Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

"Штамп в паспорте" и семья: Мнения священнослужителей

24.01.2018 09:01


В Госдуму внесен законопроект, предлагающий ввести в Семейный кодекс РФ понятие "фактические брачные отношения", которым, по сути, незарегистрированные отношения мужчины и женщины приравниваются к официальному браку по прошествии пяти лет совместного проживания пары со всеми вытекающими правовыми последствиями.

"Фактические брачные отношения - не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)", - пишет ТАСС.

Согласно инициативе, при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств союз мужчины и женщины получает статус фактических брачных отношений и влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством.

"По данным Минтруда, 2016 год стал годом с минимальным количеством официально зарегистрированных браков в Российской Федерации за последние 20 лет. Так же, как и в большинстве зарубежных стран, наши соотечественники не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи. Более того, как показали недавние опросы, россияне даже не разделяют понятия брака незарегистрированного и брака официального. Однако с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение", - отмечает автор инициативы сенатор Антон Беляков.

Против законопроекта выступил ряд парламентариев. Так, сенатор Елена Мизулина считает, что принятие подобного законопроекта нанесет вред стране и ослабит институт брака и семьи, поэтому настоящие патриоты должны выступить против него.

«Как вы относитесь к инициативе Белякова? Стоит ли защищать права тех, кто не желает узаконивать свои отношения официально?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

24.01.2018 09:29

Есть принципы, которые заложены в церковном праве: мужчина и женщина, если желают иметь взаимные отношения, должны перед лицом общества заявить, что они хотят создать семью. Это накладывает на них друг перед другом и перед обществом взаимные обязательства, которые они выполняют. Церковный брак идет еще дальше в этом вопросе: люди принимают обязательства перед Богом.

А такой законопроект предлагает относиться к людям как к зверушкам. Ну, сожительствуете, прожили больше какого-то срока – за вас решат, что вы муж и жена. Это унижение людей, о которых идет речь, перевод их в разряд примитивных существ. С точки зрения церковного права это противоречие. Я затрудняюсь даже предположить, как оно может быть устранено.

Получается, обсуждается очередной законопроект, который поставит граждан перед дилеммой: пренебречь Божьим законом, или все-таки сохранять традиционные нравственные формы. И если кто-то считает, что такой законопроект поспособствует заключению браков, он ошибается. Рыба ищет где глубже, а человек где проще. Просто такие люди будут разъезжаться, расходиться, разбегаться до того времени, когда их брак признают официально. Планка общественных отношений упадет, а люди, которые не хотели брать на себя ответственность, делать этого и не будут.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

24.01.2018 09:27

Конечно, я против этой законодательной инициативы – она окончательно расшатает в нашем отечестве семейные устои. Средства массовой информации, неизвестно, чей заказ выполняя (а хотя известно), полностью меняют отношение людей к семье. Если раньше она была непререкаемой ценностью, государство всячески ее поддерживало, то сейчас ситуация изменилась.

Согласно статистике, количество официально зарегистрированных браков снизилось до минимума. К тому же люди действительно не понимают разницу между зарегистрированным браком и внебрачными отношениями – с отменой церковного брака, единственного законного, регистрация актов гражданского состояния была вынуждена обеспечивать защиту членов этого союза. Но брак мог быть вторым, третьим и пятым. А идея заключения единственного союза (ради чего он и создается), полностью была утрачена. И что мы получили: современный человек не понимает, для чего нужна эта условность – штамп в паспорте. Кроме боязни остаться на улице с детьми, у матери никаких больше проблем не возникает.

Поэтому если мы пойдем по такому пути и приравняем сожительство к браку через пять лет или через два года, это семью не поддержит – пока мы не начнем говорить, что никакие отношения между мужчиной и женщиной невозможны вне брака, пусть даже гражданского зарегистрированного.

