Нужны ли новые храмы? Мнения священнослужителей
30.05.2018 11:22
«В определенных кругах нередко раздаются нарекания: зачем мы строим храмы, они строятся с избытком, а нужно ли столько храмов и прочее», — заявил В.Р. Легойда.
«Давайте просто подумаем в перспективе развития страны и попытаемся себе представить будущее нашей страны, так осторожно скажу, через 50 лет, через 100 лет — какую роль в нем будет играть христианство», — прибавил он.
Легойда напомнил, что при сохранении текущей совокупности факторов демографического, политического и иного характера, ответ на этот вопрос представляется далеко не очевидным. «Существует социологическая закономерность, что увеличение количества храмов приводит к увеличению числа верующих», — подчеркнул он.
«И с этой точки зрения, если мы хотим, чтобы христианство сохранилось, то у нас не должно быть ни одного аргумента против строительства новых храмов. Потому что это утверждение нашей веры: и символическое, и реальное», — заключил В.Р. Легойда.
«Замечали ли вы, чтобы со строительством новых храмов увеличивалось число верующих? Пустуют ли новые храмы, как то утверждают их противники?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
30.05.2018 11:42
Христианство, а именно русское православие, сейчас дает надежду и другим народам в нынешней нестабильной турбулентной политической ситуации. А эта ситуация имеет свою основу – богоборчество, сатанизм: в США даже церковь Сатаны есть. Недаром возникают террористические организации, которые нарушают всякую традиционность своих конфессий и встают на демоническую почву. В этом смысле Россия как государство с православным большинством, конечно, вызывает у многих злобу и даже экзистенциальную ненависть именно из-за того, что выступает мощнейшим сдерживающим фактором. Без молитвы к Богу, которую приносит православный народ, конечно, все просто обрушится, и в конечном итоге мир изойдет к массовой бойне.
Поэтому можно понять противников строительства храмов именно с такой точки зрения: им хочется своей власти, им не нравится власть Божья, они – богоборцы, и все знаки присутствия Бога на русской земле воспринимаются ими как наша агрессия. Они и дальше будут продолжать эту линию. А наше дело сейчас всячески поддерживать построенные храмы, чтобы в них совершалась служба и воспитывалось новое поколение православных верующих.
Еще одна особенность нашего православия: оно всегда оплот для нашей государственности, которую невозможно иначе сохранить кроме как через опору на православие. То есть предлагаемые молодежи развлечения не дают возможности сформировать нормальное поколение, устойчивое к разным угрозам, вызовам и искушениям. Это может только православная вера. Иначе страна не сможет удержаться. А Русь святая была призвана хранить православную веру и иметь в ней утверждение.
30.05.2018 11:33
Поэтому если мы действительно желаем сохранить себя как цивилизацию православия, то нельзя обойтись без строительства храмов. Это необходимо для христианизации нашей жизни, воцерковления, переписывания законов с точки зрения христианства, а не спекулятивной идеологии. Поэтому храмы надо строить, если желаем блага народу и стране для ее сохранения.
И потом если сейчас вдруг пойдет народ в храмы, мы же не справимся! Например, у нас и так в нашем храме за воскресную Литургию причащается по нескольку сотен человек. А на Пасху и вовсе приходит более тысячи – все поместиться в храм не могут. Что же делать, если еще желающие придут, куда их направить, если нет новых храмов? А людей год от года действительно становится все больше. Так что храмы нужны.
30.05.2018 11:31
У нас называют себя верующими более половины населения, а в храмы ходят гораздо меньше. И когда появляется такая возможность (это можно назвать «закон отложенного спроса»), они начинают вновь ходить, а потом втягиваются. Этот процесс действительно наблюдается, когда увеличивается количество храмов.
