Любое новшество - это желание соригинальничать: парламентарии об изменениях в Избирательный кодекс Москвы
25.04.2018 17:43
Кроме того, ко второму чтению к проекту были внесены предложения Мосгоризбиркома. Например, комиссия предлагает опробовать в Москве механизм, который использовался на выборах президента в 2018 году: голосование избирателей по месту нахождения без использования открепительных удостоверений.
Предложенные поправки были одобрены редактором законопроекта вице-мэром Анастасией Раковой (уполномоченный представитель мэра в МГД).
Как Вы прокомментируете предлагаемые правки? Согласны ли Вы с мнением ряда экспертов, что предложенные меры будут способствовать открытости, честности и конкурентности предстоящих выборов? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям и экспертам.
25.04.2018 17:52
Во-первых, какое может быть в Москве голосование по месту пребывания? Что, надо самолетом лететь из одного конца Москвы в другой, чтобы проголосовать на участке, к которому ты прикреплен? Нет никакой необходимости переносить эту норму на московские выборы. Да и сама эта норма ведет фактически к узакониванию "каруселей", поскольку ни у партий, ни у избирательных комиссий нет возможностей выявить, голосовал ли человек на одном участке, или он голосовал на пяти участках. Поэтому, если соответствующая поправка будет принята, мы заранее объявим, что считаем предстоящие выборы нелегитимными.
Второе. Зачем увеличивать сумму избирательного фонда? Нынешний его объем и так вполне достаточный, если вести кампанию честно и открыто, без попыток подкупа избирателей.
Третье. Продление голосования до 22 часов ведет к колоссальной усталости членов избирательных комиссий, контролирующих соответствие хода выборов требованиям закона, а соответственно, к возможности фальсификаций. Если работать до 20.00, и то получается 12 часов подряд, а тут предлагается на 2 часа больше! Какой контроль, какая бдительность могут быть в этом случае у человека? Они просто пропадают!
Большая проблема заключается еще и в том, что на половине избирательных участков в Москве используются не сертифицированные КОИБы, заказанные только Москвой. При этом нет возможности для пересчета голосов, даже если КОИБ вышел из строя и 2-4 часа не работал. А программное обеспечение КОИБов тоже не контролируется ни избирателями, ни партиями, ни кандидатами. А это значит – "зашивай" в КОИБ любую программу, и он выплюнет тебе соответствующий результат.
Так что все эти новшества ведут к усугублению ситуации и упрощению фальсификации результатов выборов. Поэтому надо предусматривать возможность для ручного пересчета голосов, не допускать увеличения времени работы участков, надо делать дебаты открытыми и обязательными для всех кандидатов. И самое главное – уберите муниципальный фильтр! Это позорище, атавизм, который "Единая Россия" ввела для того, чтобы не допускать на региональные выборы кандидатов, способных составить реальную конкуренцию действующей власти. Этих кандидатов, этой конкуренции они боятся больше всего.
Мы, коммунисты, очень сожалеем, что остальные депутаты Мосгордумы, включая представителей "Родины", сегодня подстелились под мэра, под "Единую Россию" и поют под их дудку. Наша фракция в МГД выступает против всех этих поправок, и я аргументировал, почему.
25.04.2018 17:52
Что касается сокращения количества подписей, думаю, предварительно было проведено исследование на этот счет. Так что не вижу и тут подвоха. Сбор подписей, честно говоря, во многом чисто формальное требование. Я понимаю, когда есть фильтр, о котором тоже многие шумят, и были обещания убрать его из региональных выборов. А по идее основная задача фильтра – отсеивать авантюристов. Ведь на выборы может прийти кандидат, на котором клейма негде поставить.
Но жизнь показала, что фильтры работают иначе. Они не отсеивают непотребных людей, как должно быть, они борются с неугодными, а это самое постыдное дело. Но только народ должен решать – оказывает он поддержку кандидату или нет. Так что это не демократия, это вывихи демократии. И мы надеялись, что фильтры уберут в регионах. Есть же партии, которые рекомендуют своего кандидата, пусть они и отвечают за моральное и психическое состояние своего человека. А если кандидат беспартийный, то пусть получит поддержку от какой-либо партии. Надо использовать партийное влияние, так и ответственность будет.
Что касается открепительных удостоверений, я так понял, это нововведение на выборах президента себя оправдало. Так почему бы тогда его не распространить на региональный уровень? Сегодня в Москве, а завтра в другом регионе. Я уверен, ЦИК сделал выводы на этот счет, и если все отлично, почему бы опыт не использовать дальше.
Так что не надо бояться нововведений, каждое из них создано именно для еще более честного проведения выборов.
25.04.2018 17:52
Почему хотят уменьшить количество подписей в два раза, а не в полтора? Москва такой же субъект федерации, как и любой другой. Да, большой город, но он такой же, как все. Насчет продления времени голосования тоже непонятно. Ладно бы речь шла об оленеводах, которым добираться долго и далеко до избирательного участка. А москвичам, как известно, объяви о скидках, и они через 20 минут окажутся в нужном месте. Так что расстояния столицы и время тут тоже весьма условный повод для перемен.
И про открепительные не совсем понятно. Зачем это нужно? Чтобы москвич на Камчатке голосовал? Это уже лишнее и из области крайности. Так что нынешнее законодательство по выборам мэра столицы проверено годами, и никто не возражал в прошлые разы против существующего механизма.
Продлить работу участков работу – тоже непонятно.
Ярослав Нилов
председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР
25.04.2018 17:52
Поэтому все эти поправки можно будет оценивать только тогда, когда будет понятно, смогут ли они изменить данную ситуацию. Если они позволят другим партиям, оппонирующим "Единой России", собственными силами выдвинуть своих кандидатов, тогда все эти попытки реформировать столичный избирательный кодекс будут оправданы. Если же все равно все будет зависеть от того, какую позицию займут депутаты от партии власти, тогда разговоры о каких-либо изменениях – лишь сотрясание воздуха.
Что касается голосования без открепительных, то, с одной стороны, это, конечно, удобно. Я сам воспользовался на выборах президента этой новой возможностью и голосовал в Смоленске, будучи прописан в Московской области. Но известны случаи, когда людей заставляли информировать о том, что они проголосуют на конкретном избирательном участке, куда они приезжали и голосовали. А в той же Москве мои знакомые столкнулись с ситуацией, когда они пришли голосовать, но их данных не оказалось в списках избирателей. И только после неоднократных настойчивых требований с их стороны они все-таки были включены в списки, хотя делать этого на избирательном участке не хотели.
Вот как это расценить? Как некие технические издержки внедрения новой практики, как нежелание работать или нечто другое, заслуживающее более детального разбирательства?
Поэтому реформировать избирательную систему надо, повышать прозрачность и открытость выборов надо. Но я считаю, что достичь нужного результата можно лишь тогда, когда вообще будет убран муниципальный фильтр и у всех политических сил будут равные возможности для выдвижения своих кандидатов.