Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Всем плохо и только отдельным хорошо: парламентарии о поддержке малого и среднего предпринимательства

15.10.2018 17:39


Правительство России снизило с 1 млрд руб. до 400 млн руб. максимальный размер кредита на инвестиционные цели, который может получить субъект малого и среднего предпринимательства (МСП) по льготной ставке 6,5%. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает "Коммерсант".

"При этом максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику на эти цели, не меняется и составляет 1 млрд руб. Таким образом, банки предоставят кредиты большему количеству субъектов МСП", — пояснили в правительстве.

Инициативу подготовило Минэкономики. Подписанные поправки также вводят квоту для субъектов МСП, относящихся к микропредприятиям, — не менее 10% от общей суммы кредитов, предусмотренных всеми кредитными договорами, заключенными банком по программе льготного кредитования.

По данным банков, на 1 августа было заключено 993 кредитных договора с субъектами МСП на сумму 45,4 млрд руб. В федеральном бюджете на эти цели было заложено 635,5 млн руб. В апреле по распоряжению правительства финансирование такой господдержки было увеличено на 805,3 млн руб. за счет средств резервного фонда.

Ранее "Ъ" стало известно, что Банк России подготовил "дорожную карту" по развитию финансирования субъектов МСП. Документ содержит меры по развитию рынков альтернативного финансирования - факторинга и лизинга для МСП, а также мероприятия, обеспечивающие возможность удаленной идентификации, проверки сведений и учредительных документов заемщика (согласие на обработку персональных данных заемщика в электронном виде, организацию взаимодействия с ФНС в части предоставления отчетностей, данных по кассовым операциям).


Как бы Вы прокомментировали решение правительства по упрощению получения кредитов для малого и среднего предпринимательства? В каких еще мерах поддержки нуждается сегодня МСП? Как вы оцениваете его нынешний уровень развития? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

15.10.2018 17:41

Не думаю, что это решение даст какой-то реальный толчок развитию у нас малого и среднего бизнеса. К сожалению, малый и средний бизнес в стране находится в таком положении, что фактически сам вынужден выживать, сам находить поле деятельности. Ему трудно вписываться в те программы, которые правительство обязано разрабатывать.

Почему так происходит? Во многом потому, что у нас нет планирования, мы не знаем, что будет в следующем году, что будет через 3-4 года, какие отрасли надо развивать, сколько станков мы будем делать, что будет у нас с легкой промышленностью, и т.д. Когда такое понимание отсутствует, когда люди в сфере малого и среднего предпринимательства берутся, иногда сами не зная за что, трудно оказывать какую-либо эффективную поддержку.

Поэтому нам нужна грамотная система планирования. Давайте просчитывать, сколько и где нам необходимо рабочих рук, сколько у нас должно быть станков, сколько кирпичей, бетона, цемента, и т.д. А потом уже надо обращаться к представителям бизнеса: вот, ребята, нам надо выпустить столько-то тракторов или траков к ним, и тем, кто готов это делать, мы предоставляем сегодня такие-то льготные кредитные линии.

Нужно стремиться к тому, чтобы малый бизнес был не посредническим, связанным с какими-то перепродажами, а производительным, обеспечивал страну продукцией, которая ей действительно необходима.

Михаил Емельянов

Депутат ГД РФ II-VII созывов, заслуженный юрист РФ, член «Справедливой России»

15.10.2018 17:41

Ну во-первых, прежде всего надо понимать, какой малый бизнес необходимо поддерживать. Все-таки главный акцент надо делать не на торговлю или сферу услуг, а на производящий и инновационный бизнес.

Во-вторых, отдельными, точечными мерами поддержки задачу развития малого бизнеса не решить. Понятно, что льготные кредиты получают те субъекты малого бизнеса, которые, что называется, имеют к ним доступ. А наибольшая часть субъектов малого бизнеса никакой поддержкой воспользоваться не может.

Поэтому нашим экономическим властям надо заниматься не точечной поддержкой, когда всем плохо и только отдельным хорошо, а изменить свою политику, чтобы каждый субъект малого бизнеса мог развиваться. Изменения должны касаться и ключевой ставки Центрального банка, и налоговой политики Минфина, таможенной и тарифной политики. А то сейчас макроэкономические условия такие, что производящий малый бизнес развиваться не может, а правительство создает условия только тем предприятиям, которые имеют возможность пойти и получить нужные кредиты.