У нас сейчас фактически утрачена ответственность друг за друга. Как священнику мне часто приходится сталкиваться и бороться с тем, что теперь противниками регистрации брака выступают не только мужчины (как это было раньше), но и женщины. Они не стремятся узаконить свои отношения. Даже инстинкт материнства и тревога за своих детей отступают на второй план. И в этой статистике нет других фактов: оказывается, у нас и дети рождаются реже! Не случайно президент предложил материально поддерживать семьи с первым рожденным ребенком. Люди вообще не собираются рожать, даже если создают семьи! А это крах общества, России.

Так что уважаемый сенатор Антон Беляков не с той стороны подходит к проблеме: я бы посоветовал ему запретить безобразные сериалы, которые льются потоком с наших экранов. Ни разу не было показано ни одной нормальной семьи. Наоборот, пропагандируется сожительство. Давайте начнем с этого. Наши юные зрители и читатели должны думать о семейных ценностях, а не о том, как удовлетворить свою похоть и при этом остаться безнаказанным и с правовой, и с социальной точек зрения.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

24.01.2018 09:25

Не следует поддерживать этот законопроект. Он касается людей, которые сами не хотят официально брать на себя какие-то юридические обязательства. Поддерживать, напротив нужно гражданский брак, про который сейчас говорят «штамп в паспорте», подчеркивать значение государственной регистрации и ее ценность.

За фактическим закреплением брачных отношений, семьи, должна стоять поддержка государства, определенное положение в обществе, моральные понятия «честь», «нравственность». Нам нужно больше заботиться об этом, а не поддерживать распространенную, но не продуктивную для общества форму сожительства, где люди не несут ни моральную, ни юридическую ответственность друг за друга. А как этого избежать? Да никак. Захотят они уйти от ответственности, – сделают это.

Может ли принятие предлагаемого закона ослабить институт семьи? – Не думаю, чтобы он мог нанести существенный вред уже существующему положению дел, но в любом случае это не будет работать на укрепление семьи в России. С точки зрения юридической некоторые вещи еще в большей степени потеряют ценность. Семья как социальный институт очень важна. А такой законопроект ставит ее под вопрос.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

24.01.2018 09:23

С этой проблемой священники сталкиваются постоянно – люди плохо понимают, в чем отличие брака и того, что мы называем «блудным сожительством».

Брак – прежде всего, ответственное отношение к другому человеку. Ты берешь человека в свою жизнь, и две жизни становятся одной – со всеми вытекающими отсюда последствиями – юридическими, социальными, семейными. А блуд – когда отношение безответственное, в другом человеке ты видишь некое средство удовлетворить свою похоть, и не хочешь брать за него на себя никакой ответственности.

Прозвучавшее предложение, с одной стороны, направлено на то, что фактически отношения, которые мы называем блудными, через какое-то время приобретут статус юридически значимых – то, чего не хватает в блудных отношениях. Ответственность за другого наступит автоматически. И оно в этом смысле становится неким способом преодолеть проблему блудных отношений.

С другой стороны, для людей молодых (а понятно, что это направлено в первую очередь на них), такой закон как бы размывает понятие брака. Сейчас каждый молодой человек принимает ответственное решение – либо я исполняю закон Божий (я сейчас, конечно, говорю про православных), соответственно, заключаю брак, либо пренебрегаю правилами Божьими и грешу. Принятие такого закона размывает эту четкую границу: ты вроде нарушаешь заповедь Божью, но с перспективой изменить ситуацию.

Я думаю, это главная проблема – для многих молодых людей снизится нравственная планка. Однако понятно: перед людьми, которые уже пошли греховным путем, через какое-то время встанет вопрос выбора: становиться мужем и женой в глазах общества и государства или расходиться. Для них это будет предупреждением – их отношения в конце концов признают брачными.

Так что я бы не стал с уверенность утверждать, плохое это предложение или хорошее. Если бы предлагалось не ждать пять лет, или два года, а признавать такие отношения сразу, это предложение можно было бы поддержать. Вступил в брачные отношения – значит, заключил брак.

