Независимость нельзя доводить до абсурда: парламентарии о неприкосновенности на дорогах
09.02.2018 17:04
МВД предлагает резко ужесточить наказание для пьяных водителей. За повторную езду на машине в пьяном виде ведомство хочет увеличить максимальный срок наказания с двух лет лишения свободы до четырех. Соответствующие поправки предлагается внести в Уголовный кодекс.
Буквально за сутки до этого, как пишет Business FM, вступил в силу новый приказ МВД, который запрещает инспекторам ДПС отстранять судей от управления автомобилем и направлять на освидетельствование на состояние опьянения, а также составлять протокол о правонарушении.
Согласно статье 16-й Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации», судья неприкосновенен. Это включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, а также транспортных средств. То есть уже согласно этому закону инспектор ДПС не имеет права отстранить судью от управления автомобилем и отправить машину на штрафстоянку, даже если он пьян.
Новый приказ МВД добавляет к этому запрет на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также составление протокола.
Ранее гаишники могли общаться с судьями на дорогах как с рядовыми водителями. По мнению авторов поправок, это создавало возможность давления на них, и теперь такое исключено.
На Западе, в частности в США, никаких преференций для судей не существует. Они ничем не отличаются от обычных граждан. Правоохранительные органы имеют право арестовывать их при наличии какого-либо подозрения. Все абсолютно публично и прозрачно.
Чтобы в России было, как на Западе, первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков еще два года назад внес в Думу законопроект о равенстве всех перед законом и судом, но его до сих пор не рассмотрел даже профильный комитет.
Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству: «Неприкосновенность и иммунитет — это не право нарушать законы, в том числе и правила дорожного движения. Если инспектор остановил на дороге водителя, нарушившего ПДД в состоянии опьянения, то разговор идет о водителе, а не о судье, следователе, прокуроре, поваре, журналисте. За рулем находится водитель. И его иммунитет заканчивается ровно там, где он начинает нарушать правила и законы. Но пока законопроект мой, честно говоря, завис. Я буду, конечно, стараться его продвигать и дальше, потому что только на законодательном уровне мы можем снять то неравенство перед судом, которое фактически сейчас имеем».
Старая истина, что пьяный за рулем – потенциальный убийца, поэтому МВД и предлагает резко ужесточить наказание для пьяных водителей, но почему-то запрещает инспекторам ДПС отстранять судей и сотрудников прокуратуры от управления автомобилем, тем самым создавая риск причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Как вы прокомментируете новый приказ МВД? Не кажется ли вам, что данное решение, позволяющее пьяному продолжить управление автомобилем, создает риск причинения вреда жизни или здоровью окружающих? Можно ли как-то защитить независимость нашего суда, не угрожая жизни граждан, или это необходимое зло? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.
09.02.2018 17:23
По поводу данного приказа МВД сегодня, до конца дня, я намерен направить письмо на имя Дмитрия Медведева как известного борца с алкоголизмом.
Понятно, что есть разные ситуации на дорогах. И наверное, судьи, прокуроры, как спецсубъекты, должны иметь некоторые особенности и дополнительные преимущества, хотя это тоже далеко не факт. Но по отношению к ситуациям, связанным с пребыванием человека за рулем в нетрезвом состоянии, никакого смягчения действующих норм быть не может и не должно.
Нетрезвый водитель, - и не важно, кто он по своей должности, - представляет собой реальную угрозу для жизни, безопасности, здоровья других людей, как пешеходов, так и автолюбителей. Поэтому данная норма в административном регламенте МВД, безусловно, должна быть отменена.
Любой судья должен быть примером законопослушания в нашей стране. С учетом этого инициатива МВД выглядит особенно поразительной. Тем более, что никакого наступления на независимость судей в действиях сотрудников ДПС, когда-либо отстранявших нетрезвых судей от управления автомобилем, на мой взгляд, не просматривалось.
09.02.2018 17:21
Считаю, что прежде всего это незаконный приказ. Дело в том, что законом установлен лишь особый порядок привлечения судей к административной ответственности. То есть, к административной ответственности за нарушения ПДД, включая пьяное вождение, их можно привлечь только с разрешения квалификационной коллегии судей. Коллегия может составить протокол об административном правонарушении и направить его по инстанциям.
Но пресекать противоправные действия судей, как и любых других граждан, сотрудник дорожной полиции не то что вправе, а просто обязан. И если он увидел пьяного водителя, то кем бы этот водитель ни был, он должен отстранить его от управления автомобилем. В противном случае мы понимаем, какими страшными последствиями для окружающих это может обернуться.
Таким образом, приказ МВД во-первых незаконен, а во-вторых он ставит судей в особое, исключительное положение, что с моей точки зрения совершенно неправильно.
У меня есть еще один довод в отношении того, почему судьям не надо давать никаких послаблений в этой части. Сегодня такого рода дела они рассматривают, как правило, в пользу сотрудников ГИБДД. Вот и пусть на своей шкуре почувствуют, что это такое! Тогда, возможно, они объективней будут эти дела рассматривать.
Я вообще за то, чтобы отменить судейский иммунитет. И уж тем более нельзя лишать дорожную полицию права пресекать опасные правонарушения. Оставлять пьяного водителя за рулем недопустимо, его надо от управления отстранять.
09.02.2018 17:19
С депутатом Лысаковым не всегда можно соглашаться, но в данном случае я разделяю его мнение. Понятие о неприкосновенности судей нельзя доводить до абсурда, позволяя им совершать грубейшее правонарушение, каковым является управлением автомобилем в нетрезвом виде.
Приказ МВД означает прямую угрозу жизни гражданам, которые будут попадаться на пути у тех судей, кто безнаказанно будет садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. А ведь речь идет о служителях Фемиды, о людях, которые в силу своей профессии должны быть ярким примером соблюдения законности и порядка!
Поэтому волна поднявшегося общественного протеста против этого вопиюще несправедливого решения была неизбежна. Народ у нас и так устал от разного рода «випов» с какими-то привилегиями и особыми правами. А тут еще и для судей придумали такую привилегию, которая таит в себе опасность для всех остальных! Вся эта несправедливость формирует у граждан недоверие к нашей правовой системе, заставляет задуматься, в каком правовом поле мы живем.
Я согласен, что у нас должна обеспечиваться независимость судей. Но делать это надо за счет каких-то правовых механизмов, совершенствования судебного законодательства, а никак не за счет того, чтобы ставить судей над законом, создавать для них некий режим вседозволенности.
Таймураз Мамсуров
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»
09.02.2018 17:26
Я поддерживаю предложение об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде. Считаю, что разумный предел суровости должен быть вполне ощутимым. Тем более, сегодня человечество уже явно не делится, как было у Ильфа и Петрова, на пешеходов и водителей. Сейчас и пешеходов то почти нет: вышел из машины и идешь пешком. А пьяные водители – это реальная угроза жизни. Так что тут я за любое ужесточение наказания.
Если мы примем такой закон, не думаю, что в нем останутся лазейки для каких-то категорий граждан, тем более выделение по профессиональной принадлежности. Мне кажется, разумно выписанное положение такого закона вряд ли позволит подведомственным актам организовать какие-то исключения.
Судьи должны быть идеальными представителями общества, особенно когда речь идет о соблюдении законов и правил. Неприкосновенность – это ведь тоже конкретное понятие и должно быть расшифровано. Неприкосновенность не значит, что, например, человек может бегать по кинотеатру в одной руке с топором, а в другой с удостоверением судьи. Какая тут неприкосновенность? А в идеале судьи должны быть образцами законопослушания.