Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Самое настоящее вредительство: парламентарии о возможном повышении ключевой ставки

05.09.2018 10:33


Председатель Банка России Эльвира Набиуллина не исключила рассмотрения варианта повышения ключевой ставки на заседании совета директоров 14 сентября, сообщает "Интерфакс".

"Сейчас, скажем так, немного факторов, если сказать, они отсутствуют, которые бы говорили за снижение ставки. Есть факторы, значительное число факторов, которые говорят о сохранении ставки, и появились некоторые факторы, которые позволяют вынести, положить на стол и вопрос возможного повышения ставки. Еще раз, мы будем оценивать все риски, потому что, на наш взгляд, основные риски носят временный характер, и если они не транслируются в рост инфляционных ожиданий, во вторичные эффекты, то политика (денежно-кредитная – прим.) может быть просто более постепенного смягчения, медленнее (снижать ставку – прим.), чем мы предполагали раньше", - сказала Набиуллина на пресс-конференции в рамках форума Альянса за финансовую доступность.

Глава ЦБ пообещала "реальное обсуждение" вариантов решений по ставке на заседании 14 сентября. По ее словам, есть изменения во внешних факторах, и это будет предметом обсуждения на заседании совета директоров.

27 июля совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых.

В разговоре с "Актуальными комментариями" бизнесмен Дмитрий Потапенко рассказал о причинах решения ЦБ: "В экономике России сейчас все меньше денег. Таким нехитрым способом ЦБ и подконтрольные ему банки пытаются заработать деньги в экономику. Другое дело, это приведет к еще большему осушению реального сектора экономики, но это уже никого, по моему мнению, не волнует", — считает эксперт. По мнению Потапенко, вероятность повышения ставки действительно высокая, и заявления Набиуллиной нельзя назвать "проверкой почвы".


Как бы Вы прокомментировали заявление Набиуллиной? Как повышение ключевой ставки может отразиться на реальном секторе экономики? С чем Вы связываете нынешнюю политику ЦБ по ключевой ставке? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

05.09.2018 10:45

На сегодняшний день повышать ключевую ставку нет никаких оснований.

Получается, Набилуллина противоречит сама себе. Она говорит, что как только мы победим инфляцию, остановим ее рост, так сразу стабилизируется и ссудный процент, и все прочее. А сейчас мы достигли даже не 4% инфляции, которые они таргетировали, а 3% , поэтому плановые показатели они выполнили. Тогда какие есть основания повышать ключевую ставку, делая тем самым недоступными кредиты, и ипотечные, и для экономики? Все это говорит о том, что государственные деньги забираются, делаются недоступными для экономики, и она будет чахнуть.

Отмечу, что на сегодняшний день цена на нефть увеличилась, растет, и довольно успешно. При этом курс доллара искусственно нагоняли, Минфин скупал доллары на внутреннем рынке и тем самым увеличивал цену американской валюты. В результате у нас повышается цена на нефть и повышается курс доллара, т.е. обратной пропорциональности нет. К чему это ведет? Это ведет к тому, что все наши нефтяные и газовые компании, которые продают российское сырье за рубеж, получают двойную выручку из-за роста цен на нефть, потом привозят эти деньги в Россию, обменивают на рубли и получают по сегодняшнему долларовому курсу еще и вдвое больше рублей. В результате они имеют четырехкратную выручку! А если поднимать ключевую ставку, то поднимутся и ставки на депозит, на который они кладут эту свою выручку. А депозитные ставки должны оплачивать банки, которые берут деньги в ЦБ. Таким образом, цепочка замыкается.

Страна вынуждена оплачивать выгодный нефтегазовому сектору курс иностранной валюты при обмене долларов на рубли. В прошлый раз, в 2014-15 гг. ЦБ потратил на это дело 9 трлн рублей и практически разорил нашу страну. Начали привлекать золотовалютные резервы, потому что долларовой массы не хватало. А сейчас прошла информация, что золотовалютные резервы будут сокращаться на 3,5% . Они объясняют этой ценой на золото, но я объясняю это как раз тем, что придется платить по завышенному курсу огромные деньги нефтегазовым компаниям.

Одним словом, ради сохранения прибыли нефтегазовых компаний будет фактически разворовываться государство, поскольку триллионы рублей будут выброшены на обогащение нефтегазовых олигархов. А реальный сектор при этом просто остановится. Если и без повышения ключевой ставки кредитные ресурсы у нас составляют до 24%, то с повышением ключевой ставки они и до 30% дойдут! Никто такие кредиты брать не станет, поскольку они ведут только к разорению.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

05.09.2018 10:45

Я думаю, если ставится цель добить российскую экономику, вогнать ее в рецессию, то повышение ключевой ставки будет в самый раз. Если же к этому предполагаемому Набиуллиной повышению ставки добавить уже свершившееся повышение НДС, которое постигнет экономику с 1 января, то нам точно будет гарантирована рецессия в 2019 году. И тогда абсолютно на 100% будут провалены все цели и задачи, поставленные в майском указе президента.

