Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Душа болит, а сердце плачет: парламентарии ситуации с демографией

01.10.2018 11:22


В майском указе Путин поставил задачи к 2024 году добиться повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 году — до 80 лет, добиться снижения младенческой смерти, а также обеспечить устойчивый рост численности населения. С этой целью кабинет министров в Основных направлениях деятельности правительства разработал шаги по улучшению демографии, рассчитывая снизить смертность в России к 2024 году до уровня не выше 10,9 на 1 тыс. населения (в январе—июле 2018 года показатель находился на уровне 12,9) и добиться сокращения смертности в трудоспособном возрасте — до 350 случаев на 100 тыс. населения.

В направлении по организации системы здравоохранения и медстрахования планируется снизить смертность от новообразований и болезней системы кровообращения, младенческую смертность. Правительство к 2024 году также намерено добиться 95-процентной укомплектованности врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, а также повысить доступ к медуслугам через портал госуслуг для 50 млн человек.

Выполнить майский указ особенно важно, учитывая, что только что Госдума в третьем чтении приняла пенсионную "реформу", основанную на повышении пенсионного возраста. Необходимость повышения пенсионного возраста аргументировалась тем, что увеличивается продолжительность жизни.

Всем очевидна взаимосвязь увеличения продолжительности жизни и снижения смертности. Но вот Росстат опубликовал данные за 2017 год и выяснилось, что смертность в прошлом году превысила рождаемость на 140 тысяч человек. Основной причиной смертности, как и во всём мире, стали сердечно-сосудистые заболевания. А ведь в прошлом году был год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, при этом заболеваемость не снизилась, а выросла.

Еще один парадокс. Согласно тому же майскому указу президента Владимира Путина, к 2024 году показатель младенческой смертности в России должен снизиться. А Счетная палата, напротив, отмечает рост младенческой смертности, причем в регионах, где в 2016–2017 годах заработали перинатальные центры — клиники, где проводятся консультирование, лечение и реабилитация беременных и родивших женщин и новорожденных. Согласно последним данным, в январе—июле 2018 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года показатель младенческой смертности в Калужской области увеличился на 23,1%, в Тамбовской области — на 14,3%, в Нижегородской области — на 37,2%, в Самарской области — на 4,8%, в Челябинской области — на 26%, в Кабардино-Балкарской Республике — на 3,8%, в Республике Хакасия — на31%. Никакого объяснения этому аудиторы не предлагают.

Врачи скептически отнеслись к планам правительства, объясняя это тем, что на данном этапе здравоохранение находится в плачевном состоянии, а на улучшении ситуации уйдет десятки лет: «Декларировать можно все что угодно. Вся система оказания медицинской помощи сейчас находится в печальном состоянии, предпосылок к тому, что что-то изменится к лучшему, мы, практикующие врачи, пока не видим. Пока мы видим только рост проблем, снижения уровня образования, в том числе в онкологической сфере в целом. Безусловно, заявление само по себе прекрасное. Снизить смертность, увеличить рождаемость – что может быть лучше?Глобально нужно просто менять всю систему. Начиная от подготовки первичного звена, от формата финансирования онкологической помощи, более активного внедрения скрининговых программ, для целого ряда патологий, выделение больших средств на постдипломное образование специалистов, создание федеральных программ, чтобы это было централизованно, на это должны уйти десятки лет при нынешней ситуации. Конечно, это может случиться случайно, но точно не в ближайшие годы», - заявил врач-онколог Европейской клиники Андрей Пылёв в эфире "НСН".


Как Вы прокомментируете планы правительства по улучшению демографии и снижению смертности? Реально ли их выполнение? Что необходимо для этого? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

01.10.2018 11:25

Действительно, показатели смертности и рождаемости отличаются по сравнению с прошлым годом. Вы по 2017 году данные привели, а я сейчас смотрю данные по первому полугодию 2018 года и вижу, что коэффициент смертности в России увеличился по сравнению с таким же периодом 2017 года. Есть регионы, такие как Курская, Курганская, Владимирская, Орловская, Ивановская, Тверская, Псковская области, где смертность существенно превышает средние показатели по стране. Проблема в том, что центральные районы страны действительно вымирают. Если в Ингушетии на 1000 человек двое умерших, а в Псковской области 18 человек на 1000. Так что в центральных регионах проблема была и есть. Половина не доживет до пенсии. Горький юмор: сплошная экономия для бюджета!

