помощью огня можно приготовить пищу, а можно сжечь ту же церковь. Повторю: задача духовных лидеров – заниматься духовными делами, и не вмешиваться в то, в чем мы мало понимаем.

Некоторые говорят, что карты не очень удобны: например, карта может сломаться, или из строя выйдет вся система. Или человек по каким-то причинам не сможет воспользоваться картой за границей. Но я могу взять за границу мешок денег - и забыть его на вокзале. Всех нюансов не учтешь.

А вообще для меня особой разницы нет. У меня есть карточка, но я редко ею пользуюсь – все, что нужно, покупает жена. Так что мне все равно, как расплачиваться.

Не знаю, нужно ли совсем отказываться от наличных. Но цивилизация куда-то движется, развивается, появляется что-то новое. Быть может, скоро наличных не будет совсем. При коммунизме нам тоже обещали, что денег не станет. И тогда церковь почему-то молчала.

Это надуманные проблемы. А как быть дальше, решит сама жизнь.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...