Тяжелее всего придется реальному сектору. Во-первых, санкции, во-вторых, очень дорогие кредитные ресурсы (на Западе занимать нельзя, а в России очень дорого), плюс повышение НДС. Все это ударит в первую очередь по обрабатывающим отраслям. "В шоколаде" останутся лишь сырьевики. Для них повышение НДС сыграет только в плюс, потому что этого налога будет возвращаться им еще больше. Денег у них как у дурака махорки, им занимать не нужно. А когда рубль еще больше просядет, денег в карманах сырьевиков станет еще больше, зато заплатит за это вся страна.

Учитывая закредитованность нашего населения, повышение ключевой ставки даже на 0,25% серьезно ударит по бизнесу. Вообще даже заявления такого рода уже бьют по бизнесу. Достаточно одного заявления Набиуллиной, чтобы банки начали поднимать ставки.

Я уже давно понял Набиуллину: ей все равно, будет в России экономика или не будет. Ее задача – на нуле держать инфляцию, и эту задачу она выполнит хоть при работающей экономике, хоть при не работающей экономике. И это очень печально, потому что, образно выражаясь, самая низкая инфляция – на кладбище: там вообще ничего не растет.

В свое время главе ЦБ предлагали, раз уж нет желания снижать учетную ставку, заняться точечным кредитованием определенных секторов экономики, или выделять целевые кредиты на приобретение гражданами жилья, автомобилей, или дать целевые кредиты, под 3-5%, компаниям, покупающим российскую технику и оборудование. С одной стороны, это не разгоняло бы инфляцию, а с другой – подняло бы спрос на российскую продукцию. Нет, она этого ничего не делает, зато теперь не исключает возможность повышения ключевой ставки! Но я все-таки не думаю, что до этого дойдет, и надеюсь, что ставка останется на прежнем уровне. Если же вдруг такое случится, то это будет самым настоящим вредительством.

Александр Старовойтов

Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

05.09.2018 10:45

Политику ЦБ я никогда не связывал с политикой оздоровления нашей экономики. Даже если взять нынешнюю ключевую ставку, то нельзя сказать, что она призвана оздоровить ситуацию в экономике, в развитии малого и среднего бизнеса, потребительского и ипотечного кредита. Давайте сравним, какие ключевые ставки в руководящих банках других стран? Там 2-3%, а в некоторых странах, если берешь кредиты, ставка вообще чуть ли не в минус уходит, лишь бы брали деньги на развитие. Во время любого экономического кризиса ЦБ всех стран понимали, что лучший выход – это процесс снижения ключевой ставки, что являлось всегда хорошим толчком к развитию бизнеса. Поэтому я не понимаю, чьим опытом руководствуется наш ЦБ, чтобы принимать свои решения, и с большим пессимизмом отношусь к ситуации.

Мало того, что бизнесу увеличили НДС на 2%, а это немало, учитывая в каких условиях сейчас работает реальный сектор экономики. Все банки даже комиссию повысили за снятие наличных денег, в чем часто нуждаются бизнесмены, плюс общий рост цен на энергоносители. Какие шаги для оздоровления экономики тут можно увидеть?

Конечно, банку выгодно зарабатывать деньги. ЦБ раздал деньги банкам, повысил ключевую ставку, и все эти банки сразу реагируют. А для бизнеса ситуация опять становится патовой. То есть у нас не рассматривается ключевая ставка как действие со стороны нашей экономики для ее оздоровления.

ЦБ существует в своей отдельно взятой финансовой модели, но ни в коем случае не в совокупности действий, которые надо предпринимать всей страной для внесения правильных инициатив, которые бы способствовали развитию реального сектора экономики. ЦБ сам по себе. И его как банк понять можно, но как один из органов, который должен принимать свои решения в пользу оздоровления экономики, понять никак не могу. Если он сам по себе, то нужен ли нам такой ЦБ? Я не понимаю его деятельность и все, что происходило, происходит и, увы, в ближайшей перспективе будет происходить.

Ирина Гехт

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Челябинская область)

05.09.2018 10:45

Безусловно, повышение ключевой ставки всегда воспринимается реальным сектором не как благо. Весь бизнес говорит, что готов развиваться, открывать новые производства, дайте только дешевые кредиты. И это правильно, потому что, ограничивая возможность взятия кредитов, мы тормозим развитие экономики.

У нас, например, недостаточно средств выделяется на льготное кредитование, на субсидии для компенсации процентных ставок по инвесткредитам. Этого мало. Вы не представляете, сколько поступает заявок на малые формы кредитования в аграрном секторе – фермерство, кооперативы. Так что чем больше льготных механизмов и финансирования кредитования, тем больше возможностей для экономики.

Мы все время говорим о стимулировании малого и среднего бизнеса, о необходимости повышения производительности труда, о наилучшей доступности технологий для сельхозпредприятий со следующего года. Так что поддержка в части кредитования и получения дешевых денег была бы благом. Но если экономика начнет сворачиваться, это отразится на всем. В том числе, кстати, и на социальных аспектах, и на доходах граждан, и на возможности ипотечных займов, которые многие раньше рассматривали как реальность, а теперь задумываются, стоит ли в условиях экономической турбулентности связываться с кредитом.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."