Та же самая история с рождаемостью. В первом полугодии 2017 года на 1000 человек родилось 11,2 детей, а в 1 полугодии 2018 года уже 10,7. Самая большая рождаемость в Республике Тыва (20 детей на 1000 человек), Чечне, Ингушетии, Дагестане. Во всех остальных регионах падение рождаемости. А если взять центральные регионы – самое последнее место у Ленинградской области - 7,7. Это значительно меньше, чем в среднем по России, а в прошлом году было 8,3. Опять-таки получается, что рождаемость сокращается. Стало быть, вся политика правительства, которую проводят уже сколько лет, абсолютно неэффективна.

Что касается смертности детей, то в целом по стране есть небольшое сокращение, но по отдельным регионам действительно зафиксировано значительное увеличение смертности младенцев.

И по поводу миграционного прироста: в первом полугодии этого года где-то на 70 000 человек выросло население, но за счет миграционного прироста. А в целом по стране наблюдается большой отток, особенно в Северо-Кавказском округе, Дальневосточном и Сибирском округе.

Сейчас приняли в третьем чтении закон о повышении пенсионного возраста, но я, как и вся партия, проголосовал против. Надо менять экономическую и социальную политику. Потому что сейчас она такая, чтобы богатые стали еще богаче, а бедные еще беднее.

Борис Чернышов

зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР

01.10.2018 11:25

Все реально. Не надо все сводить к тому, сколько денег выделено на постройку больниц, перинатальных центров и прочего. Надо изменить подход к работе. И не надо связывать это с увеличением пенсионного возраста. Мы голосовали, кстати, против повышения, но не все сводится к тому, сколько денег выделено на что-либо.

Мы должны больше внимания уделять рождаемости. Дополнительно проводить пропагандистскую работу. Давать возможности молодым семьям, чтобы решались на рождение еще одного ребенка. И тогда будет совершенно другой формат и подход, чтобы образовывать семьи с большим количеством детей.

Надо внимание уделять не только перинатальным центрам, но и клиникам, где лечится старшее поколение. Хорошо бы создавать фитнес-центры, где пожилые люди смогут заниматься спортом.

Еще один момент: закрытие пунктов Скорой помощи, ФАПов. Это нужно вернуть. Надо откатиться назад, пересмотреть реформу. Но не надо негативно относиться к тому, что уже было сделано.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

01.10.2018 11:25

Я считаю, что планы всегда хороши, когда выполняются. И мы на тему повышения рождаемости, снижения смертности, в том числе детской, говорим не первый год, а минимум десяток лет. Колоссальные деньги государство тратит на перинатальные центры и кардиоцентры. Нельзя сказать, что сегодня мы в поликлиниках и в больницах как в 90-е годы можем измерять только давление. У нас прекрасное оборудование, на которое потрачены сотни миллиардов рублей, обучаем специалистов заграницей, у нас есть уникальные врачи, которых нет нигде в мире.

Думаю, тут сказывается общее равнодушное отношение к реальной профилактике. Хотя уже на протяжении минимум 15 лет все говорят, что надо заниматься профилактикой, но пока все ограничивается только разговорами. Должна быть система и ответственность. Не просто говорить, мол, вот мы построили клиники с лучшим оборудованием. Нужно именно нормальное отношение к пациентам, к системе здравоохранения. Его давно надо поменять, но почему-то не меняют.

Детская смертность – это действительно ужасно. На это может повлиять много факторов. Но, безусловно, надо эти факторы учитывать и стремиться к тому, чтобы в том или ином регионе решали проблемы в профилактическом текущем порядке. И тут дело специалистов все оценить, но я бы не стал соглашаться с тем, что мы только в начале пути. Если мы в начале 2000-х так говорили, то сейчас после такого внимания со стороны государства, после колоссальных затрат на медицину, мы не в начале пути.

