Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Михаил Щапов: Нам нужна уже не стратегия, а план пространственного развития

27.08.2018 17:46

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

Комментарий к статье От перестановки мест слагаемых сумма не меняется: парламентарии о делении России на макрорегионы

В целом, этот документ отсылает нас к принципам развития экономики СССР, в основе которой также лежало глубокое понимание стратегии пространственного развития государства. Это положительная тенденция.

Вместе с тем, сейчас документ наполнен как внутренними противоречиями, так и противоречиями с текущей федеральной политикой в отношении регионов. А вот чего в нем не хватает - так это конкретных мероприятий и плана действий. Мы видели много стратегий и концепций, но уже давно пора заняться планированием с четкими направлениями деятельности и показателями эффективности. Нужна не стратегия, а план пространственного развития страны.
Если говорить о внутренних противоречиях, то, пожалуй, главное из них: сочетание задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ и повышения конкурентоспособности экономик субъектов РФ за счет развития эффективных экономических специализаций. В реальной жизни, к сожалению, невозможно одной рукой всех уравнивать, а другой - стимулировать развитие. В СССР это понимали и на направлениях экономического прорыва создавали особые условия для людей. Достаточно вспомнить северные надбавки, или спецобеспечение крупных промышленных центров. Благодаря этому СССР и стал одной из ведущих промышленных держав с мощным научно-техническим потенциалом.

Если говорить о противоречиях с реальной политикой в отношении регионов, то например декларация принципа "учета интересов местного населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий" совершенно противоречит текущей политике межбюджетных отношений, которая практически полностью лишает местное населения хоть каких-то рычагов влияния на социально-экономическое развитие своего города. Когда 70% собираемых на территории региона налогов уходят в федеральный центр, оставшиеся деньги и трансферты из вышестоящих бюджетов расходуются по жесточайшим бюджетным правилам, а средств на развитие просто нет - фраза "учет интересов местного населения" превращается в профанацию.

По поводу принципов формирования макрорегионов тоже есть вопросы. Они формальны и во многом устарели. Например, в Байкальский регион включены Иркутская область, республика Бурятия и Забайкальский край. Но в реальности Забайкальский край слабо связан экономически с нашими регионами, зато является крайне важной пограничной территорией и требует особого внимания в этом качестве. Зато Монголия очень сильно связана с развитием Иркутской области - достаточно вспомнить ситуацию с планами строительства Монгольских ГЭС и многочисленные связи - культурные, исторические, туристические и экономические между регионом и южным соседом. Но эта связь никак не просматривается в принципах формирования. Авторы стратегии, видимо, считают, что раз нет общей границы, значит и связи нет. Это подход из 19 века, а никак из 21-го.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."