Конечно, нужно быть очень осторожным, «не продавливать» строительство, а вести его с согласия жителей, чтобы они поддерживали наши усилия. Но что этот процесс взаимосвязанный, я согласен. Более того, думаю, что храмы могут оздоравливать атмосферу вокруг себя, в особенности если там занимаются не только богослужением, но и работой с подростками, с детьми, образованием, другими вещами, которые востребованы людьми, будь они даже неверующими. Если мы будем полезны всем, независимо от вероисповедания и даже веры, строить храмы станет просто и легко, и все поддержат это. Если же мы будем строить их с оглядкой, замыкаться, работать «на себя», наверное, это строительство не принесет пользы.
30.05.2018 11:29
У нас много еще крупных поселков и районов городов, где много потенциальных прихожан, а храмы не строят. За последние, скажем, 30 лет невозможно восстановить то, что когда-то было разрушено. Сообразно с такими потребностями сейчас и возводятся храмы.
Я не замечал, чтобы, когда строили новые храмы, прежние приходили в запустение. Думаю, таких проблем нет. Есть другие: иногда восстанавливают храмы в населенных пунктах, где уже почти не осталось жителей. Это могут быть небольшие поселки, пустеющие деревни. Там, где раньше было многолюдно, и строили большие каменные храмы. Что-то от них осталось, и конечно, хочется их восстановить. Многие из этих храмов памятники архитектуры. И вот храм восстанавливают, а ходить туда некому – такая проблема действительно есть.
Но если храм где-то восстанавливают, возможность поддерживать в нем жизнь имеется – над таким храмом может взять шефство приход. Возможно, этот храм находится на пути туристического маршрута. А старые храмы хранят историю, которая интересна многим. Знать ее нам необходимо.
30.05.2018 11:28
Я не считаю, что у нас преизбыток храмов и священников. Сколько я себя помню, всегда в это была необходимость. Когда я служил в Кунцеве, строился храм, потом еще один. И нагрузка не спадала. На какое-то время новый храм принимал ее на себя, а потом ситуация повторялась.
Мне кажется, пока рано говорить о том, что новые храмы будут лишними. По крайней мере, в Москве, где их колоссальная нехватка. Я сужу по своему еженедельнику: с трудом нахожу там свободное время и вынужден переносить беседы с людьми. Такое впечатление, что нагрузка только растет: храмы открываются, а ее меньше не становится.
30.05.2018 11:26
Мы говорим, что храмов и церковных учреждений даже до революции было недостаточно. А сейчас, когда у нас густонаселенные мегаполисы, людей в городах становится больше, понятно, что новые храмы нужны.
Я знаю примеры, когда существует и где-то собирается церковная община (и таких общин, приходов немало), но храмов, других зданий, необходимых для миссионерской деятельности, работы с молодежью у них нет. Где собираться этим людям, не в кафе же ходить?
Так что Церковь продолжает свое служение за земле – в том числе, возводя необходимые здания для молитв.
Преосвященнейший Ириней
епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института
30.05.2018 11:46
Но священников, которые могли бы собрать вокруг себя людей, разбудить их, увы, не так уж много. Мне иногда кажется, что часть наших храмов со временем перейдут в руки других людей. Посмотрите, что произошло в Европе! Католические храмы там передают православным, а бывает, что и представителям ислама. А те, кто готов их содержать, порой устраивают там рестораны, танцевальные площадки. Может быть, через какое-то время подобное будет в России. Многие уезжают из тех мест, где эти храмы строились. Смотрите, сколько людей уезжает с Дальнего Востока, из Урала, Сибири в Москву, Санкт-Петербург, и другие крупные города. И на их место приезжают китайцы, выходцы из Средней Азии. Китайцы не веруют в Бога, - хотя некоторые принимают православие. А выходцам из Средней Азии тоже нужно где-то молиться. И они смотрят на здания наших храмов. Жаль, что все меньше людей из Белоруссии, с Украины приезжают в Россию, чтобы поселиться на пустующих землях.
У нас в регионе таких проблем нет – наши священники активно берутся за работу. Я регулярно собираю их, мы проводим беседы. И у таких регионов, где работа идет активно, будущее есть.