В древнем Риме было несколько форм брака. Одна из них – фактическое вступление в брак – переход женщины в дом к мужчине. Этот переход рассматривался как заключение брака. Если бы такое предлагалось у нас, это было бы замечательно. А предлагаемые сроки настораживают. Более того, создают неопределенность для людей, духовно неокрепших.

Так что нужно внимательно рассмотреть это предложение. Лично я не могу сказать ни «да», ни «нет». Думаю, по этому вопросу должен вынести решение церковный соборный разум.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

24.01.2018 09:22

Вопрос очень злободневный. У нас всегда брак считался серьезным официальным событием, даже когда еще не существовало ЗАГСов. Раньше браки регистрировали и обряды проводили в храмах. Это всегда был большой праздник, целое событие, к которому заранее долго готовились и ответственно относились.

У мусульман бракосочетание называется «никах». Оба будущих супруга должны свидетельствовать, что они мусульмане. Во время обряда должны присутствовать свидетели, опекуны. И обязательно предусматривается «махер» – предбрачный дар: жених должен подарить невесте оговоренную сумму или драгоценности. Если женщина останется одна, у нее будут средства на какое-то время. Так что у православных, католиков и мусульман бракосочетание способствует укреплению супружеских уз, а это очень актуально на сегодняшний день, когда устраивают пышные свадьбы, а потом бегут разводиться.

Надо не приравнивать сожительство к браку, а наоборот, быть построже, чтобы к браку относились серьезнее. Только так мы сможем поднять демографию, а соответственно и будет расти государство. Надо проявлять заботу о крепких семьях, разрабатывать программы, поощряя лучшие семьи. Либо льготы давать тем, кто официально заключил брак.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

24.01.2018 09:07

Это обесценивание нормальной семейной жизни. Если молодые люди решили пожениться, то и отношение к семье у них иное, чем у тех, кто решил «просто пожить вместе и притереться друг другу», как это модно говорить.

А если приравнять сожительство к браку, - как доказать, что вместе жили два года или пять лет? Оспорить это можно будет легко. Или вот пример: пожили, родили ребенка, разбежались, ребенок остался без отца. Мать требует раздела имущества, а отец скажет, что не жил с ней. Он со своей стороны приведет свидетелей, она со своей. И что получится? Сейчас и после регистрации брака делить имущество иногда очень сложно.

И потом официальный брак – это выданное в ЗАГСе свидетельство, пресловутый штамп в паспорте. А сожительницу, которую почему-то называют «гражданской женой», не пустят в реанимацию к сожителю, если не дай бог случится что-то страшное. Как она докажет, кем приходится человеку без свидетельства о браке и без штампа в паспорте? А бывает у мужчины и «гражданских жен» с десяток при наличии единственной официально зарегистрированной. Как быть в этом случае?

Так что это аморальное предложение. Очень надеюсь, что нормальные сенаторы не позволят этому законопроекту увидеть свет.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

24.01.2018 09:06

С точки зрения иудаизма брак, конечно, должен быть освящен и зафиксирован. Но, наверное, в современном мире происходят перемены, которые, во всяком случае, заставляют задуматься над этим вопросом. Брак же не станет более крепким из-за того, что в паспорте поставлена печать.

Есть люди, которые хотят жить «просто так», не оформляя свои отношения официально. Может, в этом тоже есть какая-то доля истины: их отношения держатся не потому, что кто-то в загсе шлепнул им в паспорта печать, а потому что они любят друг друга. Например, в Израиле такое сожительство действительно приравнивается к браку – со всеми юридическими последствиями. И это дело каждого: выбрать образ жизни, который он считает для себя возможным. По-моему, ничего страшного в таких отношениях нет.

Гораздо хуже, когда люди узаконили свои отношения, а спустя какое-то время пришли к выводу, что это было ошибкой. Это создает неудобства всем, включая и детей. У детей должен быть какой-то официальный статус, чтобы они не оказались потом «ничейными». Так что лучше принять такой закон, чем разбежаться потом в разные стороны, не неся за детей никакой ответственности.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...