Меня лично беспокоит система платной медицины. Ни для кого не секрет, что врачи, которые работают и в муниципальной поликлинике, и в платной, часто по-разному относятся к пациентам. В первом месте – прохладно, а во втором врачи становятся людьми. Надо определиться: если ты врач, ты должен быть везде врачом. И тут нужен контроль со стороны государства, потому что это вопрос здоровья наших граждан. И государство в этом отношении имеет право контролировать и выставлять определенные условия, в том числе по вопросам платной медицины, раз таковая у нас есть.

Всегда, когда слышишь такие отчеты, думаешь: ладно, когда это касается вопросов экономики, но когда касается жизни людей, душа болит, а сердце плачет.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

01.10.2018 11:25

Вопрос весьма серьезный. Потому что закон, который Госдума приняла в третьем чтении, и нам теперь в Совете Федерации придется его рассматривать и принимать, тоже связан с демографической ситуацией в стране.

Да, возмущение народа праведное, но мы как люди ответственные за положение в стране прекрасно понимаем, что оказались у стенки. Нам некуда сейчас деваться, иначе наступит момент, когда пенсии вообще нечем будет платить. И как бы не нравилось это народу, другого пути сегодня нет. Но при этом я не понимаю, почему, начиная с июля этого года, когда началась вся пенсионная эпопея, никто по-настоящему не говорил – ни глава правительства, ни другие министры, ни зампреды, отчего все это происходит. Все говорят о безвыходном положении. Но что надо делать, чтобы в дальнейшем этого не происходило? Пройдет 10-15 лет, нас многих уже не будет, и опять встанет вопрос о повышении возраста? Куда дальше? Если ничего так и не делать дальше, мы окажемся в еще более серьезном положении.

Пенсионные и вообще социальные проблемы – это зеркало экономики. Если не будет работать по-настоящему экономика, и темпы так и сохранятся на уровне 1,6-1,8% роста в год, как мы сможем содержать социальную сферу? Мы текущие дела обеспечить не можем. Говорят, что по производительности труда мы отстаем от передовых стран в два раза. Почему бы не ставить вопрос о том, чтобы подключать науку, ученых, менять экономическую модель, чтобы экономика динамично развивалась? Вот объявил президент, что экономика должна расти выше среднемирового уровня, а это от 4-5% в год. Так почему не разработаны никакие меры? Почему нет программы действий?

А что касается смертности, профессиональные выводы, как врач, я сделать не могу. Но считаю, что это все результат изменений, которые происходят в области медицины – бездумное уничтожение мелких амбулаторий, поликлиник в маленьких населенных пунктах. Кому это все нужно было? У кого что чешется? Кто все это делал, понимает или нет, что творит? Если с больным ребенком надо ехать минимум полчаса на электричке до ближайшего лечебного учреждения, а потом еще обратно добираться, это нормально? И после этого хотим снижения детской смертности? Мы недавно рассматривали на комитете вопросы медицины Якутии. Там страшное дело творится! Позакрывали все медпункты. По тундре надо за 100 км добираться людям до врача!

Эти изменения принесли огромнейший вред. Надеемся, что крупных медцентров в областных городах достаточно? Да, они нужны, но они могут охватить только 5% населения, а остальные 95%? Они разве в этих центрах лечатся? Они в поселках, селах и деревнях живут. Надо, чтобы медсистема стала ближе к народу. Еще до революции было четко сформулировано, что деревня живет до тех пор, пока там есть учитель, фельдшер и священник. Мы один удар сделали – стали закрывать некомплектные школы. Теперь второй удар по медицине. Нельзя кампанейщиной заниматься. Надо системно работать. Я не говорю уже о зарплате, комплектовании клиник врачами. Но если не будет системы, которая охватит любого человека, мы пропадем. Есть же Общественные палаты, другие общественные структуры. Почему они молчат, а не кричат? А теперь, когда смертность выросла, заохали и заахали.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Уже многие годы Минтруд занимается одним: придумыванием обоснования нищенских зарплат, нищенских социальных пособий и пенсий. Используются для этого разные хитрые приемы, схемы. Мы хорошо помним, что раньше они все старались компилировать нам потребительскую корзину, где оказывались взятые с потолка набор и количество продуктов, товаров и услуг. Мы не раз предлагали взять эту корзину чиновникам или депутатам, которые за нее голосовали и говорили, что это нормально, и попробовать на нее прожить..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."