Поэтому основная часть нашего малого и среднего бизнеса находится в том же состоянии, что и вся наша экономика, т.е. в состоянии стагнации. Соответственно, необходимы изменения всей нашей макроэкономической политики в пользу производства. Тогда и малый, и средний производящий бизнес будут развиваться, а отдельными точечными мерами добиться этого невозможно.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

15.10.2018 17:41

Действительно, при сниженных объемах кредитования большее количество предпринимателей получит кредиты, потому что у банков будет меньше к ним вопросов. Это хорошо. И 400 млн рублей – это приличная сумма, на которую можно серьезно развивать бизнес. Так что снижение ставки, упрощение схем получения кредитов, уменьшение разного рода бюрократических препонов позволит малому и среднему предпринимательству более плотно подойти к развитию бизнеса через вопросы кредитования.

Что еще нужно для помощи? В большей степени это касается местных органов самоуправления и органов власти в субъектах РФ. Это вопросы более упрощенных систем оформления земель, необходимых для развития бизнеса, по помещениям, которые в муниципальной и региональной собственности, но не используются в полной мере. Вот на это надо обращать пристальнее внимание.

И в зависимости от видов деятельности хочется, чтобы малый и средний бизнес не занимался вопросами "купи-продай или перепродай", а занимался реальным производством. Думаю, при инвестиционных проектах, связанных со строительством производств, перерабатывающей, легкой промышленности и т.д., надо принимать решения по оказанию содействия в обеспечении на крупных лизинговых условиях разного рода оборудованием нашего производства. Это бы развивало производственные предприятия и помогало бы выпускающим. Импортное оборудование дорогое и многое под санкциями. Надо смотреть, какие отрасли промышленности стоит развивать, и на это нацеливать производителей отечественного оборудования. Там, где существенное производство, может, нужно еще больше оказывать поддержку через процентные банковские ставки, лизинговые схемы или субсидирование на то или иное оборудование именно для выпуска продукции.

Оценивать успехи сегодня сложно. Потому что пока не выполнена задача президента, чтобы малый и средний бизнес занимал существенную долю в вопросах экономики. Положительные сдвиги есть, но все равно еще очень много вопросов по налогообложению, с "чистыми" зарплатами для людей именно в этой сфере. Тут надо трудиться и делать так, чтобы большая часть налоговых поступлений и в ВВП занимал именно такой бизнес.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

15.10.2018 17:41

400 млн – это вполне достаточная сумма для удовлетворения минимальных потребностей на развитие малого и среднего бизнеса. Хватит на закупку оборудования и на оборотные средства. А вот процентная ставка очень большая, я считаю. Не думаю, что у предпринимателей в начале деятельности будет рентабельность выше 6,5%. А если рентабельность такая или ниже, то какой же смысл вести дело? Работать в убыток себе никто не будет. Так что главный вопрос – это очень высокий процент.

Я помню начало кооперативного движения, потом оно переродилось и пошло не в ту сторону, но в начале была правильная идея: создать кооперативы, которые дали бы возможность насытить рынок товарами, услугами и т.д. Потом, когда появился новый Верховный совет в 1989-90 году, извратили этот закон и разрешили на действующих заводах создавать паразиты-предприятия, оттуда и пошло грехопадение. Но до этого законы были нормальными. Мы думали о том, чтобы быстро распространить возможность изготовления товаров народного потребления. И налогообложение было тогда очень серьезным вопросом. В то время было принято решение освободить начинающих предпринимателей от налогов на три года. Споров по этому поводу в 90-е было много, а сейчас вспоминают и говорят, что надо вернуть закон. За три года предприниматели могут окрепнуть и начать платить налоги, как полагается.

Что касается перемен, то я их не чувствую. Как было 20% МСП, так и остается. Хотя другие страны и до 60% доходов получают от малого бизнеса. А мы топчемся на месте, уже несколько лет принимаем всевозможные решения, но движения нет. Некоторые вещи делаем наоборот невыгодными. Я же помню, как несколько лет назад повысили социальные отчисления, мы сразу разорили несколько миллионов предпринимателей. Так о каком развитии речь?
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."